Урок-мастерская «Русский огонек» (Анализ стихотворений Николая Рубцова «Тихая моя Родина», «Русский огонек»).


Урок-мастерская (2 часа).
Тема: Русский огонек (Анализ стихотворений Николая Рубцова «Тихая моя Родина», «Русский огонек»).
Цель: познакомить учащихся с поэзией Рубцов; помочь им уяснить художественные особенности поэзии; способствовать формированию любви к русской природе.
Оборудование: портрет Н. Рубцова и сборники его стихотворений.
Ход урока.
I. Слово учителя.Сегодня в нашей мастерской мы познакомимся со стихотворениями поэта, которого вы еще не знаете. Имя его я пока не открываю, мы узнаем это позже. Начнем же мы с такого задания: я назову вам слово, а вы быстро, за 3-5 минут, нарисуете то, с чем для вас это слово ассоциируется. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что первым возникнет в вашем воображении, потом вы нарисуете. Это слово – «Родина»
II. Самостоятельная работа.
1.Дети рисуют дом, поле, лес, речку, маму, солнце, цветы, а некоторые – описывают словами, что хотелось нарисовать.
2. Задание группам: составить из слова «Родина» новые слова, не обязательно имена существительные: род, рад, народ, нора, ирод, ад, Дон, радио, дно, она, они.
Вывод: слова «ирод», «ад» - иноязычные; среди русских же слов больше добрых, теплых; наверно, самое дорогое для себя место люди называли словами, состоящими из добрых звуков.
III.Чтение учителем стихотворения «Тихая моя Родина», затем читают все по группам.
IV.Самостоятельная работа.
1.Обсудите в группе и коротко запишите в тетрадях, какая Родина у Рубцова (Это тихая деревушка).
2.А теперь выясните, что можно из этого стихотворения узнать о жизни Рубцова (Родился в деревне, в детстве у него умерла мать. Учился в школе. Любил ловить рыбу, был близок с природой. Вскоре покинул дом).
V.Слово учителя о поэте.
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: «Сведений почти не имею». С 1942 г. начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова (сначала Красновидовский, потом Никольский детдом). Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он своей родиной.
Затем – в Архангельске – он кочегар на рыболовецком судне, после - рабочий в Ленинграде, после чего четыре года служит на флоте. Здесь начинает писать и печататься во всех флотских изданиях. Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, входит в литобъединение при многотиражке “Кировец”. В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького, а в 1965 году издает первую книжку “Лирика”.
VI. Беседа с учащимися.
Что совпало?
А теперь проанализируйте это стихотворение как литературоведы. Определите его размер, найдите интересные эпитеты, метафоры, повторы. (Стихотворение написано дактилем; сравнения: «Словно ворона веселая, сяду опять на забор!»; метафоры: «Речка за мною туманная будет бежать и бежать»; эпитеты: «Самую жгучую, самую смертную связь»; повторы: «тихая», «тихо»).VII. Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Работа над стихотворением «Русский огонек». Чтение стихотворения учителем.
Х. Беседа с учащимися.
1. Как вы считаете, легко ли ложатся на музыку стихи Н. Рубцова?
(Оказывается, ребята, на стихи Рубцова существует более 130 песен. Сам он очень хорошо играл на гитаре и на гармошке и многие свои стихи напевал.)
Чтение и прослушивание: «В горнице моей светло», «Под звуки музыки», «Букет».
XI. Самостоятельная работа.
Продолжить письменно: «Когда я читаю стихи Николая Рубцова…»
XII. Домашнее задание.
По выбору выучить наизусть одно стихотворение Н. Рубцова.