Статья Опыт духовного и нравственного воспитания личности подростка средствами театра в Центре внешкольной работы г.Егорьевск.


Опыт духовного и нравственного воспитания личности подростка средствами театра в Центре внешкольной работы г.Егорьевск. Цель современного образования и воспитания, воспитание высокоразвитой духовной личности, о которой твердят со всех сторон,- это прежде всего практическая деятельность, а не теоретическая. Эта деятельность важнейшая и ювелирно точная. Именно поэтому деятельность молодежного театра «Свеча» направлена в первую очередь на сохранение нравственного уровня и повышения духовности тех, кто занимается в нашем театре. Прежде всего, это дети от 7 до 15 лет, те кто завтра будут строить будущее страны. От того, что они впитают в себя сегодня, будет зависеть путь, выбранный нашей страной завтра. Почему именно театр мы считаем столь важным инструмент на пути сохранения и развития духовности нации? Ответ на это можно найти в цитате величайшего современного педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «…духовный мир ребенка может обогатиться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес». (из книги «Как живете дети?» Амонашвили Ш.А.)
Разберем подробнее приведённую цитату? Речь здесь идет не просто о пути воспитания духовного мира личности, а об активном включении детей и подростков в жизненный процесс. Еще раз подчеркнем, что духовное и нравственное воспитание это активная деятельность. Что же должен сделать педагог, чтобы создать такую активность? Он должен сконструировать ситуацию, в которой ребёнку было бы интересно. Педагог должен поразить, увлечь, шокировать ребёнка, если хотите.
Ища пути наиболее эффективного воспитания личности в области духовности и нравственности, мы решили создать особый проект, который бы с одной стороны был увлекательным, не пассивным, а действенным, современным, говоря современным языком, это был бы «экшн», а с другой стороны нес бы в себе традиции, моральные и духовные ценности, возвращал подростка к истокам и укреплял связь со своими корнями и предками. Таким проектом стал спектакль «До первой звезды», который был создан на основе традиций домашнего театра.
Когда мы приступали к реализации проекта, мы столкнулись с рядом трудностей. Изначально работа казалось неподъемной, объем подготовительной работы пугал своим масштабом. Вставал вопрос: где найти материалы по выбранной теме, как их сделать современно звучащими. Да и сама затея имела ретроградный налет. Но, именно, некоторая ретроградность указала нам путь к успеху.
Выбирая подходящий материал, мы изучили историю празднования Рождества в России, вспомнили современные традиции. Но главным источником нашего вдохновения стала русская литература. Увы, школьная программа не в силах охватить все многообразие русского литературного искусства и ряд удивительных писателей, которые писали, в том, числе для детей (отсюда парадокс,- почему же у нас считают, что детская литература в российской культуре так скудна), оказались за бортом школьной программы. Я назову лишь ряд так называемых «детских» писателей, о которых не знают не только дети младших классов, но и старшеклассники, а в некоторых случая и родители не знакомы с их творчеством,- среди них Николай Лесков, Иван Шмелёв, Антон Чехов.
Посвятив ребят в русскую историю празднования Рождества и познакомив их с некоторыми жемчужинами русской литературы к. 19- нач. 20 вв. Мы поняли, что необходима особая форма создания спектакля. Тогда мы обратились к опыту создания домашнего театра, нам помогли воспоминания о домашних театрах в семействах Сумароковых, Алексеевых, Чеховых, Волкова и др., - русский домашний театр, своего рода национальное чудо. Именно форма камерного театра, где все слегка наивно и, в то же время, торжественно, позволила нам достичь того самого эффекта поражения, когда и участники и зрители были крайне захвачены происходящим на сцене.
В спектакле мы соединили творческие силы как детей подростков, так и взрослых их родителей и педагогов. При работе с детьми-актерами, мы использовали опыт особой работы, которая базируется на трудах Станиславского, Михаила Чехова, Якоба Морено, Ежи Гротовски. Кроме того, что дети выходили на сцену, мы привлекли к участию в постановке профессиональных артистов, что позволил в первую очередь самим детям с особы трепетом ступать на подмостки театральной сцены. Удачен или нет был подобный эксперимент можно судить, взглянув на лица детей принимавших в нем участие. Надеемся, что наш опыт будет иметь дальнейшее развитие и будет поддержан зрителем.
Итогом нашего опыта, стало желание создавать подобные проекты и дальше. В планах молодежного театра, создать и другие спектакли, базирующиеся на традициях и обычаях, на национальной литературе. Именно такой путь кажется нам эффективным в деле духовного и нравственного воспитания личности подростка во внешкольном образовательном учреждении, которое сейчас несет на себе основное бремя воспитания личности россияниа.