Познавательно — развлекательная игра Путешествие в осенее царство


ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида о.Муром»
Познавательная игра
«Путешествие в осеннее царство»
Подготовила:
учитель начальных классов
Климова С.О.
2015
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах, фруктах, деревьях, цветах, животных; расширять словарный запас учащихся.
Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по форме, вкусу.
Развитие чувства коллективизма, умение работать в команде.
Оборудование: путевые листы, фрукты, овощи, картинки животных, деревьев, грибов, ромашка, клей, кленовые листчоки.
Ход игры
Игра проводится в форме путешествия по полянкам: «Фруктовая», «Овощная», «Цветочная», «Лесная», «Осенняя», «Грибная»
Ведущий:
Красива наша природа, в любое время года, но особенно она хороша осенью. Это удивительное время года, привлекало своей неповторимой красотой поэтов, писателей, музыкантов, художников. Сколько чудесных стихов написано об осени. Вот одно из них.
Чтение “Осень” (Ю. Капустина)
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
О каком времени года это стихотворение?
Дети:
Осень.
Ведущий:
Правильно, ребята. А вы знаете, что происходит осенью? Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в тёплые края, некоторые животные засыпают. Ещё это время сборки урожая. И начало учебного года.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в осеннее царство. Наше путешествие пройдёт в виде перемещения от одной полянке к другой. Каждая команда получит путевой лист, в котором расписан маршрут прохождения игры. Все команды пройдут 6 полянок, на каждой из которых выполнят определенное задание. Время нахождения на станции 5 минут. За выполнение задания команда будет получать осенний листок. После прохождения всех станций все команды собирают в актовом зале для подведения итогов.
- Знакомство с командами.
1 команда 1 «А»класса и т. д.
1 полянка –«Овощная» – необходимо определить наощупь овощ, не вынимая его из мешочка, подробно его описать и сказать что с ним делают (жарят, варят, солят и т.д.)
2 полянка – «Лесная» - необходимо отгадать загадки о деревьях; собрать пазлы – листочки и определить что это за дерево.
3 полянка – «Грибная» - необходимо отгадать загадку о грибках, найти отгадку и выполнить физкультминутку «Грибок»
4 полянка – «Осенняя» - капитану команды необходимо изобразить животное без слов, с помощью жестов. Животное, которое будет изображать капитан определяется его выбором из предложенных перевёрнутых картинок на выбор.
5 полянка - «Цветочная» - необходимо собрать ромашку и назвать приметы осени
6 полянка – «Фруктовая» - необходимо определить на вкус какой это фрукт
- Пока наше жюри подводит итоги, учащиеся 4 «Б» класса исполнят осеннюю песню.
-Подведение итогов. Награждение команд.
- Ребята, пока мы с вами играли, путешествовали по осеннему царству, осень прислала нам телеграмму: «Дорогие ребята. Я вижу, вы любите осень и много о ней знаете. Я прощаюсь с вами до следующего года. В подарок о встрече дарю коробку “С дары осени”.
«Лесная» полянка
Необходимо отгадать загадки о деревьях; собрать пазлы – листочки и определить что это за дерево.
Кто первый загадает?
Что за дерево растёт?
Снег в июле нам несёт.
Снег же тот не тает, в воздухе летает (тополь).
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ёлка)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту (сосна)
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена (берёза)
Весной зеленела,
Потом загорела,
Осень пришла,
Красный факел зажгла (рябина)
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.(ива)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.(липа)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (рябина)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (тополь)
«Грибная» полянка
По лесной дорожке осень к нам пришла
И с собой в корзинке подарки принесла.
Вот корзиночка стоит очень странная на вид.
Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?
Осень в лес приносят летом.
Ходят в рыженьких беретах,
Очень дружные сестрички
Золотистые …- (лисички)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных
Собирай, не мешкай:
Это ….(сыроежки)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой (подосиновик)
Коричневой шляпкой приветствую вас!
Я скромный грибок, безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл я приют.
Скажите-ка дети, меня, как зовут? (подберёзовик)
Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на тоненькой ножке
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нём – его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор,
Что ядом наполнен гриб…(мухомор)
- Молодцы ребята, вот сколько грибов вы знаете.
- «Запомни дружок, не всякий грибок кладут в кузовок! Это про какой интересно грибок говорится? Какой грибок нельзя брать и почему? (ответы детей)
- А что же тогда делать, если нам в лесу попадётся этот красавец? (ответы детей) Да ребята, надо просто пройти мимо, это ядовитый гриб, но зато им лечатся больные звери, оставим этот грибок для них.
А если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать?
- Правильно, лучше оставить. На этом месте новенькие молоденькие грибочки вырастут. Ребята, ягоды, грибы, травы и цветы – это тоже важная часть леса, они являются пищей для животных, птиц и насекомых.
Физминутка.
Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд.
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в тёплой луже.
Прыг – и нету комара!
Вот весёлая игра.
Отдохнули, порезвились
И в обратный пусть пустились.
«Фруктовая» полянка
В чашке лежат кусочки разных фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.
На тарелочках лежат:
- яблоко
- банан
- апельсин
- лимон
- виноград
- арбуз
- грейпфрут

«Овощная» полянка
Необходимо определить наощупь овощ, не вынимая его из мешочка, подробно его описать и сказать что с ним делают (жарят, варят, солят и т.д.)
В мешке лежат:
- морковь
- свекла
- картофель
- помидор
- огурец
- чеснок
- капуста
- баклажан
- перец
- лук
«Осенняя» полянка
Капитану команды необходимо изобразить животное без слов, с помощью жестов. Животное, которое будет изображать капитан, определяется его выбором из предложенных перевёрнутых картинок на выбор.
Животные:
- медведь
- лиса
- заяц
- волк
- белка
«Цветочная» полянка
На столе лежит желтый кружок (сердцевина ромашки). Каждый участник держит лепесток цветка. По сигналу участники по очереди подбегают к кружку и приклеивают к нему свой лепесток, на котором затем должны написать признаки осени. Эстафету предают по руке.