Реферат по истории Маленькие герои большой войны

Муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и творческих работ учащихся «Диалог культур»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»





МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

Работу выполнила:
Шумилова Екатерина
Дмитриевна,
ученица 5б класса
МБОУ «СОШ №20»


Руководитель:
Ананьева Светлана
Ивановна, педагог
дополнительного
образования
МБУДО ДТДиМ


665808 Ангарск,
95 квартал,
строение 20











Ангарск 2016


Аннотация

В работе «Маленькие герои большой войны» рассказывается о судьбе трех девочек – подростков, которые наравне со взрослыми приняли участие в Великой Отечественной войне и внесли свой вклад в дело Победы нашего народа над фашистской Германией. Они, как и взрослые, заслуживают того, чтобы их портреты были пронесены по улицам родного города с Бессмертным полком. Особенно подробно рассказывается о судьбе Нины Куковеровой по материалам музея боевой славы «Они сражались за Родину»
«СОШ №20»








































Отзыв руководителя

Будучи постоянным членом музейного объединения уже несколько лет
Шумилова Катя хорошо знает основные и вспомогательные фонды музея, среди которых важное место занимает письмо матери Нины Куковеровой.
Это письмо является одним из дорогих экспонатов основного фонда музея.
Судьба Нины Куковеровой никого не могла оставить равнодушными. В том числе и Катю. Она с удовольствием занимается исследовательской деятельностью. В прошлом году её исследование было посвящено пионерской организации. Почти полгода было потрачено на проделанную работу. Поэтому данная работа является как бы естественным продолжением работы предыдущей и Катя справилась с ней.
04.12.2016 Ананьева С.И.,
педагог дополнительного
образования ДТДиМ























Рецензия на работу «Маленькие герои большой войны»
Шумиловой Екатерины Дмитриевны МБОУ «СОШ №20»

В данной работе автором рассказывается о судьбе трех девочек- подростков, которые во время войны не могли оставаться в стороне от забот взрослых, занятых защитой Отечества. Кате справилась с поставленной задачей. Она использовала для анализа письмо матери Нины Куковеровой, достоверность которого не вызывает сомнений, а также и тех событий, о которых рассказывается в нём.
Анализ и обобщение данных, полученных в ходе анкетирования, позволили ей подтвердить свою гипотезу, что современные школьники не знают героев, своих сверстников. Поэтому, наверно, мало задумываются над
тем - «А делать бы жизнь с кого?».




Ляшенко И.В.
библиотекарь
МБОУ «СОШ №20»



























Оглавление

1. Война и дети
1.1.Бессмертный полк. 6 - 7
2.Дети – герои ВОВ 8
2.1. Юта Бондаровская 9 - 10
2.2. Лариса Михеенко 11 - 12
2.3. Нина Куковерова 13 -17
3. Заключение. 18
4. Список использованной литературы 19






























В истории нашей страны было такое, что маленькие граждане её на равных сражались рядом со взрослыми и внесли свой вклад в великую Победу над фашистами, семидесятилетие которой мы отметили в прошлом году. До войны это были обычные девчонки и мальчишки. Они играли, учились, ссорились и мирились с одноклассниками. Но пришла война, и они показали, что и маленькое сердце может вмещать в себя такую большую любовь к близким, к родной земле, к Родине. На их плечи, так же, как и на плечи взрослых легли заботы, страдания. И как взрослые они захотели бороться с врагами и защищать всё то, что им было дорого. Мы провели исследование. Анкета содержала всего четыре вопроса. Опрос мы провели
в начальном звене, среднем и старшем. И вот какие получились результаты:

начальное
звено (%)
среднее
звено
Старшее
звено

1.Как Вы считаете, воевали ли дети в годы ВОВ?

82,6

96,8

100

2. Можно ли считать, что и дети войны внесли свой
вклад в победу над фашистской Германией?

90,2

88,2

100

3. Назовите имена детей- героев, участников войны.

15,3

26,4

50

4.Известно ли Вам имя Нины Куковеровой?

15,3

27

25


Если на первые два вопроса мы получили положительные ответы, то на 3 и 4 их значительно меньше (См. результаты анкетирования)



Цель проекта: выяснить, как дети помогли приблизить День Победы;
знают ли мои одноклассники, учащиеся школы имена детей- героев.

Задачи проекта: 1. Провести социологический опрос среди учащихся
разных классов.
2. Используя возможности школьного музея боевой славы
«Они сражались за Родину», подобрать информацию о девочках- подростках,
которые наравне со взрослыми принимали участие в сборе информации об
оккупантах, расположении их штабов, численности войск, наличии техники.
3. Опираясь на содержание письма мамы Нины Куковеровой, рассказать о
подвиге малоизвестной ленинградской школьницы.
4. Найти фотографии девочек.
5. Подготовить презентацию и выступить перед учащимися и родителями.

Актуальность: в настоящее время родилась такая общественная акция, как
Бессмертный полк. Её суть в том, что в День Победы тысячи участников её идут
колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников,
участвовавших в Великой Отечественной войне. Я считаю, что среди портретов
участников вполне могут быть портреты тех девочек, о которых я хочу расска-
зать. Они погибли во время войны, их имена были занесены в «Книгу почёта
Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», и возведены в ранг
пионеров-героев.
Некоторые считают, что рассказы о пионерах – героях – это пропагандистский
трюк. И придумали его в советские времена. Но письма матерей нельзя назвать
пропагандой, их боль от потерь нельзя уменьшить, как нельзя отнять и гордость
за то, что их дочери отдали жизнь за свободу, не сломались, не стали предателя-
ми.
Гипотеза.1. В годы Великой Отечественной войны дети внесли большой вклад
в Победу над фашистской Германией.
2. Большинство обучающихся сегодня не знают имён героев войны.

Объект исследования: дети и война.
Предмет исследования: дети- участники войны, знание учащимися имён
детей-героев войны.

Методы исследования: исследовательский, частично-поисковый, анализа и
обобщения





















Юта Бондаровская

Мой рассказ пойдет только о тех трёх девочках, которые сражались не
менее отважно, чем взрослые. Порой они выполняли такие задания, которые
взрослым были не то, что не под силу, но выполнение их было затруднено
именно возрастом. Они могли быть сразу замечены врагами и задание могло
быть сорванным. А на детей порой не обращали внимание. В годы войны было
много детей, которые бродили по дорогам, просили милостыню.
Юта Бондаровская, ленинградская школьница, летом 1941 года оказалась в
деревне под Псковом, куда она приехала на каникулы. Вернуться домой уже не
было возможности и Юта стала помогать партизанам, с которыми она
познакомилась в деревне. Сначала была связной, потом разведчицей. Переоде
вшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов,
как охраняется, сколько техники. Партизанский отряд с частями Красной Армии
ушёл помогать партизанам Эстонии. В одном из сражений, около эстонского
хутора Ростов – Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пала
смертью храбрых. Юта была награждена посмертно медалью «Партизану
Отечественной войны» 1 степени и орденом Отечественной войны 1 степени.











Юта Бондаровская














Лара Михеенко







В 106 школе города Ленинграда на двери одного из классов прибита дощечка «Здесь училась героическая партизанка Лариса Михеенко». Она награждена орденом Отечественной войны первой степени и медалью «Партизану войны» 1 степени.
Лара родилась в Лахти . Ей было 12 лет, когда началась война. В раннем детстве она была активным и отважным ребёнком. Однажды в 4 года незаметно покинула дом, чтобы встретить на железнодорожной станции маму. Летом 1941 года она сопровождала бабушку в деревню, гостили у дяди, к ним должна была присоединиться мама.
Сын был не рад матери. И бабашка с внучкой поселились в старой баньке, перебивались милостыней от соседей. С приходом фашистов дядя продался им и стал старостой деревни.
С партизанами Лариса случайно встретилась в лесу. Вместе с подругой решили уйти в партизанский отряд. В штабе 6ой калининской бригады командир майор Рындин сначала отказался принять «таких маленьких». «Ну, какие из них партизаны?». Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные её граждане Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось взрослым. Они участвовал в боевых операциях.
В начале ноября 1943 г. Лариса и ещё двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проводника. Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги.
Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена фашистами. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. А 4 ноября 1943 Лариса Михеенко была расстреляна после долгих пыток. После войны одноклассники Лары вместе с матерью Татьяной записывали рассказы очевидцев подвига юной героини. Все материалы были направлены в музей при школе. Лариса Михеенко награждена орденом Отечественной войны 1 степени посмертно


Нина Куковерова



НИНА КУКОВЕРОВА

Главным источником информации о Нине Куковеровой стало для нас письмо красным следопытам нашей школы мамы Нины Куковеровой, Александры Степановны,
а также её характеристика как члена ВЛКСМ Идрицкой подпольной комсомольской организации, составленной секретарем подпольного бюро Идрицкого РК ВЛКСМ Урцевой.
Так что же мы смогли о ней узнать? Всё, что необходимо было бы знать, о девочке, отдавшей свою короткую жизнь за Родину.
Рождение Нины. Она родилась 25 ноября 1927 года в Ленинграде, где её мама проживала и после войны. Александра Степановна пишет, что «маленькая Нина была очень спокойная, и особенно больших хлопот мне с ней не было. Когда она стала подрастать, то я заметила, как она бережно относится к своим игрушкам и к вещам. В то время у нас была большая трудовая семья» ( Из письма Куковеровой А.С.).
Училась Нина В 74 школе Петроградского района, училась хорошо. Мама пишет: «Мне не надо было смотреть, выучила ли она уроки, достаточно было спросить: «Нина, уроки выучены?». Она отвечала: «Да, мамочка», -- и я уже была спокойна. Нина была очень правдива. Она добросовестно относилась к посещению уроков в школе и приготовлению заданий дома. Нина была хорошим организатором. В школе была председателем совета отряда, в домоуправлении организовала драматический кружок из ребят, проживаю-
щих в нашем доме.
В 1941 году Нина перешла в 7 класс и 8 июня мама с детьми уехала в Тосненский район, в деревню Нечепереть, но вернуться в Ленинград уже не удалось. 22 июня началась война. Отец Нины добровольцем ушёл на фронт. Территорию, где находилась семья Нины, заняли немцы. В первые дни войны Нина написала письмо отцу, что она тоже хочет идти воевать и защищать Родину от фашистов, на что папа ответил: «Ниночка! Пока на фронт не ходи, тебе ещё 14 лет, твой папа стоит у пушки и бьёт фашистов, а ты помогай маме». На руках у мамы было трое маленьких детей. И Нина была ей хорошей помощницей
«Я не знаю», – пишет мама Нины, - «когда она вошла в подпольную организацию, поэтому и не догадывалась, почему дочь в плохую погоду вывешивала бельё, а это был знак, что в этой деревне наскоками бывают немцы. Бывало так, что нам приходилось прятать измученных раненых бойцов, которых Нина обмывала, перевязывала им раны, носила в сарай им пищу и горячий чай». Так как кормить детей было нечем, то Александра Степановна отдала Нину в няньки. В деревне, где она жила, все семьи
были партизанскими. И когда Нина вернулась домой, мать поняла, что она работает с партизанами. Нина ходила по деревням, собирая одежду и пищу.
«Всё это делалось как будто для нас, а на самом деле всё это быстро исчезало в лесу». ( Из письма) «Шёл 1942 год. Нина сказала мне «Вы как-нибудь спасайтесь, а я пошла Мне папа писал «Пока не ходи», а сейчас мне 15 лет
и 15 дней и я пошла. Потом Нина несколько раз приходила с какими-то заданиями, мне неизвестными, ходила по деревням, «меняя яички на соль» а на самом деле собирала сведения. Несколько раз немцы задерживали Нину на станции Мельница, но она сумела доказать, что меняет продукты для себя. А немцы уже тогда обещали за её голову награду.
Однажды, когда её задержал полицейский, Нина сказала, что она беженка из школы. И когда полицай рассказал в комендатуре о беженке из школы и добавил её приметы («черная, как цыганка»), ему сказали, что это и есть та самая партизанка, за поимку которой обещана большая награда.
Время стало очень беспокойным. Немцы лютовали и бесчинствовали, мы и всё население ушли в леса. Нина вырыла для нас землянку, и с тех пор, с 29 октября 1943 года, мы её больше не видели. Восемь месяцев семья прожила в лесу. При встречах с партизанами мама расспрашивала о своей Нине и узнала, что Нина оставлена среди мирного населения, в лесу, близ шоссейных дорог».
Позже, когда немцев прогнали, мы пришли в деревню Апшерово, где погибла Нина. О гибели Нины мать узнала от знакомого партизана, который оказался в их деревне. 5- 6 декабря 1943 года Нина должна была пойти на задание. Вот что удалось узнать ещё. Нину выдал староста – предатель, когда она со сводками Совинформбюро добиралась до жителей Нищанского и Тележниковского районов.
А до этого было: боевое крещение в партизанском отряде Ботова,1 Калининской партизанской бригады, где она, попав во взвод разведки, в своём первом задании узнала подробно о расположении техники и живой силы фашистского гарнизона Горы Идрицкого района. А через некоторое время немцы были выбиты из гарнизона Горы. Военные действия по разгрому Гор запечатлены в кинофильме «Народные мстители» (Из характеристики)
День 8марта 1943 года был двойным праздником для Нины. В этот день её приняли в члены ВЛКСМ. Со слезами на глазах от радости, она поклялась быть во всем похожей на Лизу Чайкину, Зою Космодемьянскую и свою клятву выполнила. Нина была связной с подпольной комсомольской организацией «Восход». Её ждали в каждом доме. Она много рассказывала о героических делах комсомольцев на фронтах и в тылу врага. С её непосредственной помощью была создана Нищанская подпольная организация.
В декабре 1943 фашисты схватили Нину. Её пытали, отрубили ей ступни ног, руку, отрезали и засыпали грудь солью, накинули на шею петлю и с обрывком веревки бросили в подвал с картофелем. Тело Нины они охраняли
в течение трех дней, ждали партизан. Мать Нины, узнала по слухам, что тело дочери немцы бросили в деревне Мельница. «Я пошла и выкопала тело Нины. Опознала его по одежде и прядям окровавленных волос. Последнее захоронение Нины состоялось в городе Идрица, Псковской области на городской площади в братской могиле партизан и воинов Советской Армии.
Нина была награждена орденом Отечественной войны 1 степени и медалью «Партизану Великой Отечественной войны»
Нина Куковерова, как и Лара Михеенко, были занесены в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина и возведены в ранг «пионеров-героев».



















Заключение
Судьбы трех девочек, о которых идёт речь в реферате, похожи. Они ленинградки. И обстоятельства, в которых они оказались похожи
И у кого хватит смелости сказать, что рассказ об этих светлых юных созданиях есть пропагандистский трюк. Горе матерей неизбывно, но они вправе гордиться своими детьми. Моя гипотеза подтвердилась: дети внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Но на этом работа не закончилась, она будет продолжаться.























Список использованной литературы.
Куковерова А.С.Воспоминания матери Нины Куковеровой.// Письмо красным следопытам школы №20 города Ангарска. – Шапка, мемориальная зона, 1965 г.
Урцева А. Характеристика на бывшего члена ВЛКСМ Идрицкой подпольной комсомольской организации Куковерову Нину.
Роль детей в великой Отечественной войне.- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Дети – герои ВОВ и их подвиги. Рассказы. – http: ped-kopilka.ru
Интернет фотографии, портреты, иллюстрации разных лет








13PAGE 15


13PAGE 141615




15