ХИМИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Специальности СПО 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 09.02.01 «Компьютерные системы и комплекс


МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске
Политехнический колледж
ХИМИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Специальности СПО
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Квалификация техник
Пятигорск 2015
Методические указания для самостоятельных занятий по дисциплине «Химия» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Рассмотрено на заседании ЦМК ИСТиД (филиала) СКФУ г. Пятигорске
Протокол №___ от «___»__________201__г.
Составитель: В.В. Болотина
Директор ПК Н.П. Константинова
Пояснительная запискаМетодические рекомендации предназначены для студентов групп СПО специальностей190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
В пособии приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, указаны формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение основными знаниями умениями и навыками в соответствии с требованиями к предметным результатам освоения базового курса химии (пр. № 413 от 17.05.2012 г.).
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми вхимии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать,
объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить
расчёты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химическихвеществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической
информации, получаемой из разных источников.
 Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине химии практикуется следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, исследовательские работы и др.);
подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.
отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
подготовка к практическим, лабораторным занятиям;
выполнение контрольных, самостоятельных работ;
изучение глав электронных изданий, прохождение on-line тренажера и тестов
работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.  
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 30% -50%от всего времени изучаемого цикла.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.    При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности абитуриентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.    Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:готовность студентов к самостоятельному труду;наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; консультационная помощь. 
 Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 
Виды самостоятельных работВ учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
-  для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
-       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная
работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
 
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
 
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

План-график выполнения СРС№ Наименование темы самостоятельной работы Рекомендуемая литература Формы выполнения Срок сдачи (№ недели)
1 Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. 1.Габриелян О. С. Органическая химия в тестах, задачах и упражнени¬ях / О. С. Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. — М.: Дрофа, 2010.
2.Габриелян О. С. Практикум по общей, неорганической и органической химии : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.М.Дорофеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
3.Габриелян О. С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4.Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях : учеб. посо¬бие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. 4 е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
5.Габриелян О. С. Химия: пособие для поступающих в вузы / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. - М.: Дрофа, 2009.
6.Ерохин Ю. М. Химия : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю. М.Ерохин. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. Выполнение реферата 4-5
2 Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no39-geneticeskaa-svaz-mezdu-osnovnymi-klassami-neorganiceskih-soedinenijУрок № 3
http://www.xumuk.ru/rhf/Изучение главы электронного учебного издания, прохождение on-line тренажера и тестов 7
3 Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Рафинирование цветных металлов. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии 1.Габриелян О. С. Органическая химия в тестах, задачах и упражнени¬ях / О. С. Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. — М.: Дрофа, 2010.
2.Габриелян О. С. Практикум по общей, неорганической и органической химии : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.М.Дорофеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
3.Габриелян О. С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4.Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях : учеб. посо¬бие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. 4 е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
5.Габриелян О. С. Химия: пособие для поступающих в вузы / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. - М.: Дрофа, 2009.
6.Ерохин Ю. М. Химия : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю. М.Ерохин. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. Составление конспекта 12
4 Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ. https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no39-geneticeskaa-svaz-mezdu-osnovnymi-klassami-neorganiceskih-soedinenijУрок № 39
http://www.xumuk.ru/rhf/Изучение главы электронного учебного издания, прохождение on-line тренажера и тестов 15
5 Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Выполнение реферата 25
6 Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Выполнение реферата 28
7 Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним Выполнение реферата 30
8 Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах. https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no39-geneticeskaa-svaz-mezdu-osnovnymi-klassami-neorganiceskih-soedinenijУрок № 44
http://www.xumuk.ru/rhf/Изучение главы электронного учебного издания, прохождение on-line тренажера и тестов 32
Методические рекомендации к СРС1. Методические рекомендации по написанию и проработке конспекта
Внимательно прочти текст.
Выдели главную идею и озаглавь текст.
Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
Запиши названия смысловых частей в форме плана в левом рабочем поле конспекта.
Прочти текст во второй раз.
Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.
Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.
Визуализируй конспект:
Напиши источник конспектирования (название, автор);
раздели страницу на три части в соотношении . Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.
главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;
каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);
в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.
Критерии оценки конспекта:

п/пКритерии оценивания «5» «4» «3» «2»
1 Объём выполненной работы Оптимален для конспектирования материала Оптимален для
конспектирования материала Занижен завышен Занижен завышен
2 Логическая последовательность и связанность материала + Незначительно нарушена нарушена Отсутствует
3 Полнота изложения содержания + Не выдержана Не выдержана Не выдержана
4 Сохранение основной идеи через весь конспект + + нарушено Отсутствует
5 Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи) + + Не достаточно Не используется
6 Оформление + + Наличие отклонений Наличие отклонений
7 Орфографический режим (как дополнительный критерий) + - Соблюдается слабо Нарушены.
2. Методические рекомендации по подготовке и презентации реферата1. Реферат-это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
2. Материалы   при его подготовке, должны соответствовать  научно-методическим требованиям  колледжа  и  быть указанны в   реферате.
3. Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.
4. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
5. Работа студента  над реферата -презентацией  включает  отработку навыков ораторства  и умения организовать и проводить  диспут.
6. Студент в  ходе работы по презентации  реферата,  отрабатывает умение  ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
7. Студент в  ходе работы по презентации  реферата,  отрабатывает умение
самостоятельно  обобщить материал и сделать выводы в заключении.
      Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (реферата) 
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета  изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов  
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности  подхода 
      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
 Порядок сдачи и защиты рефератов.    
    1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия
    2. При оценке реферата преподаватель учитывает
качество
степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
 3. Защита тематического реферата  может проводиться на  занятии в рамках внеаудиторных часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата студентом предусматривает 
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
    На  защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 
Содержание и оформление разделов реферата
Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см,  левое – 1,5 см,  шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.  Объем реферата 10-15листов. Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются  (графики и рисунки снизу, таблицы сверху)  и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка. Например: (см. приложение (порядковый номер).Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии с Приложением (см. ниже). Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола.
          Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
          В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.
          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название учебного заведения, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
          В нижнем поле указывается  год написания реферата.
    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1) /.