Сценарий торжественной линейки, посвященной празднику День победы — 9 мая


Составитель:Учитель истории, обществознания, искусства Гордиенко О.В.
Торжественная линейка, посвященная празднику День победы – 9 мая.
Цель: Формирование у обучающихся чувства сопереживания с трагической судьбой героев Отечественной войны, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.Формирование гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию.Воспитание обучающихся на примере массового подвига народа в годы ВОВ.
Оборудование:
Портреты художников (А. Дейнека, Б. Пророков, А. Пластов, Кукрыниксов), мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Это не должно повториться!
Б. Пророков
Построение.(Все учащиеся школы, учителя выстраиваются на школьной площадке согласно отведенным местам)
Ведущий: Школа! Равняйсь! Смирно! На торжественную линейку, посвященную 71-ой годовщине Победы знамя школы внести!
(под марш вносится знамя школы)
(Звучит гимн России)
Звучит фонограмма песни «Священная война» (видеоролик) 1 слайд
Ведущий: 2 слайд 22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. И нашу встречу мы не случайно начинаем с песни «Священная война», которая была написана 24 июня 1941 года поэтом В. И. Лебедева-Кумача и композитором А. В. Александровым, а уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Вставай страна огромная! Этот призыв поднял на борьбу с врагом всех, от мала до велика. Встали против фашизма не только с оружием в руках.
Ведущий: 3 слайд
Принято считать с глубокой древности, что, когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отринула это утверждение: грохотали орудия по всей нашей земле; умирал, голодал и замерзал в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью Брестская крепость, а музы - не молчали! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники создавали картины - и все это было востребовано. Может, еще и потому выстояли наши деды и прадеды в той страшной войне?
Сегодня наш разговор – о живописи лет войны. Первыми «заговорили» языком красок «Окна ТАСС», плакаты «Боевого карандаша». Выставленные в витринах, расклеенные на стенах, они собирали группы людей, на лицах которых рождалась улыбка: на этих картинках враг был не только жесток и страшен, но и смешон, жалок, мерзок, труслив…
Ведущий: 4 слайд с портретами Кукрыниксов
Особенной популярностью пользовались в те годы художники-карикатуристы Кукрыниксы (союз трех художников – М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова). Гитлер боялся их карикатур и обещал за головы художников немалые суммы.
Ведущий: 5,6,7 слайды плакаты
Надо отметить, что в первой половине войны плакаты носили трагический характер: «Освободи!», «Отомсти!». «Воин Красной Армии, спаси!» - этот плакат В. Г. Корецкого, на котором изображена женщина, прижавшая к себе сына, а в них нацелен штык с фашистской свастикой, не оставлял никого равнодушным. Плакат был знаком каждому солдату, он звал, умолял, приказывал...
Ведущий: 8 слайд
Во второй половине войны, когда Красная Армия погнала немцев восвояси, изменилось и настроение, и содержание плаката: вот солдат (работа Иванова В. С.) пьет воду из каски, и тут же надпись: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943г.).
Ведущий: 9слайд
Зазвучала надежда на Победу. А вот на плакате солдат, кстати, очень напоминающий Теркина, присел, чтобы получше натянуть голенище сапога: «Дойдем до Берлина!» (1944 г.).
Но в годы войны создавались и целые серии картин, и отдельные полноценные полотна. О которых пойдет речь сейчас. Предоставим слово нашим «экскурсоводам».
Ученик в роли экскурсовода, рассказывает о картине «Оборона Севастополя».
10 слайд портрет Дейнеки
Экскурсовод 1: Дорогие друзья, я остановлю ваше внимание на картине художника, о котором мы, к сожалению, знаем немного, художника, который обладает собственной манерой письма, его ни с кем не спутаешь.
Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969) - народный художник СССР. Напомню вам, что его кисти принадлежат произведения монументальные по форме и динамичные по композиции, отражающие жизнь народа на разных этапах ее развития: «Оборона Петрограда» (1928), «Будущие летчики» (1938), «Оборона Севастополя» (1942). Ему принадлежат также росписи в метро, оформление выставок, общественных интерьеров.
11 слайд «Оборона Севастополя»
Сегодня мы остановимся на «Обороне Севастополя».
...Шли жаркие, кровопролитные бои, те, что «не ради славы, ради жизни на земле». Мы знаем, что наши войска оставили Севастополь, но посмотрите: Дейнека так написал его оборону, что мы видим этих сражающихся насмерть моряков уже победителями. Всмотримся в картину. На ней изображен бой такого напряжения, что кажется: ты сам в гуще его. Отчетливо просматриваются три плана картины. На первом - во весь рост изображен матрос, который изготовился бросить в наступающих фашистов связку гранат. Он только изготовился к броску, но мы уже представляем, что будет в стане врага через мгновение: лавина наступающих превратится в кровавое месиво. Собственно, лавины нет на картине, художник просто срезал край картины справа, но лавина ощущается! Вот в чем чудо искусства. Поза матроса на первом плане (посмотрите только!) дана в такой яростной динамике, что веришь в его победу. Даже над лавиной врагов. Тщательно выписанных деталей обстановки боя на картине нет, и мы не ощущаем их необходимости. Здесь даже выражение лица выписано у двух-трех матросов и ни одного - у фашистов.
Героика боя выражена не в деталях, не в обстановке, а ясным, четким, напряженным художественным языком – почти плакатным, в котором есть элементы гиперболизации. Важнее выражения глаз и мимики лица кажутся художнику рост, стать, поза, жест его героев.
Согласимся, художник имеет на это право: от картины исходит вполне определенное однозначное ощущение - так защищают родную землю, родную не только вширь, но и вглубь: много в ней захоронено косточек предков.
...Матросы обороняют Севастополь. Но, обороняя, уже чувствуют себя победителями. Надо ли говорить, как воспринимали зрители эту картину в те далекие, горькие, тревожные годы войны, если она и сейчас нас волнует!
Экскурсовод 1: 12 слайд портрет А. Пластова
В годы войны плодотворно работал Аркадий Александрович Пластов (1893 - 1972), народный художник СССР, действительный член Академии художеств. А. Пластов владел совершенно иным стилем письма: он был непревзойденным художником пленэрных жанровых картин и пейзажей, портретов, для которых характерна одна прекрасная черта таланта их автора -влюбленность в своих героев, в окружающую природу, в родную Россию. Оттого так полны поэзией его картины...
В 1942 году, который был очень тяжелым для нашего Отечества, А. Пластов пишет одну из лучших своих картин «Фашист пролетел», в которой выразил философское осмысление лика войны.
13 слайд «Фашист пролетел»
В картине одновременно просматривается и трагическое содержание, и жизнеутверждающее начало.
...Перед нами опушка леса. Юная березовая рощица полыхает золотым огнем осенней листвы. Порыжела трава. Не видно россыпи летних цветов. Но еще тепло греет солнце, еще есть чем полакомиться скотине на приволье, еще сине и чисто небо над головой. Абсолютная тишина и гармония в природе... И буквально мгновение назад мальчик-пастушок, оглядываясь вокруг, был исполнен важности и гордости: ведь ему доверили пасти целое стадо деревенских коров!
Но налетел фашистский самолет, пули прошили осеннее, сквозное пространство - и не стало пастушка на свете. Уткнулся он лицом в землю, смочила кровь мальчишескую челку - оборвалась детская жизнь...
Замычали коровы, испуганно подняв морды, собачонка взвыла диким воем, березы прошумели золотой листвой - и все вернулось на круги своя. Только мальчика на свете не стало навсегда.
Невыносимая печаль охватывает душу зрителя, когда он останавливается у этой картины: как прекрасен пейзаж мирного осеннего дня, на фоне которого еще чудовищнее кажется злодеяние фашистского летчика! Ведь он видел под собою не скопление военных сил противника, а всего лишь мальчика да стадо коров под его присмотром... Расстрелять их - все равно что расстрелять этот осенний погожий день, это серое осеннее небо, эти золотые листья - расстрелять саму жизнь, дарованную Всевышним. Экспонированная на выставке в 1942 году картина потрясала и звала к отмщению...
Ведущий: В годы войны в советской живописи развивались бытовой и пейзажный жанры, и это понятно: люди обращались мысленно к скромным событиям мирной жизни, к пейзажам родной земли и находили успокоение душе, сжавшейся от боли, тревог, потерь военного лихолетья.
В год окончания войны А. Пластов написал две изумительные картины, о которых нельзя не сказать, потому что стихия его человеческого и поэтического таланта, влюбленного в жизнь, выплеснулась на этих полотнах так полно, самозабвенно, с такой благодарностью небу, земле, миру, с таким чувством счастья жизни и мирного труда, что они никого не оставляют равнодушным.
14 Слайд «Жатва»
Экскурсовод 2: Картина «Жатва» (1945) предельно проста по сюжету и композиции: в поле, у только что сложенных снопов, обедают старик и дети - те, кто в годы войны кормил всю матушку Россию, на чьих плечах лежала забота о провианте для фронта и о куске хлеба для тыла.
Усталые, очень серьезные недетские лица, мудрый, спокойный и тоже усталый (годы, годы!) старик. Трапеза их небогата и молчалива, не слышно шуток, не видно улыбок и мальчишечьего озорства.
Но все равно от картины веет не горем, не грустью, а надеждой: завтра вернутся с войны отцы и старшие братья, завтра по-иному будет ладиться трудная летняя страда. Гарантия этому - широкое, бесконечное крестьянское поле, сочно, щедро написанное художником. В пейзаже на картине не звучит скорбная нота трагедии, которую мы ощущали, рассматривая предыдущую работу А. Пластова.
15 слайд Ведущий: В том же 1945 году на суд зрителей была представлена картина «Сенокос» (ныне ее можно увидеть в Третьяковке).
Чтец: стихотворение Н.Благова
Травы сильные,
Травы, по-детски дрожа,
Стихли, теплые соки глотая.
Окружила деревни, стоит не дыша
Разнотравья орда золотая;
Подступили татарники к самым домам,
Все в колючках, готовые к схватке,
И все чаще то здесь загорятся, то там
Над плетнями их красные шапки.
Вот она и пришла, золотая пора,- до жнитва,
Сенокоса недели.
Даже птицы, птенцов выгоняя из трав,
Словно пчелы, пыльцой прожелтели.
И стоят косари:
Кто пойдет впереди?
Кто за славой угонится древней?
Перед ним только ветер летает один,
Дышит в спину ему полдеревни.
Он выходит-
Надломлена солнышком бровь
Рдеют плечи еще не в загаре.
Это в нем до разгула охочая кровь
Растревожилась, как на пожаре.
И когда вдоль стреляющей соком стены
Он пошел и пониже пригнулся…
-Ты не помнишь? Таким же ведь был до войны
Твой отец, что с войны не вернулся.
Экскурсовод 2: ...Теплый, погожий, летний день. Буйство зелени, море травы и цветов. И деревья, и разнотравье, и цветы написаны мягко, любовно, пластично. И кажется, мы ощущаем их запахи. Крестьянская семья занята косьбой. Три поколения трудятся рядом: определяет порядок и темп работы старший в семье-седой старик, умело и сосредоточенно управляющийся с косой; за ним, нога в ногу, супружеская пара, а завершает ряд косарей юноша. Лица работающих сосредоточены: нельзя расслабиться - коса в руках не игрушка. Но мягкая улыбка все равно освещает лица косарей. Они трудятся вместе, все радуются мирной красивой работе, оттого на лицах покой и удовлетворение. Колорит картины праздничный, светлый, написан по-пластовски мягко, выразительно, на одном дыхании. Композиция проста, как глоток воды: на переднем плане пиршество травы, в которой колокольчики выписаны так рельефно, что хочется потрогать их рукой; потом идут косцы, а далее, до самого горизонта - простор лета... Справа деревья в объятиях цветов, которые тянутся к их стволам, будто лаская...
Ведущий: Постижению той высокой трагедии, что разыгралась на полях сражений Великой Отечественной и в глубоком тылу, были отданы в военное время все силы творческой интеллигенции. В минуты смертельной опасности во весь голос заговорила литература, обратившись к традиционным фольклорным формам поэзии – заклинанию, заговору, клятве, обретших выразительно-страстное, но вместе с тем лирическое звучание. Многие авторы словно торопились уловить и запечатлеть глубину и искренность переживаний воюющего человека, оказавшегося лицом к лицу со смертью. Многие стихотворения фронтовики заучивали наизусть, переписывали в блокноты и берегли, словно письма-весточки от родных и близких. По признанию ветеранов, простые, полные любви и тепла поэтические строки, подобные известному стихотворению К.М. Симонова «Жди меня» (1941), помогали воевать и верить в победу:
16 слайд Чтец: (или видеоролик) (выключить звук)
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.
17 слайд Ведущий: Война, сплотившая народ во имя победы над общим врагом, способствовала возвращению в искусство традиционных художественных образов России, русской земли, родного дома. В проникновенных поэтических образах авторы (Н.С. Тихонов, Э.Г. Багрицкий, Ю.В. Друнина, О.Ф. Берггольц, А.А. Сурков, А.А. Прокофьев, К.Я. Ваншенкин. Е.М. Винокуров, СП. Гудзенко, М.А. Дудин, А.Т. Твардовский и другие) воспевали необъятные просторы Родины, вспоминали до боли знакомые места, где родились и выросли многие поколения наших соотечественников. Эти сочинения передают ощущение сопричастности поэтов к великому общенародному делу во имя которого и умереть не страшно. Патриотические настроения удивительно точно выражены в строках О.Ф. Берггольц, написанных в 1942 г. в осажденном Ленинграде:
18 слайд
Чтец: (или видеролик)
Февральский дневник
1Был день как день.Ко мне пришла подруга,не плача, рассказала, что вчераединственного схоронила друга,и мы молчали с нею до утра.Какие ж я могла найти слова?Я тоже — ленинградская вдова.Мы съели хлеб, что был отложен на день,в один платок закутались вдвоем,и тихо-тихо стало в Ленинграде,Один, стуча, трудился метроном.И стыли ноги, и томилась свечка...Вокруг ее слепого огонькаобразовалось лунное колечко,похожее на радугу слегка.Когда немного посветлело небо,мы вместе вышли за водой и хлебоми услыхали дальней канонадырыдающий, тяжелый, мерный гул:то армия рвала кольцо блокады,вела огонь по нашему врагу.
19 слайд Ведущий: Особую, легендарную славу приобрел в годы войны бессмертный образ русского воина Василия Теркина — главного героя одноименной поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910—1971). Поэту удалось органично сплести в тексте своего творения серьезное и смешное, высокое и обыденное, раскрыть через частную жизнь простого солдата общезначимые нравственные идеалы:
Чтец: отрывок из «Василий Теркин»
Богатырь не тот, что в сказке -
Беззаботный великан,
А в походной запояске,
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски,
Коль не пьян. А он не пьян.
Но покуда вздох в запасе,
Толку нет о смертном часе.
В муках тверд и в горе горд,
Теркин жив и весел, черт!
Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
20 слайд Ведущий: Уже в первые месяцы войны появились не совсем привычные для советской литературы сочинения, отличающиеся романтически приподнятой, условной манерой изложения, поэтичностью стилистики (новеллы Л.С. Соболева, Б.А. Лавренева. А.П. Платонова; рассказы В. А. Каверина, К.Г. Паустовского и других). В них существенное место занимают образы чистых, одухотворенных людей, способных на жертвенный подвиг и высокую любовь. Не исчезла из литературы и реалистическая новелла, лучшим образцом которой может служить рассказ А.Н. Толстого «Русский характер». Реальных людей в условиях военного лихолетья показывали в своих произведениях многие отечественные прозаики, достаточно вспомнить М.А. Шолохова («Судьба человека»), Л.М. Леонова, А.А. Фадеева.
Когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отринула это утверждение
Слайд 21 Видеоролик «Мы помним!»
Слайд 22, 23,24
Ведущий: Бессме́ртный полк — общественная акция, проводящаяся в России и ряде стран ближнего и дальнего зарубежья в День Победы, в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Акция «Бессмертный полк» была инициирована сотрудниками местной телекомпании «ТВ2» Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым в 2012 году в Томске, когда по центральной улице города прошли более шести тысяч человек, пронеся более двух тысяч фотопортретов участников Великой Отечественной войны. В 2013 году акция была проведена в 120 городах и селах России, а в 2014 году — «Бессмертный полк» прошел в 500 городах в семи странах. В 2015 году «Бессмертный полк» прошёл в 15 странах мира, а также в самопровозглашённых республиках на востоке Украины.
Датой рождения «Бессмертного полка» считается 9 мая 2012 года, когда во время празднования Дня Победы в Томске прошло первое шествие. Инициаторами акции выступили сотрудники местной телекомпании «ТВ2». Дебютная акция привлекла более шести тысяч человек, пронёсших более двух тысяч фотографий своих родственников. 
Слайд 25 видеоролик
Исполняется гимн Бессмертного полка
Ведущий: Школа! Равняйсь! Смирно! Торжественную линейку, посвященную 71- ой годовщине Победы, считать закрытой. Знамя школы вынести!
Под марш знамя школы выносится, вслед за знаменной группой шествие начинает «Бессмертный полк», за ними все остальные участники линейки.
Список использованных источников:
Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК.11класс. практическое пособие. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2003. – 208с.
https://polkrf.ru/http://xn--b1adcxrbp.xn--p1ai/bessmertnyy-polk-zvuchit-v-muzyke-i-sti/https://www.youtube.com/watch?v=HqWDltEWzvshttp://moypolk.ru/file/701https://www.google.ru