КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
К выполнению контрольно-оценочных заданий учащихся следует готовить. В этом помогают работа с текстом и иллюстрациями учебника. Не всегда учащиеся могут ответить на вопросы, затрудняются выполнить самостоятельно задания. Выборочное целенаправленное чтение способствует пониманию содержания статей, а не простому заучиванию их, когда порой учащиеся могут пересказать материал, но при этом затрудняются ответить на вопросы. Успешному усвоению знаний в изучении курса «Окружающий мир» способствуют следующие умения работать с научно – познавательной статьёй учебника:
- целенаправленное, выборочное чтение текста статьи;
- выполнение заданий в конце статьи;
- ответы на вопросы по тексту;
рассмотрение иллюстраций, нахождение к ним описания в тексте;
- подготовка сообщения, используя план;
- выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Для проверки знаний и умений учащихся следует включать вариативные и инвариативные задания . Учитывая наглядно-образное мышление младших школьников следует предлагать иллюстрации к заданию, которые помогали бы менее подготовленным ученикам воспроизвести объекты природы, сделать краткую запись.
На уроках окружающего мира применяется итоговый и текущий контроль знаний. Текущий – предусматривает проверку изучения темы на каждом уроке. Этот контроль заключается как в оценивании знаний учащихся, так и в выявлении пробелов в усвоении учебного материала и определении путей их коррекции.
Существует несколько видов текущего контроля.
Программированный опрос. Учащимся предлагаются задания в виде тестов для быстрой проверки усвоения учебного материала. Можно организовать программированный опрос, используя компьютер.
Задания тесты.
Подчеркни правильный ответ:
К перелётным птицам относятся: а) ласточка; б) дятел; в) скворец; г) синица.

2. Подчеркни главный признак наступления времени года.
Осень: похолодание, листопад, отлёт птиц.
Зима: замёрзли водоёмы, выпал снег, линька животных.
Весна: прилёт птиц, образование проталин, набухание почек.

Применяются также тесты, которые предусматривают обозначение цифрами последовательности действий, событий, явлений.
Задания.
Обозначь цифрами последовательность времён года. Начни с зимы: лето-осень- зима-весна.

Можно использовать тесты с добавлением ответа.
Задания.
Термометр –этодля измерения
Подчеркни правильный ответ, допиши предложение.
Лиственница – хвойное дерево, потому что
Лиственница – лиственное дерево, потому что

Проверка знаний, умений учащихся с использованием учебника.
Комбинированный опрос. Несколько учащихся выполняют задания у доски, несколько – по индивидуальным карточкам, остальные работают с учителем, отвечая на вопросы или выполняя задания в тетрадях.
Очень важно помнить, что текущий контроль проводится в период становления знаний, умений школьника, в этот период ученик имеет право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач., необходимо тщательно продумывать работу над ошибками.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.
Как правило это самостоятельные, контрольные и проверочные работы.
При проведении проверочных и самостоятельных работ следует проверять ответы с помощью средств обратной связи, имея образец выполнения.
Итоговые контрольные работы тоже можно проводить в виде тестов с последующим подробным анализом.( Пример на отдельно бланке).
На уроках окружающего мира можно организовывать парные формы работы. Учащиеся могут работать в парах, выполняя работу на индивидуальных карточках и в рабочих тетрадях. Можно проводить взаимопроверку и самопроверку выполненных заданий. (Образец в тетради и карточки по самопроверке.)

Выводы:
- Контроль и оценка – это обязательные этапы в учебной деятельности в развивающем обучении.
- Контроль и оценка должны быть осмысленными действиями для ученика.
- Контроль и оценка должны направляться на отслеживание личных достижений каждого учащегося, чтобы была динамика роста ученика.
- Контрольно- оценочные действия учителя проводятся для диагностики по выявлению уровня развития ребёнка, его знаний, способностей, мышления, устранения проблем в умениях, с целью прогноза и коррекции в знаниях и умениях учащегося.
- Учитель должен ориентироваться на процесс, а не только на результат обучения.
- Формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся, действий самоконтроля и самооценки – необходимы для умения учиться.
- Опираться учитель должен на индивидуальность ученика, работая совместно по выработке критериев контроля и оценки.
- Учитель должен стимулировать ситуации успеха учащихся, создавать необходимые условия для активности, инициативы, для развития умения и желания учиться, способствовать развитию самоконтроля и самооценки.