Сценарий отчетного мероприятия т/о Аккорд Музыка души

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район












СЦЕНАРИЙ
Отчетного мероприятия
Творческого объединения «Аккорд»
Музыкальная гостиная
«Музыка души»










Разработал
педагог дополнительного образования
Одинцова Лариса Павловна









Ст. Камышеватская
2016 г.

Для проведения мероприятия использованы технические средства обеспечения: звуковая аппаратура, видеомагнитофон, видеопроектор. Мероприятие сопровождается демонстрацией слайдов, фонограмм песенного материала, исполнением народных мелодий на фортепиано воспитанниками творческого объединения «Аккорд».


Вед: Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня наша встреча посвящена народной музыке.
У народной музыки, есть два «золотых» свойства, объясняющих ее непреходящую ценность.
Первое заключается в том, что она в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа.
Второе свойство – многовековая шлифовка временем. Созданная безвестным автором, песня закреплялась в памяти исполнителей, каждый из которых вносил в нее свои поправки, и все наиболее ценное, что было создано народной мудростью.

Давайте, мы с вами послушаем русскую народную песню «Выйду ль я на реченьку» в исполнении __________________________________________

О том, как возникла музыка, задумывались еще наши далекие предки. В Древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Так, например, древние греки, считали ее великим даром богов.
С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Древние славяне, наши предки, считали, что не гром гремит, а бог Перун, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья; в журчащих водах реки или водопада видит ласковый и нежный Даж-бог и поет русалкам свою размеренную песню, а в глубине шумящего леса смеются кикиморы и рычит леший.

Поэтичны и разнообразны легенды и сказания древних народов о происхождении музыки. Но кто в наши дни поверит, что музыку людям ниспослали боги и духи.

Звучит русская народная песня «Земелюшка чернозем» в исполнении ученицы творческого объединения «Аккорд»:



В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы -
пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев. Звуками морского прибоя.
Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка. Но были и другие, не менее важные источники. Матери, напевали, укачивая своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами, когда умирал кто-то, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Поэтому, изобретение музыки нельзя приписывать какому-то одному, конкретному человеку – ее создал народ и поэтому она называется народной.

Давайте мы с вами послушаем еще одну народную мелодию в исполнении:
_________________________________________________________________


Одни из самых первых песен древних славян, связаны с языческими верованиями. Славяне одухотворяли силы природы, верили в то, что магическими действиями и заклинаниями можно добиться лучшего урожая, от которого зависела жизнь. Поэтому наиболее древние песни связаны с культом земли и солнца. И до сих пор в детских припевках звучат призывы, с которыми славяне обращались к силам природы, как к живым существам; наверно все вы знаете детские прибаутки «Дождик, дождик, пуще!», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко».

Ребята, давайте вспомним песенки-потешки. Вы наверно, много прибауток, считалок, потешек знаете? Давайте, вспомним их: «Я начну песенку, а вы, если знаете, как ее продолжить – закончите
Солнышко, солнышко, красно колесушко,
Вывесь из-за облушка золотые косушки,
Сядь на пенек, погуляй весь денек!

Дождик, лей, лей, лей,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки,
На нашем лужочке.

Божья коровка, улети на небо,
Принеси на хлеба,
Хлеба замену, грибам перемену,
Ягодам рост, в редьке новый хвост.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.

Видео ряд, титры: «Песня душа народа»

«Душа народа, вечный спутник человеческой жизни» - так часто говорят о песне. Ее называют другом и товарищем, сравнивают с вольной быстрокрылой птицей. Вряд ли можно найти человека равнодушного к народной песне. Ее любят люди разных возрастов, вкусов и убеждений.
Песня сопровождает человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, в праздники и в быту. Ни один праздник, ни один народный обряд не проходит без песни.
Народные песни и обряды приурочивались к определенным дням и месяцам года и поэтому позже получили название календарных песен. Эти обряды постепенно опоэтизировались, в них вносились элементы игры, но песне всегда здесь отводилась ведущая роль.
Первый календарный праздник, отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться, и происходил «поворот зимы на лето». Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен – колядованием. В песнях-колядках восхвалялась красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки.

Сейчас я вам предлагаю послушать мелодию «Колядки» в исполнении __________________________________________________________________

Праздник, начинавшийся с 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели подблюдные песни (у блюда с водой, куда каждая кидала свое колечко). Под звучащую музыку колечки одно за другим вынимались, и то, о чем пелось в этот момент, должно было сбыться в судьбе хозяйки кольца.
В конце зимы был еще один праздник – проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу .
Праздник весны – «зеленые святки» - был поэтичнейшим праздником, связанным с культом растений. Жилища украшали распустившимися березовыми ветками, одну из самых красивых березок в лесу обвивали лентами, а затем под ней совершалась торжественная трапеза. Девушки сплетали венки, гадали, водили хороводы. И я вас всех приглашаю в наш хоровод.
И стесняться мы не будем,
При честном народе
Крепко за руки возьмемся,
Спляшем в хороводе.

Педагог проводит с детьми игры-хороводы «Баба сеяла горох» и «Селезень и уточка».

1.Двое делают ворота из вышитого полотенца. Под музыку бегут по кругу, музыка прекращается, ворота закрываются. Тот, кого задевают при этом «воротами» - после слов: «А ты постой» - выходит из игры.

Ахи, ахи, ахи ох!
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы бежим,
А ты постой.

Селезень плывет
Да селезень плывет,
Ко мне весть несет.
Он мне весть несет,
В хоровод зовет.

После слов: «В хоровод зовет!», селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, не выпускают его. Если селезню удается выскочить из круга, он старается поймать утку. Если ему это удается, выбирается новая пара.

В те далекие времена, длинными, зимними вечерами и старики и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе, и здесь подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни. Этот жанр протяжной многоголосной песни родился в ХУ1 столетии во время формирования великорусской народности; в нем с необычной силой, отразился склад характера русского человека, глубина его чувств, глубокая привязанность к своим близким и к родной земле.
В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и многом, многом другом.
Сейчас мы послушаем мелодию песни «Ой, вставала я ранешенько» в исполнении________________________________________________________

Так в трудах, семейных заботах и недолгих праздниках проходила жизнь. История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в исторических песнях и былинах.
Одну из таких мелодий мы с вами послушаем, в исполнении_________________________________________________________Зучит мелодия народной песни «Ехал казак с Дону».

О защите родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее в ХУ1 веке исторических песнях, отличавшихся большой точностью в описании событий.
Так из поколения в поколение передавались в народных песнях высокие нравственные традиции, рожденные народом, его предания, события истории.
В исполнении _______________________________________________________ мы

прослушали мелодию народной песни « «

Ребята, сегодня, на нашей встрече в музыкальной гостиной вы познакомились с историей развития русской народной песни. В завершении нашей программы, мне бы хотелось узнать, внимательно ли вы слушали, что запомнили, и знаете ли вы народные песни.
Давайте проведем конкурс «Народной песни» - разделим зал на две команды. Название одной команды – «Свирель» , второй –«Гусли». Какая команда больше пропоет народных песен та и победила.

Вот и подошла к концу встреча в нашей музыкальной гостиной, которую для вас подготовили и провели учащиеся творческого объединения «Аккорд».

Прощаясь с вами, мы говорим вам, до свидании! До новых встреч!

Фото заставка, титры «Песня, русская песня, как же ты хороша!
Песня, русская песня, жизни нашей душа!»
15