Конспект урока по русскому языку Род несклоняемых существительных 5 класс


Тема урока: род несклоняемых имен существительных
Цель: Создавать условия для воспитания ответственности, самостоятельности и развития предпосылок логического и творческого мышления, подготовить учащихся к усвоению основных понятий о роде несклоняемых имен существительных.Задачи.Воспитательная задача:-Создать условия для формирования чувства ответственности, самостоятельности.Развивающая задача.-Способствовать созданию предпосылок для развития креативного, логического и творческого мышления.Обучающие задачи:-Подготовить учащихся к усвоению основных понятий темы, к формированию базовых умений и навыков.-Продолжать формировать представления о несклоняемых именах существительных. -Учить определять род несклоняемых имен существительных, правильно употреблять их в речи.Методы: объяснительно- иллюстративный, беседа, презентация, проектОборудование: проектор, компьютер, экран
Ход урока
1.Организационный момент.
 (создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности).
- Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте? Всё  в порядке?
И учебник, и тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Число, проверка д\з
Хорошо , ребята, а сейчас мы с вами вспомним и закрепим знания об имени существительном. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.
Речь должна быть какой? ( понятной связной грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной)
Рисунок должен быть …( яркий, соответствующей теме, интересный, креативный)
Кто самый убедительный, уверен в своих знаниях?-проект
2. Просмотр мультфильма о фильме
Ребята, что мы с вами посмотрели?
Почему посмотрели этот фильм? (потому что 2016 год указом Президента РФ от 7 октября2015 года объявлен Годом российского кино)
Да, ребята 2016 год по России объявлен Годом кино.слайды-эмблема
Какие синонимы вы можете подобрать существительному кино? (Фильм,синема)-запишем в тетрадях
А какие однокоренные слова можете подобрать существительному кино? (кинофильм, кинорежиссер, кинотеатр, кинематография) -записываем в тетрадях-слайд
Что вы знаете о существительном кино? (неизменяемое, несклоняемое существительное )Определите род существительного кино
А как вы думаете, какую тему мы с вами будем изучать? Какие задачи на сегодняшний урок вы поставите? чему мы с вами научимся?( опред. род несклоняемых имен существительных)
4. прочитаем с вами стихотворение (проецирование)А.Хайта:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кинеБез пальта и без кашне…
А вернее – я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгураХодит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать!
- Почему мы с вами смеялись?( потому что автор склоняет несклоняемые существительные) Запишите подчеркнутые слова правильно.(проверяет сосед)
4.Стадия осмысления
Какой вывод можно сделать?
- Не все существительные умеют изменяться, их нельзя просклонять. Такие существительные называются несклоняемые.
5.А теперь ребята,
Поработаем у доски: произведите морфологический разбор существительным кенгуру/кино
Кенгуру-сущ.,конкр.,нариц.,одушев.,муж.р.,И.п.,подлежКино –сущ.,конкр.,нариц.,неодуш.,ср.р.,И.п.,подлеж Произведите морфемный разбор:кашне,ОнтариоРабота в группах: распределите данные сущ-е по родам (проецирование)
1группа-жен.род
2 группа-муж.род3 группа-ср.род)
Сочи, Ницца, Батуми, пальто, леди,кенгуру, кашне, кофе, какао
цеце, МГУ, шимпанзе, шоссе, такси, алоэ, ТЮЗ, Онтарио, жюри, шоссе, мисс.Получилось распределить сущ-е по группам?
Какие были сложности?
Предложите способы как распределить эти слова по родам. (нарисовать)???
А как бы это распределение произвели ученые?-
1 группа (ответ проект Амановой Г-презентация),
2 группа фильм о родах несклоняемых сущ-ыхСовпадает или не совпадает ваше мнение с мнением ученых?
самостоятельная работа ( раскройте скобки.) карточки
Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать (теплый) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждет (горячий) кофе. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате. Исход игры (решил досадный) пенальти. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню. Дверь (открыл пожилой) мадам. В начале концерта на сцену (вышел пожилой) конферансье. А вы любите (жареный) кольраби?
Прием критического мышления «Кластер»
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся получили ответы в течение урока.
3238554610Какие существительные не склоняются?
00Какие существительные не склоняются?
427672554610Как их определить?
00Как их определить?

17392651701803720465238760
2265045237490Несклоняемые существительные
00Несклоняемые существительные

15640052501904612005344170Есть ли у них окончания?
Есть ли у них окончания?
-66675187325Можно ли у них определить падеж?
00Можно ли у них определить падеж?

395668573025003126105278765
2326005207010Много ли таких слов в русском языке?
Много ли таких слов в русском языке?

Дети пытаются ответить на вопросы в парах. Заслушиваются ответы пар.
Этап рефлексии
- Чему вы научились на уроке?
Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)
- Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)
- Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово-основа))
- Можно ли у них определить падеж? (Падеж можно определить только в тексте.Какие были задачи на урок?
Смогли вы их решить?
- Послушаем окончание стихотворения А. Хайта:
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, ни метро,
Ни кашне и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.
7.Сегодня вы были молодцы! Домашнее задание я вам предлагаю такое творческое задание:
Составьте текст рекламы из 3-4 предложений.
Используйте слова (иноязычные несклоняемые существительные) из источника информации. Можно использовать свои примеры.
Правильно употребите несклоняемые иноязычные существительные, укажите род. Воспользуйтесь полученными на уроке знаниями.
Реклама должна быть яркой, интересной
8. Оценивание (лист самооценки)
Задание Справился +
Были затруднения +
Не справился
Кластер Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Творческое задание + 1 балл 4,5 - 5 баллов = 5
+ 0,5 баллов 3,5 - 4 балла = 4
0 баллов 2,5 - 3 балла = 3