методические рекомендации для преподавателя по дисциплине цикла ОГСЭ Иностранный язык для специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образов а ния «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Многопрофильный колледж МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН ДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений М агнитогорск, 2012 2 ОДОБРЕНО Предметной комиссией Иностранного языка Предсе датель _________________ / Г.И. Грипкова Протокол № 10 от 1 3.06.2013 г. Составитель: преподаватель ФГБОУ ВПО МГТУ МпК ________________/ Г.И. Грипкова Методические рекомендации для преподавателя разработаны на основе рабочей програм мы учебной дисциплины « Иностранный Язык », утвержденной в многопрофильном колледже. Протокол № 10 заседания ПК Иностранного языка от « 13 » июня 2012 г. 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Выпускники данной специальности должны быть готовы к профессиональной деятельнос ти в конкретной сложившейся на данный момент социально - экономической и политической среде, и должны самостоятельно действовать в ней с полным пониманием происходящих в обществе процессов, уметь работать в коллективе, находить общий язык с коллегами, руково дством, подчиненными. Стоит отметить, что для современного успешного специалиста необходимо умение грамотно вести диалог, как с отечественными, так и с зарубежными партнерами. Для этого потребуется овладение лингвистические знания как инструмент профессион альной деятельности. Реализация этой цели предполагает владение не только лексическим и грамматическим минимумом, но и основами делового общения. В рамках программы уделяется особое внимание умению вести грамотно беседу на иностранном языке. Будущий специа лист должен четко понимать, чтобы построить диалог с зарубежным партнером, необходимо владеть основными правилами и особенностями делового общения и этикета. Принимая во внимание происходящие изменения в политической, социальной и деловой сферах современно го общества, возрастает актуальность владения иностранным языком как средством делового общения. Нельзя не отметить, что английский язык занимает ведущее место в изучении и использовании среди других иностранных языков. Это вполне оправдано в современных у словиях, так как широко известно, что именно английский является языком международного общения, официальным языком НАТО, ЮНЕСКО и ООН. Большинство радио теле трансляций в мире ведутся на этом языке. И именно английский - это язык современного бизнеса. Дост ижению результата способствуют коммуникативное и профессионально - коммуникативное развитие , дальнейшее формирование языковой, речевой, компенсаторной и других компетенций и использование иностранного языка в повседневных и профессионально - ориентированных сферах жизни с учетом определенной специальности. Социокультурное развитие студентов средствами иностранного языка предполагает не только дальнейшее расширение объема знаний 4 о социокультурной специфике страны изучаемого языка , совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведе ние адекватно этой специфике в социально - бытовых и профессионально - ориентированных сферах общения, но и формирование таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность и др. Формирование учебно - познавательной компетенции включает в себя развития ряда общ еучебных умений: развитие умения целеполагания, рефлексии и саморефлексии, самооценки и др. Язык формировался, существует и изменяется неразрывно с историей, культурой и развитием страны, где на нем говорят. Важно понимать, что овладение иноязычной речью н е может ограничиваться знанием перевода лексических единиц. Необходимо так же иметь представление об иноязычных понятиях, характерных для каждой конкретной страны. Поэтому составитель преследует цель не только закреплять лексический и грамматический матери ал, но и формировать у студентов адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности в систему мировой и национальной культур. В условиях развивающейся рыночной экономики и расширения деловых контактов, в том числе и с зарубежными дело выми партнѐрами, особое внимание уделяется правилам ведения бизнеса, в частности – деловой переписке. Письмо – важный элемент ведения бизнеса. Без переписки вести деловые отношения невозможно. Почти все телеграфные и телефонные переговоры требуют письменно го подтверждения. При установлении деловых контактов хорошо составленное письмо может лучшим образом представить вашу фирму и создать благоприятное впечатление о ней у вашего потенциального партнѐра. На английском языке переписывается сейчас весь деловой м ир, и у этой переписки вполне строгие, конкретные законы. Интеграция в мировое сообщество также диктует свои требования: установлен минимум документов, необходимых при устройстве на работу (резюме, сопроводительное письмо, рекомендации), которые раньше не были знакомы соискателю. Как это ни странно, знание иностранного языка может сыграть решающую роль при устройстве на работу не только в зарубежную, но также и в российскую компанию. Изучение иностранного языка будущими специалистами всех 5 специальностей зат рагивает такие насущные вопросы как: «Как выбрать агентство при устройстве на работу?». «Какие для этого документы нужны?», «Как подготовиться к интервью?», «Что нужно знать и сделать, чтобы вас приняли на работу?». Таким образом, изучение учебной дисципли ны ОГСЭ 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК в рамках ФГОС необходимо для подготовки конкурентоспособных, востребованных на современном рынке труда специалистов. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН ДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 1. Учебная дисциплина Иностранныйязык относится к общеобразовввате льным дисциплин общеобразовательного цикла. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь :  общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;  переводить (со словарем) иностранные тексты профессио нальной направленности;  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимы й для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлят ь к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести з а них ответственность. 6 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информац ию с использованием информационно - коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполн ения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельнос ти. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). При изучении учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий:  комбинированные уроки  практические занятия  самостоятельная работа студента. 2. Переход на компетентностный подход требует продумать формы и технологии проведения учебных занятий, варианты комп е тентностно - ориентированных задани й самостоятельной работы, которые будут направлены на формирование общих и профессионал ьных комптенций. Эффективность работы определяется соблюдением следующих условий:  характер взаимодействия преподавателя со студентами в учебном процессе строится на субъект - субъектной основе;  проявление терпимости к ошибкам, которые допускают обучающиеся, и помощь при решении возникающих у них проблем;  использование разнообразных видов учебной деятельности и их чередование в процессе учебного занятия; 7  использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;  созда ние благоприятного психологического климата;  применение здоровьесберегающих технологий Если цели образования не превосходят репродуктивного уровня усвоения, то возможно применение традиционной технологии обучения, включающей в себя - слушание объяснений п реподавателя, - работу с учебным пособием, - наблюдение за изуча е мыми объектами, - выпо л нение практических действий по инструкции и т.п. Если цели образования направлены на формирование опыта поисковой, эвристической дея тельности, усвоение алгоритмов ра боты и т.п., то следует целенаправленно применять модульно - компетентностную технологию, переходить от репродуктивных методов обучения к продуктивным, частично - поисковым, исследовательским, развивая логическое, теоретическое мышление, творческие способности . 3. Учебная дисциплина Иностранный язык ведется в форме практических занятий. Такая форма способствует лучшему усвоению иноязычной речи, погружению в особенности культуры и традиций англоговорящих стран. При проведении практических занятий необходимо це ленаправленно переходить от репродуктивных методов обучения к продуктивным, частично - поисковым, исследовательским, развивая логическое, теоретическое мышление, творческие способности. В сущности, каждое занятие направлено на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование общих и профессиональных компетенций, практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. При проведении работ, носящих репродукт ивный характер, студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы задания, общие сведения, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, форма предоставления результата, учебная и специальная литература. 8 П ри проведении работ, носящих частично - поисковый характер, студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполн ения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие пои сковый характер, преследуют цель решения новой для студентов проблемы , с опорой на имеющиеся у них знания. При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное со отношение репродуктивных, частично - поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. Н а практических занятиях рекомендуется использовать: – словесные методы обучения: объяснение; беседа с наводящими вопросами, п обуждающими к актуализации знаний и способов действий; изложение материала с привлечением студентов, практические методы обучения, используя которые студенты закрепляют, углубляют знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. - исследователь ские методы обучения: обучающиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование или учебный проект, готовят отчет по его результатам и представляют для защиты; работа может быть организована как индивидуальная или групповая. Р абота может быть организов ана как индивидуальная, парная или групповая; - кейс - метод, - имитационные игровые и неигровые методы, - метод проектов, - мо з говой штурм, - занятия на тренажерах, - практикумы. Реализация инновационных методов обучения обеспечивается :  использование информационных технологий ;  использование эвристических вопросов, цель которых самостоятельная переработка студентами известной информации и получение новой (для них) информации;  использование в учебном процессе деловых игр ; 9  использование коллективной мысл ительной деятельности. Эффективность работы определяется соблюдением следующих условий:  характер взаимодействия преподавателя со студентами в учебном процессе строится на субъект - субъектной основе;  проявление терпимости к ошибкам, которые допускают обучающ иеся, и помощь при решении возникающих у них проблем;  использование разнообразных видов учебной деятельности и их чередование в процессе учебного занятия;  использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;  создание благоприятного психологического климата;  применение здоровьесберегающих технологий;  использование наглядных пособий, как в электронном, так и в бумажном варианте;  активная работа с видео и аудио записями. На практических занятиях желательно прово дить короткие контрольные работы с использованием тестов, индивидуальных заданий для закрепления пройденного материала. 4. Организация самостоятельной работы в условиях имеет важно значение для реализации компетентностного подхода. Самостоятельная аудитор ная и внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятел ьной работы, уровня сложн о сти, уровня умений студентов. Содержание самостоятельной работы студентов формулируется через де я тельность. Тематика самостоятельной работы должна отражать вид и содержание деятельн о сти обучающегося, иметь вариативный и дифференц ированный характер, учитывать специфику специальности, содержание дисциплины. Формулировка самостоятельной работы должна быть однозначно понятна студенту. 10 Студенту могут быть рекомендованы различные виды з а даний:  выполнение практических работ;  выбор оптима льного решения;  подготовка к деловым играм и участие в них;  работа на тренажерах;  подготовка рефератов, докладов;  исследовательская учебная работа;  чтение текста первоисточника;  чтение дополнительной литерат у ры;  составление плана текста;  расшифровка како й - либо схемы с использованием условных об о значений;  поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисц и плины;  конспектирование текста;  работа со словарями и справочниками;  составление таблиц для систематизации учебного матери а ла;  анализ текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.);  составление библиографии, кроссвордов;  тестирование;  решение вариативных задач и упражнений;  подготовка к прое к там и др. Информацию о содержании, формах и методах кон троля, показателях и критериях оценки самостоятельной работы необходимо представить для студентов в самом начале изучения ди с циплины. При этом каждому виду самостоятельной работы соответствует определенные цели и характер деятельности студентов: Виды само стоятельной работы Цели Характер деятельности студентов 1. Работа с дополнительными источниками  усвоение новых знаний,  закрепление знаний,  развитие мышления,  воспитание познавательных интересов  ознакомительный  репродуктивный,  продуктивный 11 2. Выполнение упражнений  применение знаний,  развитие логического мышления и умений,  формирование предметных умений и навыков (письмо, чтение)  ознакомительный  репродуктивный,  продуктивный 3. Самостоятельная работа на занятии  получение новых знаний,  развитие навыков на блюдений,  развитие логического мышления,  формирование предметных умений и навыков (письмо, чтение, аудирование, говорение)  продуктивно - преобразующий,  творческий 4. Выполнение индивидуальных (групповых) проектов  получение и систематизация новых знаний,  рас ширение общего кругозора,  развитие самостоятельного мышления, умения делать выводы.  ознакомительны й  продуктивно - преобразующий,  творческий 5. Организация оценивания на основе ФГОС как средства формирования и развития общих и профессиональных компетенций о бучающихся должна включать в себя использование разнообразных технологий оценивания и самооценивания в процессе подготовки будущего специалиста. Оценка качества освоения учебной дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Т екущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения обучающимися программного материала и может иметь следующие виды: входной, оперативный и рубежный контроль. Входной контроль обучающихся проводится в начале изучения междисциплинарного курс а с целью выстраивания 12 индивидуальной траектории обучения студентов, обучающихся на основе контроля их знаний. Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы дисциплины, а также стимулирования учебной работы обучающ ихся, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно - воспитательного процесса. Оперативный контроль осуществляется в форме: - оценки качества усвоения обучающими ся, студентами учебн ого материала на практических занятиях; - проверки посещения студентами аудиторных занятий; - тестирования, опроса, оценки выполнения реферата, контрольной работы ; - домашнего задания, докл адов, презентаций ; - оценки результатов сам остоятельной работы обучающихся и т.д. Формы оперативного контроля выбираются исходя из методической целесообразности, специфики междисциплинарного курса. Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению темы или раздела дисциплины и проводитс я с целью комплексной оценки уровня освоения знаний, умений, приращения общих компетенций. Рубежный контроль может проводиться в форме контрольной работы, тестирования. Данные текущего контроля успеваемости используются для анализа освоения студентами ОПО П, обеспечения ритмичной учебной работы студентов, привития им умения четко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися, для совершенствования методики преподавания. Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося и ее корректировку и проводится с целью определения соответстви я уровня и качества подготовки выпускника требованиям к результатам освоения ОПОП, наличия умений самостоятельной работы. 13 Основными формами промежуточной а ттестации по дисциплине является зачет. Уровни освоения: 1 Ознакомительный - узнавание ранее изученн ых объектов и свойств (деятельность по узнав а нию) 2 Репродуктивный - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством (решение типовых з а дач) 3 Продуктивный - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение пр о блемных зад ач (выбор действия, поиск решения ) и т.д. Образцы формулировок предмета деятельности для оценивания Деятел ь ность Предмет деятельности для оценив а ния Выбирать Информацию, лексические единицы, устойчивые выражения, соответствующие тематике, стилистике, р ечевой ситуации текста или высказывания. Выделять Главное, ключевое, второстепенное, элеме н ты, образы, образцы. Способы, модели, законы, критерии для выполнения деятельности в модельных услов и ях и т. п. Оформлять Анкеты, резюме, деловые письма (по образ цу) , презентации, буклеты, и т.п. Характериз о вать Результаты, элементы (деятельности), процессы, явл е ния и т.п. Демонстрир о вать Действия, деятельность, процессы, результаты (умения, навыки, опыт, знания, г о товый продукт) и т.п. Определять Признаки, хара ктеристики, методы, средства, р е шения, пр иемы , качество, порядок де й ствий и т.п. Проектир о вать Р езультаты действий, результаты деятел ь ности и т.п. Моделир о вать Результаты решений модельных ситуаций профессиональной деятел ь ности 14 Деятел ь ность Предмет деятельности для оценив а ния Создавать Продукты деяте льности: п еревод (со словарем) профессионально – ориентированных тестов; выполнение аннотационного, реферативного и полного литературного переводов и т.п. Планировать Способы, методы, приемы, алгоритм (порядок действий), средства, модели, результаты ( дейс твий, деятельн о сти) . Анализир о вать Ситуации, состояния, результаты, процессы, де й ствия, факты, явления Оценивать Р езультат, действия, де я тельность и т.п. Рассчитывать Трудоемкость, личны е и коллективные возможности и т.п. Разрабат ы вать Предложения, п л аны, проекты, алгори т мы, и т.п. Толковать Правила, закономерности , схемы и др. Решать С итуационные задачи, проблемы с использов а нием известных методов, средств, способов, правил Обоснов ы вать Способы, правила, критерии для выполнения деятельности в моде льных условиях, предложения, ц е ли, задачи, планы и т.п. Доказывать Закономерности, эффективность решений, дейс т вий и т.п. Участвовать В самостоятельной работе (групповой или индивидуальной) , в анализе результатов своей или коллективной деятельности , в р уководстве, в планировании, в мер о приятиях и т.п. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой: Процент Качественная оценка 15 результативности (правильных о тветов) индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5 отлично 80 ÷ 89 4 хорошо 70 ÷ 79 3 удовлетворительно менее 70 2 неудовлетворитель но Конкретные формы и процедуры текущего контроля ус певаемости, промежуточной аттестации по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев каждого семестра от начала обучения. 6 Средствами обучения по дисциплине «Иностранный язык» являются:  при выполнении практических р абот – аудио и видеозаписи по темам, иллюстрации к урокам, выполненные в программе Power Point ;  при выполнении самостоятельной внеуадиторной работы – Интернет - ресурсы. Их подборка проводится соответственно тематике занятия. 7 Реализация инновационных мето дов обучения обеспечивается :  использование информационных технологий ;  использование в учебном процессе деловых игр ;  п рименение современных подходов, а именно: личностно - ориентированный функциональный, и коммуникативный .