Рабочая программа по географическому краеведению Оренбургской области (8 класс)


Раздел Тема №, Тема урока Элементы содержания образования Тип урока Кол-во часов Требования к уровню подготовки Контроль Домашнее задание дата
Раздел 1. Физическая география (7 часов) 1. История
географических
исследований и
освоения
территории
области
(4 часа) 1 История географических открытий Путешественники, Геродот, первые книги, карты  лекция  1 Сформировать понятие о
геоположении области фронтально 1 2 заселение в древности и средневековье Сарматы, скифы, первые поселения, Беседа 1 Изучить степень заселения области в древности Фронтально, индивид 1, презент 3 освоение территории в 18-20 вв. П. И. Рычков, Татищев, крепость Оренбург Дискуссия 1 Изучить освоение территории Фронтально, индивид 1, сообщ-ияИсследователи территории области Первое описание Оренб губернии дискуссия 1 Исследователи области Фронтально, индивид 1 2.Географическое положение и административно -территориальное устройство (3 час») 5 формирование границы Оренбургской области. п\р № 1. «Определение географических координат крайних точек области, административного центра области, своего населенного пункта». п\р № 2. «Нанесение на карту политико-административных границ области, названий и границ соседей» Государственная граница, изменение границы Урок – путешествие 1 Выяснить границы области практикум 2, к\карта 6 Географическое положение. п\р № 3. «Определение протяженности области с запада на восток, с севера на юг, расстояние до Москвы и ближайшего морского порта». Геоположение, крайние точки практикум 1 Изучить геоположение области Практикум 2 7 административно-территориальное устройство. п\р № 4. «сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами». п\р № 5 «Выявление положительных и отрицательных сторон ЭГП области» Районы, крупные города области практикум 1 Изуч деление на области, крупные города области, поселки практикум 2, к\карта Раздел 2. Особенности природы (26 часов) 1 .Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов).
8 Геологическое строение, рельеф. п\р № 6. «Анализ физической и тектоничесокй карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями п\иск» Рельеф, история геологич развЛекция 1 Изучить геокарту области практикум 3, схема 9 Развитие платформенной части. п\р № 7. «составление геолого – геоморфоло- гического профиля и его анализ» Структуры земной коры лекция 1 Структуры земной коры Фронтально, индивид 3, табл, сообщ-ия10 развитие Уральских гор. Уральские горы, возрожденные семинар 1 Развитие возрожденных гор Фронтально, индивид 3, вопросы 11 Практикум Полезные ископаемые Полезные ископаемые, минералы практикум 1 Изучение богатства п\иск практикум 4, к\карта 12 Равнины и горы Равнина, гора, Гребени, Губерлинские, хр. Накас, Общий Сырт Изуч нового материала 1 Равнины, горы Фронтально, индивид 5, презент 13 процессы, формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности человека на рельеф. п\р № 8. «Описание рельефа области по топокарте (физической карте).»Экзо – эндогенные, антропогенные процессы дискуссия 1 Экзо – эндогенные, антропогенные процессы Фронтально, индивид,практикум5, вопросы 2. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа)
14 Особенности климата области. П\р № 9. «Построение и анализ графика годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области».Климатообразующие факторы области, климат Изуч нового материала 1 Климатич особенности Фронтально, индивид 6, вопр15 Распределение основных элементов климата. Распределение основныхэлементов климата беседа 1 Распределение основныхэлементов климата Фронтально, индивид 6 16 Времена года, фенологический календарь. П\р № 10 «Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэф-та увлажнения» Сезонность, коэффицент увлажнения, солнечная радиация практикум 1 Времена года, освещенность облпрактикум 7, табл17 Агроклиматические ресурсы области. Влияние климата на жизнь и здоровье человека. П\р № 11. « Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения осн климатических показателей по картам атласа» Агроклиматические ресурсы беседа 1 Влияние климата на жизнь и здоровье человека. Фронтально, индивид,практикум7 3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа)
18 Внутренние воды области Разнообразие внутренних вод области, маловодные районы практикум 1 Изучение внутренних областей Фронтально, индивид 8, сообщ-ия19 Реки. П\р № 12. «Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов». П\р № 13. «Вычисление характеристик стока рек области(расход ,год сток». П\р № 14 «Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географич знаний». Река, характеристика реки, сток, расход воды, режим рек, бассейн практикум 1 Реки практикум 8 20 Озера, водохранилища и подземные воды.П\ р № 15. «Описание реки по плану». П\ р. № 16. «Описание озера по плану» Озеро, глубина, соленость, животный, растительный мир беседа 1 Озера, подземные воды Практикум 9, вопросы 21 Водные ресурсы, охрана вод. Охрана вод семинар 1
Охрана вод Фронтально, индивид 9, вопросы 4. Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа)
22 Почвы. Условия образования почв. П\ р № 17. «Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования». П\ р. № 18. «Сравнительная характеристика типов почв области» Почвообразование, плодородие почв Изуч нового материала 1 почвообразование Фронтально, индивид 10, сообщ-ия23 Чернозем – «царь почв» Охрана почв. П\р № 19 «Создание проекта рекультивации земель». П\р № 20. «Оценка земельных ресурсов» Земельный ресурс, рекультивация, обогащение почвы семинар 1 Почвенная карта, распростр почв Фронтально, индивид 10, преезент5. Растительность и животный мир области (4 часа)
24 Растения, населяющие территорию области Растения Оренб облПрактикум 1 Растения Оренб облпрактикум 11, презент 25 полезные растения Оренбургской области Красная книга Оренб облПрактикум 1 Красная книга Оренб облпрактикум 11, презент 26 Особенности животного мира Животные лесостепи, степи, засушливых районов практикум 1 Животный мир практикум 12, вопросы 27 Конференция: «Растения и животные на страницах «Красной книги». Растения и животные на страницах «Красной книги». дискуссия 1 Растения и животные на страницах «Красной книги». Фронтально, индивид 11-12 6. Физико - географическое районирование (5 часов)
28 Особенности ландшафтов края Ландшафт лекция 1 Разнообр ландшафтов Фронтально, индивид 13, вопросы 29
Сыртовые ландшафты Русской равнины Общий Сырт, Русская равнина беседа 1 Сыртовые ландшафты Русской равнины
Фронтально, индивид 13 30 Горы и равнины складчатого Урала Южный Урал, низкогорье, среднегорье беседа 1 Горы и равнины складчатого Урала Фронтально, индивид 14, презент 31 Ландшафты Тургайской равнины Тургайская равнина, мелкосопочник беседа 1 Ландшафты Тургайской равнины
Фронтально, индивид 15, вопросы 32 типы местности области Типы местности, антропогенностьбеседа 1 Типы местности Фронтально, индивид 15 7. Человек и природа (2 часа)
33 Важнейшие экологические проблемы области и их взаимосвязь. Антропогенный ландшафт, экологические проблемы Дискуссия 1 Закрепить полученные знания на курсе «География Оренбургской области» Фронтально, индивид презентации 34 Охрана природы. Особо охраняемые территории Охрана природы, заповедник, национ парк, заказник дискуссия 1 презентации 8. Обобщение знаний 35 Итоговое занятие (экскурсия) экскурсия 1 Фронтально, индивид Итого: на 35 учебных часов - 20 практических работ
География Оренбургской области 8 класс
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», а также в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МО и НРФ от 31 марта 2014 г. № 253.
Программа составлена в соответствии с программой по географии Оренбургской области Кургаева Г. И. Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля «Географическое краеведение» является составной  частью интегрированного  базового курса «География. Начальный курс » Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., которые ребята начинают изучать в 6 классе. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций  школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель данного курса – формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Задачи курса:
-развитие комплексных знаний и умений  географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;
-овладение умениями  ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания  на практике;
-адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований  состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;
- воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.
Соотношение теоретической и практической части на 35 учебных часов рассчитано 20 практических работ. Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера.
Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни  на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.
Краткое содержание курса География Оренбургской области:
Раздел 1. Физическая география (7 часов)
История географических исследований и освоения территории области (4 часа)
Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа)
Раздел 2. Особенности природы (26 часов)
Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов)
Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа)
Внутренние воды области. Водные ресурсы. (4 часа)
Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа)
Растительность и животный мир области (4 часа)
Физико – географическое районирование (5 часов)
Человек и природа (2 часа)
Обобщение знаний 1 час
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В распределении часов полностью соблюдены рекомендации программы. Изменения не внесены. Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, они поделены на демонстрационные, обучающие (с выборочной оценкой)  и итоговые  – обязательные  для оценивания во всем классе – внесены в календарное планирование.Практические работы:
п\р № 1. «Определение географических координат крайних точек области, административного центра области, своего населенного пункта». п\р № 2. «Нанесение на карту политико-административных границ области, названий и границ соседей»
п\р № 3. «Определение протяженности области с запада на восток, с севера на юг, расстояние до Москвы и ближайшего морского порта».
п\р № 4. «сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами».
п\р № 5 «Выявление положительных и отрицательных сторон ЭГП области»
п\р № 6. «Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями п\иск»
п\р № 7. «составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ»
п\р № 8. «Описание рельефа области по топокарте (физической карте).»п\р № 9. «Построение и анализ графика годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области».П\р № 10 «Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэф-та увлажнения»
П\р № 11. « Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения осн климатических показателей по картам атласа»
П\р № 12. «Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов».
П\р № 13. «Вычисление характеристик стока рек области(расход ,год сток».
П\р № 14 «Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний».
П\ р № 15. «Описание реки по плану».
П\ р. № 16. «Описание озера по плану»
П\ р № 17. «Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования».
П\ р. № 18. «Сравнительная характеристика типов почв области»
П\р № 19 «Создание проекта рекультивации земель».
П\р № 20. «Оценка земельных ресурсов»
Учебно – методическое обеспечение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2006, «Программно-методические материалы для учителя», «Учебные материалы по географии Оренбургской области и Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В.,  «Оренбургская область. Атлас географический»
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Географическое краеведение позволяет:
всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях;привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера;научить делать правильные мировоззренческие выводы;развивать творчески способности у детей;прививать познавательный интерес к предмету;активизировать географическое краеведение;формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.
В результате изучения географического краеведения ученик должензнать/понимать
основные географические понятия и термины;
различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Оренбургской Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.География Оренбургской области. Природа:Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005
«Программно-методические материалы для учителя»
2.  «Учебные материалы по географии Оренбургской области
3.  Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В., «Оренбургская область.
4.  Атлас географический»
Список литературы для учителя и учащихся:
1. Г. А. РусскинФизическая география Оренбургской области. — Переиздание — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999. — 64 с.
2. Чибилев А.А.     Река Урал (1987), Зеленая книга степного края (1987)  Дорога к Каспию Издательство «Кайнар» (1988) Лик степи (1990)  Экологическая оптимизация степных ландшафтов (1992)  В глубь степей (1993)  Редкие виды рыб Оренбургской области и их охрана (1993)                                  Млекопитающие Оренбургской области и их охрана Екатеринбург, 1995 год                                  Природа Оренбургской области (1995)  Птицы Оренбургской области и их охрана (1995)                                  Степи Северной Евразии (1998)   Введение в геоэкологию Екатеринбург, 1998 год (1998)                                  Геоэкологические проблемы степного региона (2005)   Оренбуржье — край благословенный (2008)
3. А. А. Чибилёв «Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк)»  Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995.
4. А. Чибилёв«Природное наследие Оренбургской области» Оренбургское книжное издательство, 1996 г. 384 с.
5. «Красная книга Оренбургской области» Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г. 
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
Текущий – контроль в процессе изучения темы;
Формы: устный и письменные работы.
Итоговый – контроль в конце изучения раздела.
Формы – устные и письменные работы.
Средства обучения:
Печатные и электронные пособия;
Таблицы;
Портреты ученых;
Коллекции горных пород и минералов;
Технические средства обучения:
- ПК;
- Мультимедийный проектор;
- экран проекционный;