Статья «Духовно-нравственное развитие дошкольников через формирование представлений о народных промыслах Орловщины»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка – д /с №29» г. Орла


«Духовно-нравственное развитие дошкольников через формирование представлений о народных промыслах Орловщины»

Подготовлено педагогом дополнительного образования (ИЗО) Малаховой Н.А.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
 
Сегодня мы часто слышим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших проблем, которую необходимо решать в дошкольном возрасте, ведь именно то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас проявится позднее и станет в дальнейшем его жизнью.
Кроме того, в детстве социальные нормы усваиваются сравнительно легко.
Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. А мы знаем, что рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее чувства ребёнка, никогда не приводит к желаемому результату.
Причем основа одного из самых важных качеств в людях, человечности, закладывается именно в дошкольном возрасте, когда идёт интенсивное развитие чувств и межличностных отношений.
Таким образом, мы должны обратить пристальное внимание на воспитание души ребёнка, чтобы создать прочную основу нравственных ценностей будущего взрослого человека.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
 Важно, при этом, создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, я решила познакомить детей с историей народного творчества родного края и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Человек веками наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видел и чувствовал гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность находили отражение в узорах декоративных росписей: изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Такие изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.
Я начинала знакомить с декоративно-прикладным искусством постепенно. Сначала подбирала познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняла методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и особенности обучения их самих делать подобные росписи.

В начале года я отобрала  несколько видов народного промысла Орловского края:
Плешковская и Чернышевская игрушка



Мценские кружева



Орловский спис



Чтобы показать детям орнаменты, подготовила предметы декоративно-прикладного искусства, а также другой наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, элементы декора.
Начинала с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияло на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходило на новом уровне, выделяя общее, дети замечали то, на что раньше не обращали внимание.
На занятиях детей знакомила сначала с одним видом декоративно-прикладного искусства, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно, при этом, показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.
Постепенно выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учились понимать принципы художественного обобщения, познавали приемы творческих импровизированных декоративных образов, учились видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов.








Знакомя детей с одним из видов народного искусства, я выделяла приемы их изготовления, доступные детям старшего дошкольного возраста.





Обучала быстрому выполнению отдельных элементов.





Обращала внимание на особенности заполнения пространства в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные элементы украшения.







Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяло ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатывались навыки и темп рисования без пауз.






   Немаловажным было показать сам процесс создания изделий народных промыслов, материалы из которых изготавливаются игрушки и чем их можно заменить.




В целях более полного восприятия предметов народных промыслов их рассматривание я сопровождала художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера.
Чтобы занятия были эффективнее, составление узора я связывала с украшением тех предметов, которые окружают ребёнка в повседневной жизни. Так, например, дети расписывали воротники, используя узоры Мценских мастериц кружевоплетения.









Во время проведения индивидуальной работы учитывались возможности и способности каждого ребенка.




Кроме этого в свободное от занятий время я проводила дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.
Эти игры помогали детям придумывать новые композиции, запоминать росписи и отличать их друг от друга.



Все известные нам народные промыслы объединяют общепринятые приемы, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

В результате проведённой мною работы дети:
познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: Мценские кружева, Орловский спис, Плешковская и Чернышевская игрушка;
стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;
стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;
стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;
занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;
произведения народного творчества пробудили в дошкольниках яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Таким образом, я считаю, очень важно ознакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Ведь оно способно увлечь ребят, формируя художественный вкус, создавая творческий потенциал личности.

Литература:
Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. ФГТ в ДОУ., под ред.Н.П. Терентьевой. Перспектива. 2012
Николаева Н., Ельцова О., Антонова Г.. Воспитание духовнгсти через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Детство-ПРЕСС, 2012.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. 1984
Клиентов А.Е. Народные промыслы. Белый город. 2002
Рублев А.В., Рублёва Т.С. Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 17C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170129_090523.jpgРисунок 120Рисунок 111Рисунок 114Рисунок 220Рисунок 223Рисунок 232Рисунок 242Рисунок 99Рисунок 105Рисунок 103Рисунок 15C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170124_111854.jpgРисунок 11C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170111_145126.jpgРисунок 6C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170111_165944.jpgРисунок 10C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170110_121502_1CS.jpgРисунок 14C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170117_151919.jpgРисунок 13C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170117_151904.jpgРисунок 16C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170117_151942.jpgРисунок 7C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170117_115337.jpgРисунок 5C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170116_141855.jpgРисунок 1C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170117_115145.jpgРисунок 16C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170118_131355.jpgРисунок 1C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170111_144238.jpgРисунок 3C:\Users\Наталья Алексеевна\Desktop\фотки с Москвы новый год 17 и для презентации\IMG_20170111_144822.jpg15