План-конспект урока по литературному чтению на тему Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена»


Сабақтың жоспары.
Поурочный план.
The plan of the lesson.Күні/Дата/Date:
Сынып/Класс/Class: 4 «В»
Пән/Предмет/Subject: Литературное чтение.
Сабақтың тақырыбы/Тема занятия/Theme: Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
Сабақтың түрі/Вид занятия/Kind of the lesson: Стандартный
Сабақтың үлгісі/Тип занятия/Type of the lesson: Знакомство с новой темой.
Мақсаты/Цели занятия/Objectives
білімдік/образовательная/educational:
Формировать представление о творчестве Р.Э. Распе через знакомство с его произведениями;
знакомство с рассказами Барона Мюнхаузена Э. Распедамытушылық/развивающая/developing:
формировать навыки познавательного и творческого мышления;
развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память);формировать умения и навыки познавательного труда (работа с книгой);
содействовать развитию воображения, внимания, кругозора, самооценки, пополнению словарного запаса;
способствовать воспитанию желания расти правдивым человеком.
тәрбиелік/воспитательная/bringing-up:
воспитывать положительное отношение к знаниям, побуждать учащихся к активности;
развивать культуру речи, письма, организации учебного места.
Көрнекі құралдар/Оборудование/Resources: НДМ, ИКТ, раздаточный материал, учебник, доска.
Сабақтың барысы/План занятия/Plan
I.Организационный момент
II.Психологический настрой
III.Основная часть
IV.Физминутка
V.Заключительная часть
VI.Рефлексия
Әдебиет/Literature/Литература:
Республиканский научно-методический журнал «Начальная школа» №1, 2013 год и №11,5, 2013-2014 год.
Интернет-ресурсы:
www.doc4web.ru
www.pedsovet.su
www.festival.1september.ru
www.nsportal.ru
Ход урока.
Этап Действия учителя
Приветствие: Қайырлы күн, құрметті оқушылар. Добрый день, дорогие ученики. Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Присаживайтесь.
Психологический настрой: Прежде чем перейти к теме нашего урока, я хочу спросить у вас, заметили ли вы что-нибудь новое или интересное у нас на доске? (солнышки на доске)
(ответы учащихся)
-Всё верно, у нас на доске весят солнышки. Как вы думаете, что они могут означать?
(ответы учащихся)
-Каждое из солнышек означает один ряд. 1-ое солнышко 1 ряд, 2-ое солнышко 2 ряд и 3-ие солнышко 3 ряд. Если вы будете хорошо себя вести, слушать меня внимательно и усердно работать, то ваше солнышко будет светить вам весь урок. Но если вдруг вы будете шуметь и нарушать дисциплину, то за место вашего солнышка появиться вот такая злая и сердитая тучка (Рисунки тучек). Ну что ж, ребята, поработаем сегодня хорошо, чтобы наши солнышки светили нам сегодня весь урок.
Основная часть (Определение темы): Для того, чтобы определить тему нашего урока, я хочу включить вам одно видео. Просмотрев его, вы отгадаете, о чем мы сегодня будем говорить. Смотрите внимательно.
(просмотр видеоролика о Приключениях барона Мюнхаузена).
-После того, как вы просмотрели данный видеоролик, как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать?
(ответы учащихся)
-Верно, сегодня мы будем читать о приключениях барона Мюнхаузена. А написал эту замечательную книгу немецкий писатель Рудольф Эрих Распе. Давай те поподробнее узнаем о жизни этого человека.
Рудольф Эрих Распе родился в 1737 году в Германии. Изучал естественные науки и филологию в университетах городов Лейпциг и Геттинг, работал библиотекарем в университете, был членом Королевского литературного общества, был смотрителем антикварного и монетного кабинета. Писал рыцарские романы. Один из них «Хермин и Гунильда». Путешествовал по Вестфалии в поисках старых рукописей. Изучал немецкую литературу 18 века, германскую (скандинавскую) поэзию. Сохранился слух, что Распе обладал удивительным даром рассказчика, который ему очень пригодился: во время ареста ученый так разжалобил своих конвоиров, что они позволили ему бежать из-под стражи. Так или иначе, но Распе был крупным специалистом в области минералогии и одно время даже работал вместе с Лессингом. В 1791 году Распе был вынужден покинуть Англию и перебрался в Ирландию, где намеревался построить угольную шахту, но не успел — скончался от сыпного тифа в 1794 году.
Не смотря на свою научную деятельность и некоторые литературные эксперименты, главным трудом для Распе стала написанная им книга о похождениях барона Мюнхгаузена.
- А как вы думаете, существовал ли на самом деле Барон Мюнхаузен?
Представьте себе, существовал! Иероним Карл Фридрих Мюнхаузен родился в Германии в 1720 году и дожил, несмотря на свои невероятные приключения, дожил до 77 лет. Несколько лет он прослужил в русской армии, участвуя в войнах с турками. Уйдя в отставку, барон прославился как рассказчик необыкновенных историй.
Прижизненная слава рассказчика и выдумщика принесла Мюнхгаузену лишь одни огорчения и неприятности. Родственники, обвинив барона в том, что он опозорил их имя, отвернулись от него. Но он остался в литературе и в нашем сознании никогда не унывающим, веселым человеком. Среди гостей барона в мае 1773 года оказался человек лет тридцати с небольшим, который очень внимательно слушал небылицы. Это был Рудольф Эрих Распе (1737—1794)
Рудольф Эрих Распе написал «Приключения барона Мюнхаузена» более 200 лет назад.
Надо сказать, что уже в те времена одни считали барона хвастуном и лжецом, а другие – считали его истории увлекательными и остроумными, а о Мюнхаузене говорили, как о человеке на редкость находчивом.
Вот сегодня я предлагаю нам вместе, и разобраться кто же Мюнхаузен: фантазёр и выдумщик или лжец и обманщик.
Давай те попробуем дать определение этим словам.
(ответы учащихся)
Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать, выдумывать.
Выдумщик – человек, изобретательный, ловкий на выдумки.
Лжец – человек, который клевещет, возводит напраслину на кого-либо.
В конце урока каждому из вас надо будет сделать вывод: барон Мюнхаузен фантазёр или лжец.
Физминутка.
-Очень много увлекательных историй произошло с бароном Мюнхаузеном. Так как он был военным и участвовал в русско-турецкой войне, то на поле боя с ним случалось немало приключений. Давайте послушаем историю, которая называется «Верхом на ядре».
ВЕРХОМ НА ЯДРЕ
Во время войны мне довелось ездить верхом не только на конях, но и на пушечных ядрах.
Произошло это так.
Мы осаждали какой-то турецкий город, и понадобилось нашему командиру узнать, много ли в том городе пушек.
Но во всей нашей армии не нашлось храбреца, который согласился бы незаметно пробраться в неприятельский лагерь.
Храбрее всех, конечно, оказался я.
Я стал рядом с огромнейшей пушкой, которая палила по турецкому городу, и, когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед. Все в один голос воскликнули:
Браво, браво, барон Мюнхаузен!
Сперва я летел с удовольствием, но, когда вдали показался неприятельский город, меня охватили тревожные мысли.
«Гм! сказал я себе. Влететь-то ты пожалуй влетишь, но удастся ли тебе оттуда выбраться? Враги не станут церемониться с тобою, они схватят тебя, как шпиона, и повесят на ближайшей виселице. Нет, милый Мюнхаузен, надо тебе возвращаться, покуда не поздно!»
В эту минуту мимо меня пролетало встречное ядро, пущенное турками в наш лагерь.
Недолго думая, я пересел на него и как ни в чем не бывало помчался обратно.
Конечно, во время полета я тщательно пересчитал все турецкие пушки и привез своему командиру самые точные сведения об артиллерии врага.
- Понравилась история?
- Что неправдоподобного произошло в этой истории?
-Что ж продолжаем путешествие по книге.
А сейчас мы будем читать одну историю, которая называется «Искры из глаз».
ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ
Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то веселое время, когда со мной чуть не каждый день случалось столько чудесных историй.
Одна история была очень забавна.
Дело в том, что из окна моей спальни был виден обширный пруд, где водилось очень много всякой дичи.
Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток.
Мигом схватил я ружье и сломя голову выбежал из дому.
Но впопыхах, сбегая с лестницы, я ударился головою о дверь, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры. Это не остановило меня.
Я побежал дальше. Вот наконец и пруд. Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять.
Побежать домой за кремнем?
Но ведь утки могут улететь.
Я печально опустил ружье, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль.
Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул.
Да! Порох вспыхнул, ружье выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.
Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры.
-Какое настроение вызывает эта история?
-Что особенно рассмешило? Удивило?
(РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ)
ЗА ВОЛОСЫ.
Вообще, за время этой войны со мною было немало приключений.
Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь.
Шлепнулись и стали тонуть. Спасенья не было.
Болото с ужасной быстротой засасывало нас глубже и глубже. Вот уже все туловище моего коня скрылось в зловонной грязи, вот уже и моя голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика.
Что было делать? Мы непременно погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Я страшный силач. Схватив себя за эту косичку, я изо всех сил дернул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами.
Да, я приподнял на воздух и себя, и своего коня, и если вы думаете, что это легко, попробуйте проделать это сами.
- Понравилась история?
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм.
Просмотр мультфильма «Между крокодилом и львом»
Согласитесь, что весёлые, забавные истории любят слушать как взрослые, так и дети. И ещё не всякий человек сможет так живописно и красноречиво описать простую охоту.
-Но каково ваше мнение о рассказах про Мюнхаузена: они весёлые и забавные или злобные и лживые?
Какими же чертами характера наделил своего героя автор?
Выберите те, которые характеризуют барона.
На карточках слова: Решительный, трусливый, смелый, находчивый, робкий, уверенный, весёлый, печальный, с чувством юмора, грустный.--Если он смог придумать столько невероятных историй, какое чувство у него хорошо развито? (воображение)
-А разве можно выдумщика, фантазёра назвать лжецом?
- Значит кто Мюнхаузен: фантазёр или лжец?
Конечно, фантазёр и выдумщик, причём очень находчивый.
Подведение итогов
-Произведение какого писателя мы сегодня читали? Что о нём вы запомнили?
-С каким героем рассказа мы познакомились? Что вы можете рассказать о Мюнхаузене?
Рефлексияю Каждый из вас сделал для себя вывод: барон фантазёр или лжец. Положите фишку на чашу весов. Посмотрим, какая из них перевесит.
Что ж каждый сделал свой выбор. Наш урок подошел к концу, всем спасибо за урок. Вы можете быть свободны.
Классный руководитель:___________________________________