Рабочая программа по дисциплине Экономика предприятий для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений для СПО

ГОСУДАрСТВЕННОе БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. М.И. ШАДОВА»
(ЧГТК ИМ. М.И. ЩАДОВА)






Утверждаю:
Директор ГБПОУ
«ЧГТК им. М.И. Щадова»
« ______ » _______ 201 года.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Профессиональный цикл основной профессиональной
образовательной программы по специальности

08.02.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений



















Черемхово, 2016
РАССМОТРЕНА
на заседании цикловой комиссией
протокол №_____
от «___» ______________ 2016 г.

Председатель
_________

ОДОБРЕНА
Методическим советом колледжа
Протокол № ______
от «___» ______________ 2016 г.

Председатель МС
____________






Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика организации», разработчиками которой являются: старший научный сотрудник ФГАУ «ФИРО» Дулаева З.К., преподаватель ОГАОУ СПО АТСТ – Панфилова И.С., заместитель директора по УМР ОГАОУ СПО АТСТ – Назарова Т.И., заместитель директора по ТО ОГАОУ СПО АТСТ – Губанова Л.В., рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО». Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «14» декабря 2012г. №9



Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального образования технического профиля:
08.02.02 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений







разработчик:














СОДЕРЖАНИЕ

СТР.


1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.1.
Объем учебной дисциплины и виды самостоятельной работы студентов

8

3.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»

9

4.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

5.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

13

6.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
16



1. пОяснительная записка

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика организации» предназначена для изучения экономики в Черемховском горнотехническом колледже им. М.И. Щадова, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», на базе основного общего образования.
Содержание рабочей программы «Экономика организации» направлено на достижение следующих целей для обучающихся:
повышение уровня знаний в области экономики,
формирование экономического и аналитического мышления,
развитие интереса обучающихся к проблемам экономики строительных организаций и государства,
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности в условиях нестабильной экономической ситуации в государстве;
воспитание ответственного отношения к пользованию имуществом предприятий, организаций в процессе будущей трудовой деятельности,
освоение техник и приемов расчетов основных экономических показателей работы предприятия (организации), заработной платы работников, заполнения документации, содержащей экономические показатели работы организации;
овладение навыками самостоятельно рассчитывать основные экономические показатели предприятий и организаций, заработной платы работников при различных формах оплаты труда;
формирование умения воспринимать и перерабатывать экономическую информацию и экономические новости государства в области налоговой, финансово-кредитной политики и генерировать идеи и формулировать аналитические выводы по влиянию изменений в экономике на граждан государства, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению экономической стабильности организаций и граждан, работающих в них,
умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной производственной ситуации с учетом реально складывающейся экономической обстановки организации;
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных производственных ситуациях и в процессе ведения домашнего хозяйства обучающихся;
умение рассчитывать экономический эффект от внедрения каких-то мероприятий, направленных на повышение экономической стабильности организаций и граждан, работающих в них
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ по специальности 08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику проектов (рефератов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика организации» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
В разделе программы «Структура и содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении дисциплины «Экономика организации» контролю не подлежит.

В колледже на освоение учебной дисциплины «Экономика организации» в соответствии с Учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» отводится 162 часа (максимальная нагрузка), из которой обязательная аудиторная нагрузка составляет 108 часов, в том числе 40 часов – практические работы, самостоятельная работа обучающихся составляет 54 часа.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРАГНИЗАЦИИ»

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика организации» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности в условиях нестабильной экономической ситуации в государстве;
воспитание ответственного отношения к пользованию имуществом предприятий, организаций в процессе будущей трудовой деятельности,
освоение техник и приемов расчетов основных экономических показателей работы предприятия (организации), заработной платы работников, заполнения документации, содержащей экономические показатели работы организации;



метапредметных:

овладение умениями формулировать понятия об экономике; анализировать причины возникновения нестабильных экономических ситуаций организаций, их предпосылок; обобщать и сравнивать последствия нестабильных экономических показателей организаций; выявлять причинно-следственные факторы нестабильных экономических показателей предприятий и организаций и их влияние на экономику государства;
овладение навыками самостоятельно рассчитывать основные экономические показатели предприятий и организаций, заработной платы работников при различных формах оплаты труда;
формирование умения воспринимать и перерабатывать экономическую информацию и экономические новости государства в области налоговой, финансово-кредитной политики и генерировать идеи и формулировать аналитические выводы по влиянию изменений в экономике на граждан государства, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению экономической стабильности организаций и граждан, работающих в них;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора экономической информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений взаимодействовать с работниками внутри предприятия (организации), выполнять различные производственные задания и роли в процессе производственной деятельности организаций;
умения предвидеть возникновение нестабильных и отрицательных экономических явлений по характерным признакам в политических событиях внутри государства и за его пределами (внешнеполитическое направление), а также на основе анализа специальной экономической и политической информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной производственной ситуации с учетом реально складывающейся экономической обстановки организации;
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных производственных ситуациях и в процессе ведения домашнего хозяйства обучающихся;
умение рассчитывать экономический эффект от внедрения каких-то мероприятий, направленных на повышение экономической стабильности организаций и граждан, работающих в них;

предметных:

сформированность представлений об экономике организаций, в том числе о культуре экономической безопасности как о важной социально-нравственной позиции граждан, работающих в организациях;
знание основ экономических показателей организаций, экономической политики организации и государственной системы, российского законодательства, направленных на повышение экономической стабильности;
сформированность представлений о способах планирования бюджета организации, семейного бюджета, его ведения, как о средстве обеспечения социального благополучия организации и личности;
знание основных факторов, влияющих на экономику организации;
умение предвидеть возникновение неблагоприятных и н по характерным для них признакам, а также нестабильных экономических ситуаций, использовать различные информационные источники;
умение применять полученные знания в будущей трудовой профессиональной деятельности;
знание основ экономики организации и ее составляющих элементов;
знание факторов, влияющих на каждый показатель экономики организации;
знание основных видов управления экономикой организации;
знание основных показателей, оценивающих экономическое состояние организации;
владение техниками расчетов основных экономических показателей организаций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
оформлять основные документы по регистрации малых предприятий;
составлять и заключать договоры подряда;
использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт;
в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление экономического менеджмента организации;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
состав трудовых и финансовых ресурсов организации;
основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования;
основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации;
механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда;
методику разработки бизнес-плана; содержание основных составляющих общего менеджмента;
методологию и технологию современных экономических расчетов, характеризующих работу организации;
характер тенденций развития современного экономического менеджмента и маркетинга;
требования, предъявляемые к современному экономисту;
стратегию и тактику менеджмента и маркетинга.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108

в том числе:


практические занятия
40

контрольные работы
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54

в том числе:


повторная работа над учебным материалом (учебная и дополнительная литература, конспекты);
18

подготовка реферата/ компьютерной презентации
16

выполнение практических заданий
20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Тема 1.Предприятие и предпринимательство в рыночной среде.



Содержание
18



1
Введение. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.

1


2
Предприятие (фирма). Роль предприятий в экономике, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы). Классификация предприятий. Внешняя среда предприятия. Внутренняя среда предприятия. Корпоративная культура предприятия.

2


3,4
Предпринимательство в рыночной среде. Предпринимательская деятельность: цели, задачи. Основные качества предпринимателя. Организационно – правовые формы собственности в России .Развитие малого бизнеса. Изучение сравнительной характеристика организационно – правовых форм собственности. Статус и права предпринимателя.

2


5,6
Регистрация малого предприятия. Юридические лица и их регистрация. Документы, необходимые для регистрации малого предприятия. Порядок предоставления документов для регистрации малых предприятий. Документы, подтверждающие регистрацию малого предприятия.

2


7,8
Правовое обеспечение экономики строительства. Подрядные отношения в строительстве. Назначение и общая структура хозяйственных договоров. Виды договоров. Договор подряда и его структура. Обязанности заказчика и подрядчика. Экономическое содержание подрядного договора. Договорная цена.

2


9
Внутренние локальные акты предприятия. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностная инструкция Положение о премировании. Коллективный договор. Трудовой договор. Процедура увольнения работника. График работы организации, график сменности.

2


Практические занятия
12



10, 11
Анализ экономических, производственных ситуаций
Анализ экономических, производственных ситуаций




12, 13
Оформление документов по регистрации малых предприятий.
Оформление документов по регистрации малых предприятий




14, 15
Изучение правил составления и заключения договора подряда
Изучение правил составления и заключения договора подряда




Контрольная работа по теме «Предприятие и предпринимательство в рыночной среде»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
проработка конспектов учебных занятий:
Регистрация малого предприятия (составить схему документооборота и порядка регистрации;
Правовое обеспечение экономики строительства (составить схему классификации договоров);
Правовое обеспечение экономики строительства (составить схему договора подряда);