ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА по специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура»


Департамент среднего профессионального образования Томской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Томский коммунально-строительный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УМР
ОГБПОУ «ТКСТ»
___________О.Н.Кудряшова
«____» сентября 20__г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
по специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура»
Томск - 2015г.
Программа учебной дисциплины «Основы экономики архитектурного проектирования и строительства» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура».
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум»
Разработчики:
Шачнева О.А. – преподаватель ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании предметно-цикловой комиссии по специальности 07.02.01 «Архитектура»
(Протокол № __ от ____ 2015 г.)
Председатель комиссии ______________________А.В. Комарова
© Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Томский коммунально-строительный техникум»
© Шачнева Оксана Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«основы экономики архитектурного проектирования и строительства»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы экономики архитектурного проектирования и строительства» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 07.02.01 «Архитектура», входящей в укрупнённую группу 07.00.00 «Архитектура» по направлению подготовки 07.02.01 «Архитектура».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы экономики архитектурного проектирования и строительства» входит в общепрофессиональной цикл. ОП.10.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать технико-экономические и объёмно-планировочные показатели (ТЭП) при выполнении проектных работ;
- составлять сводный график проектирования-согласования строительства;
- использовать информацию о рынке архитектурных услуг;
- использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;
- пользоваться проектно-сметной документацией;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 70
в том числе: теоретическое обучение 40
практические занятия 8
курсовая работа 20
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) 6
Выполнение реферативных работ
Выполнение индивидуальных заданий
Работа с нормативной и справочной литературой
Подготовка докладов
Подготовка сообщений
4
6
8
4
8
Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачёт 2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы экономики архитектурного проектирования и строительства
Наименование дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Экономические ресурсы организации 16 Тема 1.1.
Основные средства (фонды) организации (предприятия Содержание учебного материала 4 2
2
Сущность, структура и классификация основных фондов.
Амортизация основных фондов и виды износа их износа.
Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовка докладов: об источниках формирования основных производственных фондов Тема 1.2.
Оборотные средства организации (предприятия)
Содержание учебного материала 4 1
2
2
2
Сущность, состав, структура и классификация оборотных средств организации (предприятия).
Кругооборот средств предприятия. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада на тему: «Эффективность использования оборотных средств». 2 Тема 1.3.
Трудовые ресурсы Содержание учебного материала 2 1
2
2
Сущность и состав трудовых ресурсов.
Кадры и их классификация на предприятии.
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения о профессионально - квалификационной структуре кадров. 2 Тема 1.4.
Производительность труда и пути её повышения
Содержание учебного материала 2 2
Производительность труда, её значение и методы измерения
Факторы и резервы роста производительности труда. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме: Факторы и резервы роста производительности труда. 2 Тема 1.5.
Оплата труда
Содержание учебного материала 4 2
2
2
2
2
Сущность заработной платы.
Основные законодательные акты и нормативные документы по оплате труда.
Тарифная система оплаты труда и её основные элементы.
Формы оплаты труда.
Виды доплат и надбавок.
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по теме: Районное регулирование заработной платы. 2 Раздел 2.
Основы ценообразование в строительстве 16 Тема 2.1.
Особенности ценообразования в строительстве Содержание учебного материала 4 2
2
2
Сущность цены в экономической системе.
Особенности формирования цены в строительстве.
Сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции.
Самостоятельная работа обучающихся 4 Работа со сметно-нормативной литературой Тема 2.2.
Состав и структура сметной стоимости строительства Содержание учебного материала 2 2
2
2
2
Состав и формы сметной документации.
Порядок составления и виды сметной документации.
Структура сметной стоимости строительства.
Методы определения сметной стоимости.
Практическое занятие № 1 2 Определение элементов затрат по общей сметной стоимости строительной продукции. Самостоятельная работа обучающихся 2 Выполнение индивидуальных заданий по выполнению расчёта сметной стоимости. Тема 2.3.
Состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации Содержание учебного материала 2 2
2
2
Порядок разработки проектно-сметной документации.
Экспертиза утверждения проектов.
Графики проектирования и согласования строительства. Практические занятия №2 2 Составление сводного графика проектирования и согласования строительства. Практические занятия №3,4 4 Составление локального сметного расчёта. Самостоятельная работа обучающихся 4
2 Выполнение индивидуального задания по расчёту локальной сметы Работа со справочно-нормативной литературой Раздел 3.
Документация в строительстве. 12 4
Тема 3.1.
Исходно-разрешительная документация на строительство Содержание учебного материала 2
2
Состав исходно-разрешительной документации на строительство.
Состав исходно-разрешительной документации на проектирование. Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить сообщения по теме: ответственность за строительство без разрешительной документации. Тема 3.2.
Исполнительная документация в строительстве. Содержание учебного материала 4 2
2
2
Общие положения.
Состав исполнительной документации
Перечень исполнительной документации, необходимый для проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки.
Авторский надзор. Самостоятельная работа обучающихся 2 2
Подготовить реферат по теме: Авторский надзор проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений. Тема 3.3.
Разрешительная документация на ввод объектов в эксплуатацию. Содержание учебного материала 4 2
2
2
Общие положения.
Перечень документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Оформление разрешения на строительство. Самостоятельная работа обучающихся 2 Работа со справочно-нормативной литературой. Раздел 4.
Рынок архитектурных услуг. 2 Тема 4.1.
Особенности рынка архитектурных услуг. Содержание учебного материала 2 2
3
Исследование рынка архитектурных услуг.
Рынок услуг по проектированию интерьеров. Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить реферат по теме: «Особенности рынка архитектурных услуг» Выполнение курсовой работы Примерная тематика курсовой работы
20 Расчёт договорной цены на отделочные работы при проектировании дизайна интерьера.
Самостоятельная работа в соответствии с индивидуальным заданием по выполнению курсовой работы 6 Дифференцированный зачет
2 Всего аудиторная учебная нагрузка: 70 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ экономики архитектурного проектирования и строительства».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся (25);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации в соответствии с паспортом кабинета;
Технические средства обучения:
Калькуляторы, компьютер, мультимедиа комплекс, схемы, таблицы, диски DVD.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Экономика организации: учеб. пособие/Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. – Ростов н/Д: Феникс, 2013г. – 282с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
Ардзинов В.Д. Ценообразование и составление смет в строительстве. – СПб: Питер, 2007. – 240с.
Мурахтанова Н.М. Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций.- М.:Академия 2007г.-96с.
Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. Пособие для вузов/ Под ред. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 254с.
Практикум по экономике, организации и нормированию труда: Учеб. Пособие/ под ред. Проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 319с.
МДС81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Р. Ф.
МДС81-33.2004 Методические указания по определению величин накладных расходов
МДС81-2.99 Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений,
МДС81-3.99 Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.
МДС81-25.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве,
МДС81-25.2001 Методические указания по разработке Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования.,
МДС81-27.2001 Методические указания по применению Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГСНп-2001)
МДС81-28.2001 Методические указания по применению Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГСН-2001)
МДС81-29.2001 Методические указания по применению Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГСНм-2001)
МДС81-30.2002 Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог.,
МДС81-32.2003 Методические рекомендации по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001 ) при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Р. Ф.
МДС81-33.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве.
МДС81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Р. Ф.
МДС81-36.2003 Указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР2001)
ГСН 81-05-02-2001 Сметные нормы и дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.,
ГСН 81-05-01-2001 Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений.
ГЭСН-2001 и ГЭСНр-2001 Государственные сметные нормы на строительные и ремонтно-строительные работы.
ФЕР-2001 и ФЕРр-2001 Федеральные единичные расценки на строительные и ремонтно-строительные работы.
ТЕР-2001 и ТЕРр-2001 Территориальные единичные расценки на строительные и ремонтно-строительные работы.
Информационно-аналитический бюллетень «Индексы цен в строительстве» М., КО ИНВЕСТ
Интернет ресурсы
Интернет ресурсы
Материалы сети Интернет:
www.e-college.ru/xbooks/xbook010/book/index/index.html Экономика организации (предприятия), Учебный курс. (Дата обращения: 26.08.2015г.)
http://www.zodchii.ws/books/info-1059.html Экономика строительства, Степанов И.С. (Дата обращения: 26.08.2015г.)
http://www.aup.ru/books/i011.htm Электронные книги: Логистика (Дата обращения: 26.08.2015г..)
http://www.businessdelo.ru/bplan1.html Портал для начинающих предпринимателей. (Дата обращения: 26.08.2015г..)
Информационно-правовая система «Консультант Плюс», «Гарант».
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, реферативных работ, докладов.
Преподаватель обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – реферативных работ, докладов.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта, который проводит преподаватель.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе, в соответствии со сроками установленными Положением об организации и проведении промежуточной аттестации в техникуме.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем созданы фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателем результатов подготовки: тесты, перечень реферативных работ, докладов и критерии их оценки; вопросы для проведения зачёта по дисциплине.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Текущий контроль Итоговый контроль
Освоенные умения:
- использовать технико-экономические и объёмно-планировочные показатели (ТЭП) при выполнении проектных работ; Практическая работа/Экспертная оценка при решении задач
Письменный/
Тестирование
- составлять сводный график проектирования-согласования строительства; Практическая работа/Наблюдение Письменный/
Тестирование
- использовать информацию о рынке архитектурных услуг; Практическая работа/Наблюдение Письменный/
Тестирование
- использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования; Практическая работа/Наблюдение Письменный/
Тестирование
- пользоваться проектно-сметной документацией;
Практическая работа/ Экспертная оценка при решении задач
Письменный/
Тестирование
Усвоенные знания:
- состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации. Письменный/Тестирование, Контрольная работа Письменный/
Тестирование
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой таблица 1.
Таблица 1 – оценка текущего контроля (тестирование).
Процент результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка) Вербальный аналог
90÷100 5 отлично
80÷89 4 хорошо
70÷79 3 удовлетворительно
Менее 70 2 неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегрированная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине «Основы экономики архитектурного проектирования и строительства».
Критерии оценок за дифференцированный зачёт:
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если студент показывает глубокие знания программного материала по поставленным вопросам, грамотно и логично их излагает, умело увязывает с задачами курса, быстро принимает решение при выполнении практической задачи, умеет выявлять проблему, обосновывать решение теоретическими знаниями;
Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если студент твердо знает программный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет полученные знания при решении практической задачи;
Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если студент имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, но не усвоил деталей, допускает отдельные неточности при выполнении практической задачи;
Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если студент допускает принципиальные ошибки, в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике, допускает грубые ошибки в решении практической задачи.