Конспект урока: «ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АСТРАХАНОВСКАЯ ООШ»





Открытый урок в 9 классе
к семинару директоров




Глава 4
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ
ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Урок 9
Тема урока:
«ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»

















Амелина Фаина Сергеевна,
учитель биологии 1 категории
МБОУ «Астрахановской ООШ»
Тюльганского р-на
Оренбургской обл.



Пояснительная записка к уроку
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. 
Домашнее задание проверяется при помощи кроссворда
Урок комбинированный
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
  словесные 
наглядные
  практические по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Это первый урок в этом разделе и мотивационным момент к изучению новой темы стал основополагающий вопрос «Как выжить в этом сложном мире?»
Заранее ребятам дано было опережающее задание, подготовить сообщение о приспособительных особенностях живых организмов с использованием презентации. Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения, поддержанию интереса обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации. Работали ребята в паре, это позволяет учащимся развивать умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, развивать культуру общения. При разработке урока я постарался сделать его в соответствии с новыми образовательными стандартами, требующими формирования у учащихся универсальных учебных действий и имеющих как предметные, так и метапредметные результаты обучения.
Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников мышления и развития общих исследовательских умений, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и делать выводы и умозаключения, уметь в последующем применить эти знания в дальнейшей жизни учащихся.
Урок строится на основе сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников. Результатом урока являются осмысленные выводы учащихся.
Оценка ученикам выставляется в оценочную карточку.
Глава 4
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ
ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Урок 9 (в соответствии с календарно-тематическим планом)
Тема урока:
«ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»
Цель урока: изучение приспособительных особенностей живых организмов.
Задачи:
образовательная: рассмотреть различные приспособительные особенности живых организмов, раскрыть механизм их действия, выявить их роль; показать относительный характер адаптации;
развивающая: в создать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные
наглядные
практические (выполнение лабораторной работы)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Требования согласно программе:
Ученик должен
иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «критическая окраска»;
знать понятия «адаптациогенез», «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптации, механизмы возникновения приспособлений;
уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптации.
применять эти знания в дальнейшей жизни
Междисциплинарные связи: экология - «Приспособления живых организмов».
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.
Обеспечение занятия:
наглядные пособия: фото животных, коллекции животных
раздаточный материал: живые объекты Оренбургской области




Тема: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения живых организмов.»

План урока

п/п
Структурные
элементы
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД
Время

1
Организацион
ный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся
Настрой на урок биологии
Умение слушать и слышать другого (К)
1 мин

2.

Проверка дом задания


Заполнение кроссворда
Определять успешность выполнения своего задания
(Р)
6 мин

3.
Мотивация и целепологание
Вступительное слово учителя
Определение темы и цели урока
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)


2 мин

4.
Изучение
нового материала

Объяснение Понятие об адаптации. Адаптациогенез.

Комментирование подведение итогов


Выступление учащихся с использованием презентаций

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли уметь договариваться, распределять роли при работе в парах(К)
15 мин

5.
Физминутка
Организация упражнений
Выполнение упражнений

2 мин

6
Закрепление изученного


Организует лабораторную работу.


Выполнение лаб. работы

Запись выводов
Способность к организации своей деятельности (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Уважение к мнению собеседника (К)



15 мин

7
Подведение итогов Домашнее задание


Объявление оценок
Разъяснение объема работы на дом

Запись в дневниках
Глава 4. § 7, с. 35-49
Фантастический рисунок.

2мин

8.

Рефлексия

- Меня удивило то, что...
- Ещё мне хотелось бы узнать...
 - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

умения структурировать знания(П)
волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. (Р)
3мин


Конспект урока
1 Организационный
1.Приветствие
2.Настрой на урок

2.Проверка знаний учащихся.
1.Заполнение кроссворда (приложение 1)
2.Проверка Слайд 2(Выставление баллов)приложение 2
3.Мотивация и целепологание .
Учитель .Слайд 3 Как прекрасна и удивительна наша планета. Только на планете Земля нашей Солнечной системы, есть все условия для жизни живых организмов
Слайд 4 Она заселена 2 млн. видами живых организмов, каждый из которых по –своему уникален.
Во все века человечество пыталось найти ответ на вопрос. Каким образом сформировалось это колоссальное разнообразие? Давайте и мы вместе подумаем, что необходимо было организмам, чтобы выжить в этом сложном мире?
Слайд 5
Ответ учащихся (необходимо было приспособиться)
Слайд 6 Следовательно, тему нашего урока мы определим так: «ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ. (Факты, свидетельствующие о приспособленности живых организмов, очень многочисленны, невозможно дать полное их описание, поэтому на нашем уроке мы рассмотрим лишь некоторые яркие примеры, это ,ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

Необходимо определить цели
изучить приспособительные особенности живых организмов;
знать, механизмы возникновения приспособлений; понятия «адаптациогенез», «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптации
уметь применять эти знания в дальнейшей жизни

3. Изучение нового материала
Учитель Понятие об адаптации. Адаптациогенез.
Эпиграф к этому уроку я выбрала такой «Выживают не самые сильные и не самые умные, а наиболее быстро адаптирующиеся к переменам.» Чарльз Дарвин
В конце урока мы выясним согласны ли вы с высказыванием
Ч.Д.
Слайд 7 Как скульптор из бесформенной глыбы мрамора создает произведение, поражающее гармоничностью всех его частей, так и естественный отбор создает приспособления и виды, устраняя от размножения менее удачные особи или, другими словами, менее удачные комбинации генов.
Учитель Ребята может кто-то помнит, по-другому приспособление каким научным термином можно заменить?
Ответ учащихся
Слайд 8 Биологическая адаптация (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] adaptatio  приспособление)  приспособление организма ко внешним условиям в процессе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие.
Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации. Возникновение приспособленности к среде основной результат эволюции. Поэтому эволюцию можно рассматривать как процесс возникновения адаптацией - адаптациогенез.
Слайд Рассмотрим схему классификации адаптации
Ребята каждой паре было дано опережающее задание приготовить презентацию о разновидностях приспособлений живых организмов.
2.Выступление учащихся (презентация)
Учитель (Демонстрирует бабочку на разных фонах , делают вывод:
Слайд 10 об относительности приспособлений
5 Физминутка
6 Закрепление.
1)Выполнение самостоятельно лабораторной работы (приложение2)
2)Формулировка выводов слайд 11
7. Подведение итогов урока
Домашнее задание: изучить § 7, с. 35-44; вопросы в конце текста. К каждому виду адаптации привести по два примера организмов, обитающих на территории нашей области.
Нарисуйте фантастический рисунок человека живущего в водной среде.
8. Рефлексия
- Меня удивило то, что...
- Ещё мне хотелось бы узнать...
 - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

Согласен ли ты с высказыванием Ч.Д.









Приложение 1
Кроссворд по теме:
«Движущие силы эволюции. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По горизонтали.
1.Форма наследственной изменчивости в результате которой организм получает новые комбинации генов.
4.Форма наследственной изменчивости обусловленная тем, что один и тот же ген оказывает влияние на формирование не одного, а двух и более признаков.
5
6.Форма борьбы за существование, происходящая между популяциями разных видов.
7. относят изменения признаков организма, которые определяются генотипом и сохраняются в ряду поколений.
9.Форма естественного отбора изменяющая признаки организма в определенном направлении.
10. Отбор, производимый человеком с целью выведения новых пород и сортов или улучшения уже имеющихся.
11.. Форма естественного отбора, ведущая к разрыванию  вида на две группы и убиранию промежуточной формы
По вертикали.
 2.Форма наследственной изменчивости, обусловленная изменением генов.
 3.Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
5.Другое название ненаследственной изменчивости.
8.Вид изменчивости, которая затрагивает хромосомы или гены – материальные основы наследственности.


Приложение 2
Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Объект изучения
Признаки приспособленности
Условия обитания

1парта
Речной рак



Астра осенняя (многолетняя)




2 парта
Речная (донная) щука







3 парта
Клоп солдатик
или(краснокло
·п бескрылый)
Чайная роза(бурбонская )
.



2. Сформулируйте и запишите выводы по уроку используя учебник п.7

___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Согласен ли ты с высказыванием Чарлза Дарвина?
Обоснуйте свой ответ и запишите в ____________________________
8. Рефлексия
- Меня удивило то, что...(как
- Ещё мне хотелось бы узнать...
 - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в своей жизни
Н-р
Оценочная таблица

Кроссворд
Макс. 11 б.

Сообщение
Макс. 5 б.

Правильные ответов в течении урока


Выполнение лабораторной работы
Макс. 5 б.

Формулировка выводов
Макс. 3б


Итого : 20-25 б. – оценка 5
15-20 б. - оценка 4
10-15 б. – оценка 3

Учебно-методическое обеспечение:
Интернет ресурс
Сайт:viki.rdf.ru

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1.Захаров В. Б. Общая биология:
Викепидия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Презентации по биологии
http://mirbiologii.ru/

Литература
Учеб. Для 9кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.
Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б.,Сонин Н.И. Учебник Биология/ общие закономерности 9 кл
Биологический энциклопедический словарь .М, Советская энциклопедия,1989
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины/Книга для учителя. М.,Просвещение,1988.
Энциклопедия живой природы. М, Махаон, 2005
Энциклопедия. Мир животных / Холоднокровные. Океан и Институт Галлаха. АСТ, 1998.
Энциклопедический словарь. Естествознание./Составитель Шолле В.Д, М.,Большая Российская Энциклопедия,2003.
Необходимое оборудование: операционная среда Windows XP, медиапроектор., экран.
Авторский медиапродукт:
1.Microsoft Word, Power Point.















13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115