Урок по биологии на тему: Строение клетки. Особенности строения клеток растений, животных, грибов


Ни одно тело не может пользоваться Жизнью, если его вмещающиеся части не представляют клеточной ткани Ж.Б.Ламарк.
Философия зоологии.
Тема урока: «Строение клетки. Особенности строения клеток растений, животных, грибов»
Цели урока:
-Образовательная: развивать знания учащихся о строении клеток эукариот и применять их на практических занятиях.
-Развивающая: совершенствовать у учащихся умения работать с дидактическим материалом,  развивать мышление учащихся, предлагая задания для сравнения клетки растений и клетки животных с выявлением схожих и отличительных признаков.
-Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных и аналитических способностей, ответственности за коллективный труд; формировать познавательный интерес к предмету.
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Проблемно–поисковый
Оборудование:
Плакат «Строение клетки»;
Карточка–задание к уроку “Строение клеток эукариот”;
Раздаточный материал: (строение эукариотической клетки, типичная растительная клетка, строение животной клетки, клетки грибов);
Фрагмент видеофильма: «Строение клетки» (возможен);
Презентация «Строение клетки» ;Микроскопы и готовые микропрепараты различных видов клеток.
Межпредметные связи: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека.
Термины: органеллы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии.
Тип урока. Комбинированный с элементами проектной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент
(проверка готовности к уроку, проверка списочного состава учащихся).
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Тесты по теме: «История изучения клетки. Методы цитологических исследований»
I вариант
Выполнить тестовую работу и поставить себе оценку.1. Впервые увидел и описал клетки растений:1. Р. Вирхов2. Р. Гук3. К. Бэр4. А. Левенгук
2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы … 1. М. Шлейден2. А. Левенгук3. Р. Вирхов4. Р. Гук
3. Современной клеточной теории не соответствует следующее положение:
1.клетка - элементарная единица жизни;
2.клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функциям;
3.клетки образуются путем слияния яйцеклтки и сперматозоида;
4.клетки всех живых существ сходны по строению и функциям.
4. Для изучения общего плана строения клетки применяют метод
1. центрифугирования;
2.световая микроскопия;
3.гистологический;
4.цитологический.ОТВЕТЫ1 - 22 - 23 - 34 - 2
Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:
“4”- всё правильно, “3”- одна ошибка, “2- две ошибки, “1- три ошибки.
I I вариант.
Выполнить тестовую работу и поставить себе оценку.
1.Началом изучения клетки можно считать
1.1609г.
2.1665г.
3.1831гб
4.1953г.
2.Создателями клеточной теории являются:
1.Ч. Дарвин и А. Уоллес
2.Г. Мендель и Т. Морган
3.Р. Гук и Н. Грю4.Т. Шван и М. Шлейден3.Современной клеточной теории соответствует следующее положение:
1.клеткам присуще мембранное строение;
2.клетки всех живых существ имеют ядро;
3.клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям;
4.все новые клетки образуются при делении исходных клеток.
4.Для изучения химического состава клетки применяют метод
1.центрифугирования;
2.световой микроскопии;
3.гистологический;
4.цитологический.
ОТВЕТЫ:
1 – 2
2 – 4
3 – 4
4 - 1
Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:“4”- всё правильно, “3”- одна ошибка, “2- две ошибки, “1- три ошибки.
Учитель: поднимите, пожалуйста, руки кто получил «5», «4», «3», «2» всё считает и оглашает результат.
III.Сообщение темы и цели урока.Ожидаемые результаты:
давать определения ключевым понятиям.
знать и уметь распознавать органоиды клетки;
устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов;
знать и уметь сравнивать основные компоненты клеток растений,животных, грибов;
IV. Мотивация учебной деятельности.
Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающейнас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков, мурлыкание кошки, тихая мелодичная игра на флейте… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты. Внутренняя красота восхитит и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы. Ну что ж, я приглашаю вас принять участие в научном эксперименте – совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку . И нашими гидами будут специалисты по исследованию клеток. Итак, наше путешествие начинается (просмотр фрагмента кинофильма о клетке).

V. Изучение нового материала.Учитель: Какие вы знаете клетки по сложности строения? 1.Прокариоты (от лат. Pro–перед, раньше, вместо и греч. karyon– ядро), организмы, клетки которых не имеют ограниченного мембраной ядра–все бактерии, включая архибактерий и цианобактерии. Общее число видов прокариот около 6000. Аналог ядра– структура, состоящая из ДНК, белков и РНК. Генетическая система прокариот (генофор) закреплена на клеточной мембране и соответствует примитивной хромосоме. Размножаются прокариоты без выраженного полового процесса.
2.Эукариоты имеют настоящее ядро: генетический аппарат эукариотической клетки защищен оболочкой, схожей с оболочкой самой клетки.
Включенные в цитоплазму органоиды окружены мембраной.
Каждая группа учащихся рассматривает различные виды клеток в микроскоп и дают им характеристику: форма, размер, количество.
Учитель: Вы убедились, что клетки очень разнообразны. Только один организм человека состоит из более 200 видов клеток. Их разнообразие настолько велико, что поначалу, рассматривая клетки в микроскоп , ученые не замечали в них сходных черт и свойств. Но позже было обнаружено, что за всем многообразием клеток скрываются их принципиальное единство, общие, характерные для них проявления жизни.
По форме клетки необычайно разнообразны: одни как шарики, другие как звездочки со многими лучами, третьи вытянутые и т.д. Различны клетки и по размеру – от мельчайших, с трудом различимых в световом микроскопе, до прекрасно видимых невооруженным глазом (например, икринки рыб и лягушек). Любое яйцо, в том числе гигантские окаменевшие яйца ископаемых динозавров, которые хранятся в палеонтологических музеях, тоже были когда–то живыми клетками. Зато если вести речь о главных элементах внутреннего строения, все клетки схожи между собой .
Органеллы, или, как ещё их называют, ограноиды — постоянные внутриклеточные структуры с определенным строением, выполняющие свои определённые функции.
Органеллы бывают двух типов: мембранные и немембранные. К мембранным органеллам относят: двумембранные и одномембранные. Двумембранные компоненты — это пластиды, клеточное ядро и митохондрии. К одномембранным относят органеллы вакуолярной системы — это эндоплазматический ретикулум, лизосомы, комплекс Гольджи, вакуоли грибных и растительных клеток, пульсирующие вакуоли и другое. К немембранным органеллам относят клеточный центр и рибосомы, постоянно находящиеся в клетке.
Общее свойство мембранных органелл — все они построены из биологических мембран (липопротеидных пленок), создают замкнутые полости, или отсеки. Внутреннее содержимое таких отсеков отлично от гиалоплазмы.
Итак, путешествие продолжается.
Во время проведения урока группы учащихся выступают с заранее подготовленными презентациями; выходят поочередно к магнитной доске, рассказывают материал и прикрепляют рисунок органоида. Таким образом к концу урока на доске образуется клетка со всеми органоидами.
По ходу презентации, учащиеся на местах заполняют таблицу:
Главные органоиды Строение Функции

Физкультминутка.
Я питаюсь и дышу,
Развиваюсь и расту
И делюсь подмечу метко
Называют меня клетка.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом: Строение клеток растений, животных, грибов.
По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходствоммежду клетками организмов различных царств живой природы имеются заметныеразличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.Для растительной клетки  характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а такжерасположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящейиз целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит изхитина – полисахарида, из которого также построен скелет членистоногихживотных.  Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид,нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.

VI. Закрепление, обобщение и систематизация знаний.
1.Задание.
Разобрать предложенные органоиды на три группы (работа в группах):
Сравнить строение растительной , животной, грибной клеток.
Растения
Животные
Грибы
По одному человеку от группы работают у доски и заполняют таблицу.
Проверка правильности выполнения задания.
2.Блиц-опрос «Да-нет»
1.Эукаритические клетки имеют ядро. (Да)
2.К двумембранным органелам относятся – комплекс Гольджи, пластиды. (Нет)
3.Немембранные органеллы – рибосомы, клеточный центр. (Да)
4.Пластиды – органоиды животной клетки. (Нет)
5.Лизосомы обеспечивают внутриклеточное пищеварение. (Да)
VII.Рефлексия.1.Метод «Сенквейн» - «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Сеть
Гранулярная, гладкая.
Транспортирует, накапливает, объединяет.
Учавствует в синтезе белка.
Органоид.
2.Ваше отношение к уроку:
У меня появилось желание изучить тему глубже.
Было интересно и познавательно .Меня тема не заинтересовала.
Мне это не очень интересно.
VIII.Домашнее задание:
Ознакомиться с текстом параграфа 8-9.
Используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.
 
Объявляются отметки за урок.
Урок закончен. Спасибо !Список используемой литературы
1) http://www.shishlena.ru/6-klass-biologiya-bakteriy-gribov-rasteniy/urok-onlayn-stroenie-kletki
2) http://life-students.ru/stroenie-i-funkcii-organoidov-kletki-organoidy-kletki-tablica/
3) http://dssh1.my1.ru/load/7-1-0-
4)http://coolreferat.com
5) http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0296575506.jpg
6)http://dmytrenko.in.ua/Study/Hystology/Electronogrammi/Lizosomi_clip_image001.jpg
7) http://go.mail.ru/search
8) http://schools.keldysh.ru/school1413/bio/klet/kachur/materials/eps.jpg
9) http://bio-ximik.narod.ru/bio/image/ribosom.jpg
10) http://dic.academic.ru/pictures/bse/gif/0223680740.gif
11) http://lyc.zelenogorsk.ru/project/2007/yakovleva/infarct_2_2.jpg
12) http://edu2.tsu.ru/res/1539/text/img/image025.gif
13) http://s002.radikal.ru/i197/1001/27/11790dcef293.gif
14) http://infourok.ru/tablica-po-biologii-stroenie-i-funkcii-organoidov-kletki-klass-382063.html15) Сало Т.А. Общая биология : Учебное издание. 2002г.
На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов и,все это ошеломляющее разнообразие.
Эукариоты имеют настоящее ядро: генетический аппарат эукариотной клетки защищен оболочкой, схожей с оболочкой самой клетки.
Включенные в цитоплазму органоиды окружены мембраной может бытьотнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам. Особенности,которых надо знать.
Прокариоты (от лат. Pro–перед, раньше, вместо и греч. karyon– ядро), организмы, клетки которых не имеют ограниченного мембраной ядра–все бактерии, включая архибактерий и цианобактерии. Все они обьединены в царство дробянки.. Общее число видов прокариот около 6000. Аналог ядра– структура, состоящая из ДНК, белков и РНК. Генетическая система прокариот (генофор) закреплена на клеточной мембране и соответствует примитивной хромосоме. Размножаются прокариоты без выраженного полового процесса. Прокариоты способны осуществлять ряд физиологических процессов, например, некоторые прокариоты фиксируют молекулярный азот. После вступительной беседы учащиеся рассматривают строение прокариотической клетки, сравнивая основные особенности строения с типами эукариотической клетки.
Эукариоты имеют настоящее ядро: генетический аппарат эукариотической клетки защищен оболочкой, схожей с оболочкой самой клетки.
Включенные в цитоплазму органоиды окружены мембран. После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:
Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:
не имеют оформленного ядра.
есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
нет мембранных органоидов.
имеют небольшие размеры и разнообразную форму.

Главные органоиды Строение Функции
Цитоплазма  Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Содержит ядро и органоиды. 1. Обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов.2. Выполняет транспортную функцию.
Ядро Шаровидной или овальной формы. Образовано ядерной оболочкой, состоящей из двух мембран, имеющих поры. Имеется полужидкая основа, называемая кариоплазма или клеточный сок. Хроматин или нити ДНК, образуют плотные структуры, называемые хромосомами.
Ядрышки – мельчайшие, округлые тельца ядра.
Регулирует все процессы биосинтеза, такие как обмена веществ и энергии, осуществляет передачу наследственной информации.Кариоплазма ограничивает ядро от цитоплазмы, кроме того, дает возможность осуществлять обмен между непосредственно ядром и цитоплазмой.
В ДНК заключена наследственная информация клетки, поэтому ядро – хранитель всей информации об организме.
В ядрышках синтезируются РНК и белки, из которых образуются в последствие рибосомы.
  ЭПС Система мембран в цитоплазме, образующая каналы и более крупные полости. 1. Осуществляет реакции, связанные с синтезом белков, углеводов, жиров.2. Способствует переносу и  циркуляции питательных веществ в клетке.
Комплекс ГольджиСостоит из крупных полостей и системы, отходящих от них трубочек, образующих сеть, от которой постоянно отделяются крупные и мелкие пузырьки. Принимает продукты синтетической деятельности клетки и веществ, поступивших в клетку из внешней среды (белки, жиры, полисахариты).
Лизосомы Небольшие округлые тельца (диам. 1 мк) Выполняют пищеварительную функцию.
Вакуоли Характерны только для растительных клеток.
Полости, заполненные клеточным соком – водой с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. В клеточном соке могут содержаться пигменты, придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям. 1. Поддержание тургорного давления клеток.
2. Накопление запасных веществ.
3. Окраска органов растений (привлечение насекомых-опылителей, распространение плодов и семян).
 Митохондрии Имеют сферическую, нитевидную, овальную и др. формы. Внутри митохондрии находятся складки (дл. от 0,8 до 7 мк). 1. Обеспечивает клетку энергией. Энергия освобождается при распадении АТФ.
2. Синтез АТФ осуществляется ферментами на мембранах митохондрии.
Пластиды:
-Хлоропласты
-Лейкопласты
-Хромопласты Имеет форму дисков, отграниченных от цитоплазмы двойной мембраной. Зеленые благодаря ряду пигментов, прежде всего хлорофилла, развиваются на свету.
Бесцветные пластиды (содержатся в корнях, клубнях, луковицах).
Желтые, оранжевые, красные и бурые, образуются в результате накопления каротиноидов или представляют конечную стадию развития хлоропластов (содержатся в цветках, плодах, овощах). Используют световую энергию солнца и создают органические вещества из неорганических.
Рибосомы Мельчайшие клеточные органоиды. Осуществляет синтез белковых молекул, их сбору из аминокислот.
Клеточный центр Состоит из двух маленьких телец – центриолей и центросферы – уплотненного участка цитоплазмы. 1. Играет важную роль при делении клеток.
2. Участвует в образовании веретена деления.
4.Работа с текстом.Заполнение схемы.
5.Сравнить строение растительной , животной, грибной клеток.
Из имеющихся деталей соберите на магнитной доске модель растительной клетки.
6.Чем же клетки одинаковы? Сравнительная характеристика клеток эукариот.Отметить: 
VII.Закрепление, обобщение и систематизация знаний
1.Блиц-опрос «Да-нет»
Вызвать интерес к теме. Использовать таблицу №1 «Верные и неверные утверждения». . Из имеющихся деталей соберите на магнитной доске модель растительной клетки
Таблица №1
3. Из имеющихся деталей соберите на магнитной доске модель растительной клетки.  3. Из имеющихся деталей соберите на магнитной доске модель растительной клетки.  3. Из имеющихся деталей соберите на магнитной доске модель растительной клетки. 
1 .Именно клетки играют роль «кирпичиков», из которых слагается живой организм. 2.Впервые о существовании клеток сообщил в 1665 г. англичанин Роберт Гук. 3. Один из постулатов клеточной теории выглядит так: все клетки образуются только в результате деления других клеток. Этап рефлексии.
Ответы первой, второй и третьей групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.
Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).
После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:
Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:
Не имеют оформленного ядра.
Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
Нет мембранных органоидов.
Имеют небольшие размеры и разнообразную форму.
Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.
Выводы записываются на доске и в тетрадях.
Затем учащиеся выполняют тестовые задания:
Выберите правильный ответ:
1) К эукариотам не относятся:
Шампиньон обыкновенный.
Пастушья сумка.
Холерный вибрион.
Амеба – протей.
2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
Покрыты защитной оболочкой.
Служат для расселения.
Служат для размножения.
Способны переждать неблагоприятные условия.
3) В клетках бактерий ДНК:
Линейная.
Кольцевая.
Находится в ядре.
Отсутствует.
4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
Митохондрии.
Комплекс Гольджи.
Рибосомы.
ЭПС.
После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.
Правильные ответы заранее записаны на доске:
1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.
Ваше отношение к уроку:
У меня появилось желание изучить тему глубже
Было интересно и познавательно
Меня тема не заинтересовала
Мне это не очень интересно
Домашнее задание: Объявляются отметки за урок. Урок закончен.
Ознакомиться с текстом параграфа 8-9.
Используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу. 
Спасибо за урок!
Список используемой литературы
1) http://www.shishlena.ru/6-klass-biologiya-bakteriy-gribov-rasteniy/urok-onlayn-stroenie-kletki
2) http://life-students.ru/stroenie-i-funkcii-organoidov-kletki-organoidy-kletki-tablica/
3) http://dssh1.my1.ru/load/7-1-0-
4)http://coolreferat.com
5) http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0296575506.jpg
6)http://dmytrenko.in.ua/Study/Hystology/Electronogrammi/Lizosomi_clip_image001.jpg
7) http://go.mail.ru/search
8) http://schools.keldysh.ru/school1413/bio/klet/kachur/materials/eps.jpg
9) http://bio-ximik.narod.ru/bio/image/ribosom.jpg
10) http://dic.academic.ru/pictures/bse/gif/0223680740.gif
11) http://lyc.zelenogorsk.ru/project/2007/yakovleva/infarct_2_2.jpg
12) http://edu2.tsu.ru/res/1539/text/img/image025.gif
13) http://s002.radikal.ru/i197/1001/27/11790dcef293.gif
14) http://infourok.ru/tablica-po-biologii-stroenie-i-funkcii-organoidov-kletki-klass-382063.html15) Сало Т.А. Общая биология : Учебное издание. 2002г.
Подготовиться к тестовому контролю по теме:
Сегодня мы изучили клеточную теорию и методы изучения клетки. Что же такое клетка???? Основная единица строения, функционирования и размножения.??? (слайды 15-16)
Давайте вспомним еще раз основные достижения ученых в области клеточной теории:
Ученый Достижение
1. Роберт Гук2. Антонио ван Левенгук3. Матиас Шлейден 4. Рудольф Вирхов5. Теодор Шванн А. Сформулировал основные положения клеточной теорииБ. Клетка образуется путем деления исходной материнской В. Применил термин «клетка»Г. Изготовил линзы, дававшее увеличение в 300 раз
1 – В2 – Г3 – А4 – Б5 – А
4. Домашнее задание.
Посмотрите на слайд и запищите ваше домашнее задание. Записывают.
У растительной клетки имеет свои особенности строения, отличия от животной. Это происходит из-за процессов фотосинтеза. Потому главные органеллы клетки – связаны, прежде всего, с особенностями обмена растения.
Клеточная стенка. Это матрикс (то есть срединная пектиновая пластинка) и элементы арматуры (или микротрубочки). По химическому составу – она сделана из целлюлозы, гемицеллюлозы и пектинов. Функции стенки —  конечно же, защитная, опорная, транспортная и буферная (в отношении к воде).
Ядро. Представляет собой двойную мембрану с порами, нуклеоплазму, содержащую хроматин, ядрышки – для хранения и передачи наследственной информации, регуляции жизнедеятельности клетки.
Вакуоль — это слияние расширенных участков ЭПС, окруженной тонопластом, специфической мембраной, которая регулирует выделение и поступление веществ осмотическая, экскрективная (копит продукты обмена веществ, гликозиды, алкалоиды, пигменты, которые придают окраску клетке), запасающая (резервы веществ, для питания в виде олигосахаров и моносахаров)
ЭПР или ЭПС (ретикулюм) каналы, защищённые мембранами, есть как гладкие участки, так и шероховатые, если на них есть скопления рибосом. Функции – синтезирующая и транспортная.
Рибосомы – без мембранной оболочки, две субъединицы, у которых — разная скорость осаждения (седиментации), их объединение в рибосому возможно только с присутствием ионов магния. Нужна клетке для  синтезирования (трансляции белка — завершающего этапа биосинтеза белка)
К основным системам кроме этого относят митохондрии, пластиды, сферосомы, цитосомы, лизосомы, пероксисомы, аппарат Гольджи и транслосомыСамостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом: Строение клеток растений, животных, грибов.
По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходствоммежду клетками организмов различных царств живой природы имеются заметныеразличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.Для растительной клетки  характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а такжерасположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящейиз целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит изхитина – полисахарида, из которого также построен скелет членистоногихживотных.  Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид,нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.
Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом: Строение клеток растений, животных, грибов.
По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходствоммежду клетками организмов различных царств живой природы имеются заметныеразличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.Для растительной клетки  характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а такжерасположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящейиз целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит изхитина – полисахарида, из которого также построен скелет членистоногихживотных.  Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид,нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.
Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом: Строение клеток растений, животных, грибов.
По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходствоммежду клетками организмов различных царств живой природы имеются заметныеразличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.Для растительной клетки  характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а такжерасположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящейиз целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит изхитина – полисахарида, из которого также построен скелет членистоногихживотных.  Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид,нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.
Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом: Строение клеток растений, животных, грибов.
По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходствоммежду клетками организмов различных царств живой природы имеются заметныеразличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.Для растительной клетки  характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а такжерасположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящейиз целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит изхитина – полисахарида, из которого также построен скелет членистоногихживотных.  Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид,нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.
Оценочный лист:
Ф.И. учащегося группы Тестовый контроль Задание1Задание2Итого
Оценочный лист:
Ф.И. учащегося группы Тестовый контроль Задание1Задание2Итого
Оценочный лист:
Ф.И. учащегося группы Тестовый контроль Задание1Задание2Итого
Клетка
грибов

Клетка
растений

Клетка
животных