Методические рекомендации по проектированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Английский язык


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Методические рекомендации
по проектированию и организации
внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Учебная дисциплина
Английский язык




















Содержание
Пояснительная записка
Основные понятия и определения
Внеаудиторная самостоятельная работа в учебно-программной документации СПО
Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся
Проектирование самостоятельной работы
Литература





















Пояснительная записка
Одной из важнейших проблем является повышение качества подготовки специалистов. Студент СПО должен не только получать знания по дисциплинам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Организация внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в колледже, формирование умений учебного труда является основой для дальнейшего обучения. Таким образом, в колледже студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а одним из средств достижения этой цели является внеаудиторная самостоятельная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в рабочем учебном плане; в рабочих программах учебных дисциплин.
Состав и содержание внеаудиторной самостоятельной работы направлены на реализацию требований Государственного стандарта.
При планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине следует учитывать следующие учебно – методические задачи:
- развитие самостоятельности при освоении учебного материала, познавательной мотивации к изучаемому предмету, творческой инициативы и творческих способностей,
- углубление знаний студентов по данной дисциплине,
- формирование умений работать с источниками информации, обрабатывать полученную информацию, оформлять её в виде конспектов, памяток, сообщений, таблиц, составления схем и алгоритмов оказания первой помощи пострадавшим и больным.
В процессе изучения дисциплины «Английский язык» применяются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
- работа с основной и дополнительной литературой,
- обработка полученной информации,
-оформление данной информации различными способами.
Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы следующие:
1. Фронтальная - все студенты выполняют одно и тоже задание.
2. Групповая – одно и тоже задание выполняется группами по 4 – 5 человек.
3. Индивидуальная – каждый студент выполняет индивидуальное задание.















Основные понятия и определения
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; в педагогике - понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, законов, правил, теорий.
Конспект – это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки.
Контрольная работа - (письменная) – одна из форм контроля и учета знаний, умений и навыков обучающихся (наряду с устным опросом, лабораторными работами и т.д.).
Различают контрольные работы аудиторные и домашние, текущие и семестровые.
Метод обучения - система последовательных и взаимосвязанных совместных
действий преподавателя и студентов, обеспечивающих усвоение содержания
образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Навык – способ выполнения действий, операций, ставших в результате многократных упражнений автоматизированным.
Приемы обучения - составные элементы метода, определенные особенности
выполнения той или иной операции, которая должна присутствовать в обучении.
Проект - уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата (цели, создание определенного, уникального продукта или услуги), при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Проектирование - процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Реферат - (от лат. Refero – излагать, докладывать) - вид самостоятельной работы, представляющий собой краткое точное изложение в письменном виде или в форме устного доклада содержание того или иного источника (источников) по определенной форме.
Самостоятельная работа студентов - форма организации обучения, сущность
которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности студентов по овладению научными знаниями, практическими умениями и навыками. Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, эссе, наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.
Средства обучения - речь преподавателя, а также любые материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и студентов.
Умение - освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение позволяет выполнять действия не только в привычных, но и изменившихся условиях.
Форма обучения – организационный способ осуществления учебного процесса, внешнее выражение его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения, прежде всего, связана с количеством студентов, временем и местом обучения, порядком его осуществления.
Экзамен - (от лат. Еxamen - испытание) - одна из традиционных форм проверки знаний обучающихся при завершении определенного этапа обучения, выявления и оценки результатов учебного процесса.





Внеаудиторная самостоятельная работа в учебно-программной документации СПО
В рабочих учебных планах БОУ СПО УР «УРСПК» определен общий объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу. По всем учебным дисциплинам определен объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу. В основе проекта лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Чтобы добиться результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи.
Принципы проектирования внеаудиторной самостоятельной работы:
Регламентация - совокупность норм, правил, стандартов, процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности.
Целесообразность – целевая определенность, когда лежащую в основе цель
характеризуют как причину.
Доступность (в обучении) - соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям студентов, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.
Результативность – получение хорошего результата, как показателя завершения деятельности, демонстрации мастерства.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно.





Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся.
Организация любой самостоятельной работы обучающихся включает три этапа:
-первый этап - постановка перед студентами целей, задач выполнения заданий (упражнений), разъяснения и указания по их выполнению;
-второй этап - непосредственная деятельность студентов по выполнению заданий (упражнений), решению задач;
-третий этап - подведение итогов и оценка выполнения самостоятельной работы студентов.
В ходе выполнения заданий студенты должны учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы. В организации творческой деятельности студентов преподавателю могут помочь новые информационные технологии.
При распределении видов заданий на ВСР рекомендуется использовать
дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением ВСР преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет времени, отведенного на изучение дисциплины. Самостоятельная работа может выполняться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и может проходить в письменной или устной форме, с предоставлением продукта творческой деятельности.
В качестве форм и методов контроля ВСР могут быть семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и пр.
Критериями оценки результатов ВСР являются:
- уровень усвоения учебного материала,
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
-сформированность общеучебных умений,
-сформированность и четкость изложения ответов,
-оформление материала в соответствии с требованиями.
Виды заданий для ВСР:
для овладения знаниями :
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями, справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.
для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектами лекций (обработка текста), повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных документов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая
обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.), подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, составление биографии, тематических кроссвордов, тестирование.
для формирование умений:
решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач и упражнений, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетно-графических работ, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, подготовка курсовых и дипломных работ (проектов), экспериментально - конструкторская работа, опытно-экспериментальная работа.


































Проектирование внеаудиторной самостоятельной работы
1 курс: 26 часа
Составление своей биографии “About myself” – 2 часа
Составление семейного древа “Family roots” – 2 часа
Составление функциональных ситуаций по теме “My friends” - 1 час
Оформление кластера «Настоящий друг» - 1 час
Составление рассказа «Мир моих увлечений» - 2 часа
Составление топика “Мой дом” – 2 часа
Выполнение проекта «Дом моей мечты» - 2 часа
Проектная работа «Магазин моей мечты» - 1 час
Составление диалога «У врача»- 1 час
Мультимедийная экскурсия «Достопримечательности родного города» - 4 часа
Разработка проекта «Москва – сердце России» - 2 часа
Составление рассказа «Моя страна, мой город»- 2 часа
Оформление мультимедийной презентации «Города России» - 2 часа
Разработка и оформление проекта «Люди, которыми мы гордимся» - 2 часа
2 курс: 12 часов
Составление генеалогического древа королевской семьи (1 час)
Составление рекламного буклета «Великобритания» (1 час)
Разработка проекта «Соединенные Штаты Америки: прошлое и настоящее» (1 час)
Разработка брошюры «Интересные факты о Канаде» (1 час)
Составление карты-путеводителя «Путешествие по Австралии» (1 час)
Разработка энциклопедии «Животный мир Новой Зеландии» (1 час)
Составление метеорологической карты России (1 час)
Перевод научного текста о защите окружающей среды (1 час)
Составление буклета «Как спасти окружающую среду» (1 час)
Сообщение «П.И.Чайковский - великий русский композитор» (1 час)
Составить презентацию «Картинные галереи мира» (1 час)
Выучить стихотворение зарубежного автора (1 час)
3 курс: 16 часов
Составление кроссворда по новой лексике (1 час)

Перевод текста «Все профессии важны, все профессии нужны» (1 час)

Перевод профессионально-ориентированного текста
«Моя будущая профессия» (1 час)

Составление диалога (1 час)

Перевод отдельный статей из Конвенции о правах ребенка (2 часа)

Составление дидактических игр по теме «Легко ли быть молодым»
с использованием новой лексики (1 час)

Оформление презентации «Проблемы молодежи в нашей стране
и за рубежом» (2 часа)

Составление диалога «Проблемы современной молодежи» (1 час)

Перевод текста «Система образования» (1 час)

Оформление кластера «Система образования в России,
Великобритании и США» (1 час)

Написание статьи в газету колледжа – 2 часа

Написание фрагмента конспекта занятия на англ.яз. – 2 часа



















Средства обучения
Технические средства обучения:
магнитофон,
CD-проигрыватель,
DVD-проигрыватель,
телевизор,
компьютеры (для преподавателя и для студентов),
аудиоматериал,
видеоматериал,
компьютерные программы.
Список основной литературы.
Агабекян И.П. Английский язык для средних специальных заведений, Ростов -на-Дону, "Феникс", 2001 г.
Англо-русские разговорники, английская литература, газеты, журналы.

Список дополнительной литературы
1. Афанасьев О.В., Сааякян А.С. What or That? Which word to choose?: Какое слово выбрать?: Справочник-самоучитель по английскому языку. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176 с.
2. Бонк Н.А. Котий Г.А., Лукьянова Н.А. Учебник английского языка, М., 1996 г.
3. Денисова Л.Г., Мезенин СМ. Английский язык. Повторительный курс. Интенсивный курс, Пробное учебное пособие для 10 класса средней школы. Москва Просвещение, 1993 г.
4. Занина Е. 95 устных тем по английскому языку. Домашний репетитор. - М., Айрис Пресс, 2006 г.
5. Карпова Н.В., Кузнецова Н.Н. Английский язык. 5-11 кл.:Справочные материалы. – М.: Дрофа, 1995. – 16 с.
6. Клементьева Т.Б., Шэннон Д. Счастливый английский. Кн. 2 для 7-9 кл. общеобразоват. шк. - Обнинск: Титул, 1995. – 448 с.: ил.
7. Кузнецова Е.Е. Основы фонетики английского языка. С.-П.: 2000. 122 с.
8. Лебединская Б.Я. Фонетический практикум по английскому языку. М.: Международные отношения, 1978. 175 с.
9. Матюшкина Т.И.–Герке, С.П.Балашова, Л.Л.Иванова и др. Английский язык. Учебник для 1 курса филологических факультетов. М.:ГИС. 1998. 527с.
10. Павлоцкий В.М. Read. Learn. Discuss. Учебное пособие для 10-11 кл.специализированных школ. СПб, КАРО, БАЗИС, 2006. - 544 с.
11. Петрова Н.И. Английский язык. 9-11 выпускные классы. Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 256 с.
12. Сушкевич А.С., Маглыш М.А. Английский язык: Устные темы с упражнениями. – 2-е изд., доп. – Мн.: ООО «Аверсэв», 2000. – 255 с.
13. Шуткина Л.Н., Трофимова Г.С.. Практическая фонетика английского языка. Ижевск, 1993. 90 с.
14. УМК «Английский язык» Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. для 9-11 классов.