Из опыта работы РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМЕ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ


РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМЕ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
(ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми»имени Ю.А. Спиридонова, Шулепова Л.В., воспитатель)
Экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально - природной среде и здоровью» [2]становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии природы в целом.
Второе условие успеха экологического воспитания – необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их отношение к событиям в человеческом обществе.
Актуальность
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.
Развитие содержания экологического воспитания на уровне НОО предполагает формирование у младших школьников эмоционально-чувственного, нравственного отношения к природе; понимания необходимости соблюдения норм экологической этики; представлений об экологически целесообразном поведении[1].
Переход общеобразовательных организаций на работу по ФГОС определил приоритетность внеурочной деятельности обучающихся. Согласно требованиям ФГОС, происходит увеличение доли практической деятельности воспитанников. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой воспитательный характер, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, стремление к самореализации, самовыражению. Информационно-коммуникативным технологиям отводится также большое значение, т.к. воспитанники должны владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для конкретной ситуации, работать со всеми видами информации.
Сформированная в период начального обучения наглядно - образная картина мира является фактором развития экологической культуры личности ребёнка в подростковом возрасте. Интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода, но к окончанию начальной школы начинает играть несколько иную роль: от «метода» взаимодействия с окружающим переходит в мотивационную сферу. То есть если для первоклассника восхищение красотой являлось самоцелью, то уже в третьем – четвёртом классах – восхищение красотой растения – это мотив экологических действий (полить, накормить, защитить).
Деятельностный подход предполагает наличие у воспитанников младшего школьного возраста познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить), выполнение определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Подобная воспитательная работа, как правило, направлена на достижение воспитательных результатов первого (усвоение социально значимых знаний) и второго (развитие социально значимых отношений) уровня. Однако, мы убеждены, что воспитанники начальной школы, а тем более 4-го класса способны достигать третьего уровня воспитательных результатов, а именно приобретение опыта социально значимых действий.
Поэтому нами была выбрана такая форма проведения мероприятия по экологическому воспитанию как научно- практическая конференция «Вестники весны» (прямо на занятии было смоделировано игровое пространство НПК).
Цель: формировать основы экологического сознания, ответственного отношения к природе.
Задачи:
1.Систематизация и обобщение знаний воспитанников о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе, расширение представлений о значении птиц в жизни человека;
2.развивать умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
3.развивать умение создавать презентации (Microsoft Office Power Point) для представления информации; 
4.развивать умение формулировать и высказывать свою точку зрения;
5.развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
6.формировать ценностное отношение к искусству, умение видеть красоту в окружающем мире;
7.формировать опыт участия в научно-практических видах деятельности.
Ожидаемый результат: развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, созидательной экологической позиции.
Подготовительный этапом мероприятия послужило чтение и обсуждение «полученного» письма Всероссийского Общества Охраны Природы, в котором воспитанники 4 класса были приглашены принять участие в НПК.
Текст письма
Уважаемые воспитанники 4 класса гимназии искусств!
Мы, члены Всероссийского Общества Охраны Природы, спешим выразить вам и вашим родителям благодарность за активное участие во всех делах и акциях, посвященных защите природы и экологии вашего жилища, которые проводятся в гимназии. В октябре 2015 года вы оживленно беседовали на экоуроке «Хранители воды» о том, как бережно относиться к водным ресурсам нашей планеты.
Мы как защитники окружающей среды хотим обратить ваше внимание еще на одну проблему экологии. Россия — место обитания многих видов птиц, в том числе и очень редких. По оценкам Международного союза охраны животных опасность полного исчезновения угрожает в настоящее время 11% всех видов птиц! Ваша активность в делах защиты природы и неравнодушие к братьям нашим меньшим позволили нам пригласить вас, ребята, принять участие в Научно-практической конференции «Вестники весны». Помните, о том, что бережное отношение к птицам каждого из вас поможет сохранить природу!
В результате обсуждения письма было решено предпринять реальные действия по оптимизации проблем экологии, в частности касательно заботы о птицах. Так родилась идея проведения научно-практической конференции. Для этого воспитанники распределились по группам - секциям: «Экологи», «Искусствоведы», «Орнитологи». Внутри каждой секции рассматривались проблемные зоны, выдвигались гипотезы, в соответствии с которыми были изучены определенные темы, проведено исследование и сделаны выводы.
Выступления «Экологов» способствовали расширению представлений воспитанников о значении птиц в жизни человека; о причинах вымирания птиц.
В итоге, пришли к выводу, что если каждый из нас задумается о проблеме охраны природы, то сможем изменить ситуацию к лучшему. И наша помощь – это простейшие действия, которые посильны каждому- строить скворечники, дуплянки, зимой – вывешивать кормушки, подкармливать птиц.
«Орнитологи» систематизировали и обобщили знания воспитанников о птицах, проживающих в Республике Коми, их поведении и жизни, о роли и месте в природе, о правилах поведения в природе. А также внимание было акцентировано на вестниках весны, грачах и жаворонках.
Участники секции «Орнитологи» подтвердили, что птицы - это удивительный мир. На своих крыльях они приносят людям тепло весны и рождение новой жизни. И если знать об особенностях птиц, то можно понять, каким образом мы можем им помочь.
«Искусствоведы» доказали, что птицы – это не просто представители животного мира. Это еще и представители мира прекрасного: они издавна являются источником вдохновения для многих мастеров слова, музыки, кисти.
Важно увидеть не внешнюю, а внутреннюю красоту, ценить то прекрасное, что даруют нам эти маленькие творения природы. И эта красота должна существовать, чтобы и дальше можно было восхищаться, получать воодушевление в творчестве.
Поэтому помощь людей и их забота о птицах– это благодарность за то, что они нас вдохновляют на творчество.
Важным аспектом проведения данной работы стало то, что воспитанники самостоятельно исследовали выбранные темы, работали над презентациями, выступлениями. По необходимости ребята обращались за помощью к взрослым (воспитателю, классному руководителю, родителям).
В ходе данного мероприятия  развиваются  личностные, познавательные (общеучебные, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные:
-Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
-Познавательные:
-Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Коммуникативные:
-Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-владение монологической и диалогической формами речи;
-умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Личностные:
-Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
В раннем детстве у младших школьников в сознании закрепляется информация о природных закономерностях - экологических правилах, которым следует неустанно следовать всю свою жизнь. Опыт нашей НПК не только позволил расширить систему экологических знаний, но и спрогнозировать алгоритм практических действий.
В результате этого воспитанники будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Для нас самым важным результатом стало то, что воспитанники приобрели опыт самостоятельного общественного действия (вышли на третий уровень воспитательных результатов), приобрели опыт моделирования своих практических действий в социуме, и воплотили это в реальном жизненном пространстве. Так, совместно с родителями были сделаны скворечники и кормушки, которые были развешены во дворе гимназии. Подкормка птиц осуществляется регулярно самими ребятами во время прогулок во внутреннем дворике гимназии. Приобретенный опыт заботы о птицах был оформлен в виде буклетов и листовок, которые теперь используются первоклассниками как инструкция к реальному действию.
Источники:
1.Основная образовательная программа начального общего образования.
2.О понятийно-терминологическом аппарате экологического образования. [Электронный ресурс]: база данных. – Режим доступа :http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekologiya/konferentsii-seminary-master-klassy/ekologicheskoe-obrazovanie-na-etape-vnedreniya-fgos-v-osnovnuyu-shkolu/o-ponyatijno-terminologiche.html (Дата обращения:12.02.2016)
3.Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]: база данных. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/99658 (Дата обращения: март 2016)