Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений на тему Состав числа 5.Пара.Быстро-медленно


КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа-детский сад»
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
воспитателя класса предшкольной подготовки Овчаровой Д.И.
Тема: «Состав числа 5. Пара. Быстро – медленно.»2016-17 уч.годТехнологическая карта организованной учебной деятельности
Область: «Познание»
Подобласть: «Математика»
Тема: «Состав числа 5.Пара. Быстро – медленно.»Программное содержание:
Познакомить детей с понятиями «быстро - медленно».
Формировать представления о парных предметах.
Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), о составе чисел 4 и 5.
Учить детей анализировать, развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: 
Демонстрационный: картинка «Старичок-лесовичок», числовой ряд до 10, геометрические фигуры, картина «Елка» и шары-цифры, слайды с изображением животных.
Раздаточный: карточки-цифры до 10, счетные палочки, жетоны.
Билингвальный компонент: здравствуйте – сәлеметсіз бе, до свидания – сауболыңыз, спасибо – рахмет, ёлка - шырша.
Этапы Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный
- Здравствуйте, ребята! Сәлеметсіз бе!
- Вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропкам. С нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие. А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».
- На привале посидим, и задачки все решим.
- Сколько пальцев на одной руке?
- Что бывает раньше утро или вечер?
- Сколько ранним утром глаз
- Открывается у нас?
- Ты да я, да мы с тобой.
 Сколько нас?
- Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима).
- Сколько концов у двух палок?
- У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
- На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
- Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
- Здравствуйте! Сәлеметсіз бе!
Возникновение интереса к предстоящей деятельности.
Отвечают на вопросы
Организационно -поисковый (решение поставленных задач)
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.
 А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.- Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!
Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.
-назови Толя, свой числовой ряд, который у тебя получился, Айым назовет и все вместе.
- А сейчас Старичок - лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Угадай - ка».
-я вам называю число, а вы мне показываете соответствующую карточку (Самое маленькое число (1), самое большое число (10); число, живущее между числами: 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9; соседи чисел 4, 8, 3 и т.д.)
- Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропочке дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Загадки».
- Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка?
1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.   (Круг.)
 
2) Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я?           (Треугольник.)
 
3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня …  (Квадрат.)
 
4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
 
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня?   ( Прямоугольник.)
- Ну, как Старичок – лесовичок, ребята всё правильно отгадали? Идем дальше?
- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и четвертый привал впереди. А называется он «Прятки». Старичок – лесовичок и его друзья геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки.
Давайте, назовем, какие геометрические фигуры есть у нас на доске: круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник.
-Ребята, поиграем в прятки с геометрическими фигурами, я вам говорю: «Ночь» вы закрываете глаза, я прячу одну фигуру. Затем я говорю: «День». Вы открываете глаза и называете геометрическую фигуру, которой нет, выкрикивать не надо, я спрошу того, кто первый поднимет руку. Если назовете правильно, вы получите жетон и я верну фигуру на место.
Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Я могу просто поменять фигурки местами, не убирая их.
- Старичок – лесовичок хочет посмотреть как вы умеете собирать геометрические фигуры из счетных палочек: 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек.3 равных треугольника из 7 палочек.
-молодцы, ребята, идем дальше!- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и пятый привал впереди. А называется он «Физкультминутка». Старичок – лесовичок хочет с вами поиграть.
Физкультминутка «Ветер с листьями играет…»
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках – Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев. (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10 раз.)  
- А теперь идем мы дальше по математической тропке. Долго-долго мы шли и на шестой привал пришли.
Здесь у нас задание
Игра «Что у вас по одному, по паре?»
-Ребята, как получить два предмета?
-правильно, а как по другому называются два предмета?
-правильно, пара! Назовите, что у вас на теле по одному?
-а, что по паре?
- назовите пожалуйста предметы, которые находятся в паре?
-молодцы, правильно! Справились с заданием
- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и седьмой привал впереди. Привал называется «Елочка-красавица»
-Как на казахском языке будет ёлка?на английской Fir-tree
-надо украсить елочку шарами с цифрами. Есть правило: на одной ветке могут висеть два шара, которые составляют цифру на верхушке елки. Например если на верхушке елки стоит цифра 4, значит шары повесим на одной ветке – 2 и 2, на второй ветке- 1 и 3,на третей- 3 и 1, на четвертой - 4 и 0.
-посмотрите, сколько еще есть елочек
Они одинаковые или разные?
По какому признаку величины они отличаются?
Правильно, я вам предлагаю составить елочки на тропинке по высоте, от самой высокой к самой низкой, помогать мне будут Аня и Ярослав, а остальные будут работать за партами в парах, у вас есть тоже елочки, которые надо расставить.
- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и на следуший привал пришли. Привал называется «Быстро-медленно»
- Ребята, вы знаете что передвигаться можно быстро и медленно
- как вы думаете Старичок-лесовичок знает как быстро передвигаются животные?
-он хочет проверить знаете ли вы какие из этих животных, которые вы видите на мониторе передвигаются очень медленно
- а какие животные передвигаются быстро?
Практическая работа:
Ребята, я вам раздаю листы, посмотрите и скажите что на них изображено.
Правильно, транспорт, вы знаете что любой транспорт движется по разному, какой-то быстрей, какой-то медленнее. Давайте обсудим, какой транспорт изображенный у вас на листах движется медленно, а какой быстро?
-возьмите в руки карандаши и соедините транспорты начиная от самого медленного, и заканчивая самым быстрым.
-скажите, что у вас получилось?
-молодцы, ребята, все справились! Теперь Старичок-лесовичок будет знать с какой скоростью движутся не только животные, но и транспорт.
Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Находят и показывают соответствующую карточку с цифрой
Отгадывают загадки:
Дети называют геометрические фигуры
Называют фигуры которых не стало.
Выполняют движения в соответствии со словами и показом воспитателя
-к одному предмету добавить еще один
-пара
-нос, рот, голова, язык, шея
-уши, глаза, губы, руки, ноги
-варежки, ботинки, перчатки, носки, серьги
-шыршаОпределяют состав заданного числа
Отвечают на вопросы
-разные
-по высоте
Составляют сериационный ряд по убыванию.
Работа в парах
Отвечают на вопросы
-лягушка, муравей, черепаха, гусеница
-ящерица, собака, птица, гепард
-транспорт
- детская коляска, велосипед, автомобиль, самолет, ракета
Ответы детей
Самостоятельно выполняют работу.
Называют последовательность соединения транспорта
Рефлексивно-корригирующий Подведение итога:
Воспитатель: Что нового узнали?
Что особенно вам понравилось?
Воспитатель: молодцы, ребята, все сегодня хорошо поработали, давайте попрощаемся со старичком-лесовичком, скажем ему спасибо- рахмет за путешествие по математическим тропинкам и попрощаемся с ним! До свидания – сауболыңыз!
Возникновение чувства удовлетворения, делают обобщения.
-отвечают на вопросы
Рахмет
до свидания – сауболыңыз
-до свидания, сауболыңыз!
Предполагемый результат:
Знать : геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), состав чисел 4 и 5;
Понимать: понятия пара, «быстро-медленно»;
Применять: навыки составления геометрических фигур из счетных палочек.