Рабочая программа по внеклассной работе для 6 классов «Культурное наследие Татарстана»


Муниципальное автономное общеобразовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом
Протокол от_______________. №______
Введено приказом от________. № ______ Директор школы:
_______________/Волков Г.А./

.
Рабочая программа
по внеклассной работе
для 6 классов
«Культурное наследие Татарстана»
( 2 часа в неделю, 68 ч. в год)
Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Возраст: 12-13 летСоставитель: Фарсиева Л.М (учитель татарского языка и литературы)

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР_____________/Шабаева Л.Н./
Подпись
Набережные Челны
2015
«…Общество лишь тогда способно ставить
и решать масштабные национальные задачи,
когда у него есть общая система нравственныхориентиров, когда в стране хранят уважение
к родному языку, к самобытной культуре
и к самобытным культурным ценностям,
к памяти своих предков, к каждой странице
нашей отечественной истории».
Из послания Президента России Федеральному собранию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях, в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест. Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое
развитие школьников оказывает национальная культура. По мнению Д.С. Лихачева «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Актуальность программы
Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории региона, к познанию их истоков и корней.
В-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории Республики Татарстан проживают представители многих национальностей. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, нои гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи программы:
1. Изучение обычаев,традиций и духовной культуры народов, проживающих в Татарстане.
2. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
3. Активизация поисковой деятельности учащихся.
4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации.
5. Воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его
культурное наследие.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
научность;
доступность;
возможность практического применения полученных знаний;
реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 68 ч.   
Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с культурным наследием Татарстана
Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых  активных форм работы наряду с традиционными
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
исследовательский.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты
• Готовность к социальному и профессиональному самоопределению
учащихся
• Сформированные знания о русских , татарских, чувашских народных традициях, основных достижениях культуры этих народов;
• Развитые навыки культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям в учебной и внеучебной деятельности;
• Сформированное национальное сознание и толерантное отношение к русской культуре и культурам других народов.
Учащиеся должны знать:
• Историю родного края, его традиции, обычаи и обряды
• Характеристику различных профессий, связанных с народными промыслами
Учащиеся должны уметь:
• Изготавливать декоративно – прикладные изделия, служащие для оформления быта, интерьера, одежды
• Изготавливать традиционные блюда татарской народной кухни
• Изготавливать яркие оригинальные сувениры и подарки
• Составлять компьютерную презентацию и выступать публично
• Взаимодействовать в коллективе
Структурной особенностью программы является модульно – тематическое планирование содержания занятий.
Содержание программы
№ п/п Тема Всего часов Теория Практика Экскурсия
1 Край родной, навек любимый 16 9 6 1
2 Встречают по одежке… 18 9 9 0
3 Без терпенья нет уменья 8 3 3 2
4 .Красна изба не углами, а красна пирогами 8 3 3 2
5 Национальные праздники и традиции 17 8 9 0
ИТОГО 67
32 30 5
Календарно - тематическое планирование
№ Дата Название занятия Теория Практика Экскурсия
Край родной, навек любимый 9 6 1
1 Древняя история Казани 1 2-4 Древняя история г. Набережные Челны 2 1
5-6 Забытые слова, пословицы и поговорки. Архаизмы и историзмы татарского народа 1 1 7-10 Заочная экскурсия по родным местам (профессия экскурсовод) 2 2 11-12 Памятники Республики Татарстан 1 1 13-16 Презентация исследовательских работ поистории культурных памятников Республики
Татарстан 2 2 Встречают по одежке… 9 9 0
17-18 История татарского народного костюма 2 19-20 Мужская народная одежда 1 1 21-22 Женская народная одежда 1 1 23-24 Обувь и головные уборы мужской одежды 1 1 25-26 Обувь и головные уборы женской одежды 1 1 27-28 Ювелирные украшения татарского народного костюма 1 1 29-30 Занимательная викторина по истории народного костюма 2 31-34 Творческий проект «Разработка эскизов
стилизованной молодежной одежды с использованием элементов народного костюма 2 2 Без терпенья нет уменья 3 3 2
35-36 Внеклассное мероприятие о народных промыслах
татарского народа 1 1 37-40 Народные промыслы татарского народа (вышивка, резьба по дереву) 2 2 42 Экскурсия в ГЦДТ 2
Красна изба не углами, а красна пирогами 3 3 2
43-46 Традиции татарской кухни 2 2 47-48 Правила сервировки стола.
Встреча и проводы гостей. 1 1 49-50 Экскурсия «В дом татарской кухни» 2
Национальные праздники и традиции 8 9 0
51-52 Татарские народные праздники 1 1 53-54 Татарский народный праздник. Сабантуй 1 1 55-56 Татарский народный праздник. Нәуруз1 1 57-58 Татарский народный праздник. Аулак өй 1 1 59-62 Татарские народные песни. 2 2 63-66 Татарские народные танцы 2 2 67-68 Итоговое занятие.
Концерт 2 Список воспитанников кружка
«Культурное наследие Татарстана»
РАСПИСАНИЕ
Понедельник Вторник
Среда Четверг Пятница Суббота
14.30-15.15 14.30-15.15 Литература
Айрат Арсланов. Студия “Гульзада”. “Шанлы Казан”.
Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство “Заман” 2003.
М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань – 2009.
Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО “Хэтер” нэшрияты, 2003.
К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф”2000.
Ф. Хузин. “Средневековая Казань”. Татарское книжное издательство, 2004.
Л.А.Харисова. “Культура народов Татарстана”. Издательство “Магариф”, 2005.
Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП “Школьник”.
Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр “Титул” К 2002.
Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1987.
Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
MP3 диск “Кайт, карлыгач.” Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар.
Журналы “Соембикэ”, “Ялкын”, “Салават купере”.