Конспект по урокам гражданственности Донбасса на тему Моя семья и мой родной Донбасс (1 класс)


Алексеенко Виктория Петровна
МОУ «Школа № 106 города Донецка»
Предмет Уроки гражданственности Донбасса
1 класс
Тема: «Моя семья и мой родной Донбасс»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о семье; познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи; развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы, выражать их в речи, развивать воображение детей; воспитывать уважение и гордость за свое имя, фамилию, род; любовь и уважение к родителям и другим членам семьи.
Оборудование: иллюстрации, кирпичики из бумаги с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем, запоминаем.Ни минуты не теряем.
II. Объявление темы и целей урока:
Отгадайте загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (Ответы детей)
- Правильно, о семье. Также познакомимся с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи, будем развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы.
III. Изучение нового материала:
1. Беседа.
Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья - это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Семья - это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое.
Настоящая семья - это больше, чем просто быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Это когда каждый человек уникален и незаменим, как и то, что он привносит в семью. Это бабушкины сказки и вкусные пироги, это мамина забота, папина помощь и внимание.
- Назовите по очереди из скольких человек состоит ваша семья и как их зовут.
 2. Игра «Строим дом»- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом создаётся по кирпичику. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции. Давайте построим такой дом. На кирпичиках написаны вопросы: - Кто моет посуду?- Кто зарабатывает деньги?- Кто ходит за покупками?- Кто ухаживает за животными?- Кто убирает постель?- Кто готовит ужин, варит обед?- Кто пылесосит?(Дети по очереди выходят, берут кирпичики, читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют, так чтобы построить дом.)- Молодцы! Дом для дружной семьи готов! - Кого не хватает в этом доме? (Людей, животных)
Давайте нарисуем в тетради родителей, бабушек, дедушек, сестричек и братишек, а также домашних любимцев. 3. Чтение стихотворения "Что может быть семьи дороже?"
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!
4. Работа с пословицами.
- О семье существует много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.1. Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).2. Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).3. Милые бранятся только по пятницам (тешатся).А теперь продолжите пословицу:– Гость на пороге – счастье в … (доме).– Дом без хозяйки … (сиротка).– Дом вести … (не бородой трясти).– Яблоко от яблони … (не далеко падает).– Чем богаты, … (тем и рады).– В гостях хорошо, … (а дома лучше).Физкультминутка.Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
(Кисти рук к плечам, вращение руками вперед и назад)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками, руки разводим в стороны)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх, другая – вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая – одновременно поднимается)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте)
5. Наша Родина.
Самым дорогим для человека является семья. Но не менее дорогим и близким является то место, где он родился, вырос и живёт - это его Родина. И не зря Родина переводится как родное, близкое, дорогое.
Люблю тебя, моя Отчизна.
Люблю тебя, Донецкий край!
Ты – мой исток, вода, чтобы напиться,
Ты – воздух мой, ты – мои хлеб и соль…
(Ольга Курипко)
- Как называется наша Родина? (Ответы детей)
- Конечно же, это наш родной край – Донбасс.
2915920219075000214630
Хочу тобой гордиться.Мне есть за что судьбу благодарить.Мне на Донбассе посчастливилось родиться,В краю шахтерском довелось мне жить. 
IV. Закрепление изученного материала.
Отгадай загадки: 1. Он — мужчина, и он сед, Папе — папа, мне он — .. .2. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша .. . 3. Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз?4. Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш .. .5. Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая .. .
6. Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший …
- Каких еще родственников вы можете назвать? (Тетя, дядя, племянник, племянница, двоюродный брат или сестра)
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Что такое «семья»?2. Назови членов своей семьи. 3. Как называется край, в котором ты родился? 4. Дополни предложения: Мама и папа для меня самые …Я доверяю свои тайны …Я люблю бабушку за то …Свою семью я считаю …Родным я хочу пожелать …