Технологическая карта урока русского языка на тему Изменение имен прилагательных по родам,числам и падежам.


Технологическая карта урока
Ф.И.О. автора Каширина Надежда Ильинична
Школа Кершинский филиал МБОУ Бондарская СОШ
Предмет Русский язык_____________________________________________________ Класс 3 класс_________________________________________________________ Автор УМК «Перспектива» Л. Ф. Климанова
Тетрадь для самостоятельных работ №2, 3 кл., Л.Ф.Климанова
Тема урока Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам Тип урока Открытие нового (знания, способа действия)
Ресурсы Русский язык. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина
Тетрадь для самостоятельных работ №2, 3 кл., Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина
school-collection.edu.ru›Каталог›rubr…
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5157c239-c8f2-42b2-9d1c-d63fcc32cb38/%5BNS-RUS_3-24%5D_%5BTQ_042%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d4f717cc-575e-478a-9502-a7ff5dbafc44/%5BNS-RUS_3-23%5D_%5BTQ_038%5D.swf
Планируемые результаты:
основные (опорные) знания, которые должны быть усвоены:
Знать:
алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного;
части речи;
изученные орфограммы;
состав слова
Уметь:
правильно записывать окончания имён прилагательных
записывать словосочетания;
записывать текст, вставляя нужные буквы и объяснять написание;
составлять алгоритм написания орфограммы и пользоваться им;
составлять и правильно записывать предложение;
- формируемые ценностные установки:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;
изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков(анализ объектов с целью выделения общих признаков, самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи)
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение оформлять свои мысли в устной форме;инициативное сотрудничество в паре в поиске и выборе информации, управление своим поведением)
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке (возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
- формирование универсальных и предметных учебных действий:
Технологическая карта урока
Тема раздела: Имя прилагательное
№ п/п Параметр Описание
Учебный предмет, класс, УМК Русский язык, 3 класс, УМК «Перспектива»
Тема занятия/урока Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам
Цель (цели) занятия/урока Сформировать представление об изменениях имён прилагательных по падежам; выявить особенности склонения этой части речи; обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте;
Ознакомление с алгоритмом определения рода, числа и падежа имени прилагательного
Использование полученных знаний в практической деятельности
Ожидаемый учебный результат Предметные результаты Универсальные учебные действия
Знать: - алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного;
части речи;
изученные орфограммы;
состав слова
Уметь:
правильно записывать окончания имён прилагательных
записывать словосочетания;
записывать текст, вставляя нужные буквы и объяснять написание;
составлять алгоритм написания орфограммы и пользоваться им;
составлять и правильно записывать предложение;
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;
изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков(анализ объектов с целью выделения общих признаков, самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи).
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение оформлять свои мысли в устной форме;инициативное сотрудничество в паре в поиске и выборе информации, управление своим поведением)
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке (возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
- формирование универсальных и предметных учебных действий:
Оборудование и материалы Для педагога Для учащихся
Информационный материал:
Русский язык. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина
Тетрадь для самостоятельных работ №2, 3 кл., Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина
Интерактивный материал:
Мультимедийная презентация урока
Алгоритм
Раздаточный материал:
Карточки, оценочные листы
Информационный материал: Русский язык. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина
Тетрадь для самостоятельных работ №2, 3 кл., Л.Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина
Раздаточный материал:
Карточки, оценочные листы
Педагогические технологии Технология деятельностного метода, здоровье сберегающая технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, ИКТ
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока Цель - результат Содержание
(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) Деятельность учителя Деятельность ученика Оценка и контроль Интерактивные средства
I.Мотивация.
(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности II.Актуализация знаний. Самоопределение к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Результат: создание эмоционального настроя на урок, ситуации успеха.
Цель: Повторение пройденного, выявление затруднений
Цель: обобщить знания
Чтение вывода детьми с особыми образовательными потребностями Презентация
(слайд 1)
Слайд 2
Настраивает на урок:
- Прозвенел звонок –
Начинается урок.
Вы готовы к уроку?
- Как вы считаете, каким должен быть урок?
- Определите себя на уроке. Какими вы должны быть на уроке?
- Какая часть речи помогла вам так рассуждать?
- На какие группы вы разделите слова второго столбика слова?
Логический диктант. (Проверка усвоения пройденного)
Ложное или верное высказывание
Имя прилагательное часть речи
Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что?
Имена прилагательные обозначают признак предмета.
Имена прилагательные изменяются по родам.
Имена прилагательные бывают только муж., и жен., рода.
Имена прил. не изменяются по числам.
Имена прил. являются второстепенными членами предложения.
Имена прил. связаны в роде, числе и падеже с им. сущ.
Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ийИмена прил. жен. рода имеют окончания -ая, яя.
Имена прил. сред. рода имеют окончания -ое, -ее.
Выявляет уровень знаний об изученных орфограммах.
- какие орфограммы вы знаете?
- В каких частях слова можно встретить орфограмму?
- Проверьте свои знания, выполнив упражнение из учебника.
- Оцените себя на этом этапе.
Проверяют готовность к уроку.
Читают с экрана
полезным, весёлым, трудным, интересным, познавательным
зоркий, дружные, активные, невнимательное, хитрый
Ставят вопросы.
Работают на карточках в группе
Работают с оценочными листами.
У существительных подчас
Не жизнь. А просто скука!
Ни цвета нет у них без нас.
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа
Взаимопроверка в парах.
Лист
самооценки
Закрасить ИД считывание информации
ИД
Проверка по образцу
III.Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)
Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями Цель: выявление и фиксация места и причины, постановка цели учебной деятельности затруднения.
Результат: после наблюдений за словами формулируется тема и цели урока ИД
Создаёт условия для определения темы.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. А точнее…(Имя прилагательное).
Прочитайте предложение, записанное на доске.
беригирадн… природ…
- Можно ли это назвать предложением?
- Какое задание вы можете предложить?
-В какой части слова пропущены безударные гласные? Подберите проверочные слова.
- Как вы понимаете это предложение?
- ( слушаем высказывание детей)
- Что значит - беречь родную природу?
- Деятельность людей меняет облик земли. Человек загрязняет воду, воздух, истребляет животных, растения. А ведь все для нас должно быть родное: и ручеек и березка. Человек должен понять, что леса, реки, луга находятся на краю гибели. Именно поэтому 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды
- Какие части речи вам представлены?
- В какой части слова встретилось затруднение?
- Чем интересны эти слова?
- Откройте тетради, запишите это предложение, вставив и выделив пропущенное окончание, и пусть это будет девизом всей вашей жизни.
У. ─ Какое окончание написали?
- Почему? Докажите свой ответ. Что помогло вам правильно выбрать окончание?
Что можно определить у имени прилагательного?
- Значит, что мы должны сегодня выяснить? (Как правильно определить род, число и падеж имени прилагательного)
Определите тему урока.
Какие же цели поставим, исходя из темы:
1. На уроке будем исследовать…
2. На уроке узнаем…
3. Повторим…
Выявляют затруднение в написании пропущенных букв.
Предлагают свои варианты объяснения (вспоминают правило)
Существительные и прилагательные.
В корне, окончании.
Непонятные буквы в окончании
Формулируют тему и цели урока
(Ответы детей.)
(Как правильно определить род, число и падеж имени прилагательного)
Фронтальная работа
Работа в парах
Фронтальный опрос
ИД
Работают у доски методом «передвижение букв»
IV.Открытие нового(знания, способа действия)
Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ
Обсуждение (возможно в парах, группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение
1.Работа по учебнику
V.Физкультминутка Цель:
выбор способа и средств реализации учебной цели, фиксация нового знания в речи.
Результат:
В ходе практической деятельности и обсуждения пришли к выводу о правописании окончаний имен прилаг.
Цель:
смена деятельности, здоровье сберегающие технологии Презентация
(слайд 2)
Учебник с.118
Правило
Упр.215
ИД
ИД «Бабочка» Организуем коллективную работу.
- Давайте проведем исследование над изменением имени прилагательного по падежам. Просклоняем словосочетание. Выделим окончания имен прилагательных. На карточках.
1 группа
родная природа
2 группа
день весенний
3группа
солнце яркое
4 группа
листья зеленые
- Что вам помогло выбрать окончания имен прилагательных? - От чего зависит падеж имени прилагательного?
-Чтобы разобраться в проблеме, составим алгоритм действий.
– Еще раз убедимся в том, как следует поступать, чтобы правильно определить род, число и падеж имени прилагательного. И продолжим исследовать тайны русского языка и родной природы.
Прочитайте текст про себя. Прочитаем текст вслух и выполним задание. ( по предложениям) - Вставить окончание. Определить род, число, падеж. Подчеркните грамматическую основу.
- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?
- С чего надо начать определять грамматические признаки прилагательного?
- Когда нельзя определить род прилагательного?
Организует работу по учебнику.
Выясняют, что трудность у сущ. и прилаг.
в окончаниях.
Объединяются в 4 группы и работают по карточкам.
Делают вывод: выяснить, от какого слова зависит имя прилагательное, поставить вопрос, определить род, число, падеж имени существительного
Выполняют упр. в тетради.
Выполняют упр. с применением алгоритма.
На доске и тетради с пояснением.
Обобщают полученные сведения в алгоритме действий.
Фронтальная работа
Работа у доски с проговариванием алгоритма
Индивидуальный опрос с проговариванием алгоритма.
Фронтальная работа ИД считывание информации
Оценивание. Взаимопроверка работ.) В оценочном листе поставьте самооценку за результат этого вида упражнения
ИД
Делают вывод, проверяют себя с помощью ответов наИД методом «стирание»
Оценивание. Взаимопроверка работ.)- В оценочном листе поставьте самооценку за результат этого вида упражнения своей группе, а себе в тетрадь.
V.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
Самостоятельная работа
Творческие задания
Диагностические задания на осознание и понимание нового
Включение будущего нового материала Цель:
Включение нового в систему знаний, повторение и закрепление.
Результат:
Выполнение заданий привели к осознанию и пониманию алгоритма
Карточка
ИД Организует самостоятельную работу
Самостоятельная работа. Работа на карточках в группах.
- Применяя алгоритм вставить окончание. Определить падеж.
В лесу весной.
Ласково светит весенн… солнце. На деревьях надулись пушист… почки. Из коры белоствольн… берёзы закапал сладк… сок. Золот… пуховки украсили кустики плакуч… ивы.
Работают самостоятельно на карточках
Проверка.
- Каждая группа читает по предложению.Обоснуйте свой ответ. Выслушать мнение представителя каждой пары. Какой сделаем вывод?
ВЫВОД:
· Имена прилагательные склоняются по падежам.
· Имя прилагательное находится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.
Работают с оценочными листами
Самостоятельная работа
СамооцениваниеБыло легко – знак «+»
Были сомнения – «?»
Было трудно – «- » Индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Взаимопроверка в парах
Оценивание работы групп Работа в паре детей с особенностями в образовании.
Рисунки
ИД
Работают на карточках, проверяют свою работу по эталону с ИД
Проверка по образцу на экране
VI.Подведение итогов.
VII.Итоговая рефлексия учебной деятельности.
VIII.Домашнее задание.
Цель:
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
Результат:
Усвоили алгоритм действия и правило определения рода, числа и падежа имен прилагательных
Оценили свою деятельность на уроке. Презентация
(слайд 3)
ИД Организует рефлексию.
- Чему научились на уроке?
- Каким алгоритмом пользовались?
- Где эти знания можно применить?
2группа и 3 группа Игра «Я учитель» . РТ с. 93 №151. Найдите и исправьте ошибки своего ученика.
1группа и 4 группа Электронное приложение.
- На обратной стороне оценочного листа продолжите высказывания:
На уроке я узнал …
Урок помог мне …
Своей работой на уроке я …
(доволен;
 не совсем доволен;
недоволен, потому что...)
Оцените свою работу за урок
- Ребята, представьте, что наш класс - весенняя полянка. Украсим её цветами. Если вы получили радость от урока, прикрепите к доске красный цвет, если у вас спокойное состояние, но ошибались – зеленый цвет, если у вас немного грустное настроение и много трудностей - жёлтый.
- Посмотрите, какая у нас получилась красивая полянка! Я желаю, чтобы все
полянки земли, оставались такими же красивыми как наша.
Д/з: учебник с.118. Алгоритм.
Творческое задание. Стихотворение о природе. Выписать словосочетания прил. + сущ. Определить род, число, падеж. Отвечают на вопросы, повторяют изученное правило
Проводят игру «Я учитель» . РТ с. 93 №151. Находят и исправляют ошибки своего ученика.
1группа и 4 группа. Выполняют задание на компьютере. Электронное приложение к учебнику.
Работают с оценочными листами.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
(на магнитной доске рисунок лесной опушки, у учащихся цветы из цветной бумаги с магнитами).
Несколько человек произносят вслух свои предложения.
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа.
СамооцениваниеБыло легко – знак «+»
Были сомнения – «?»
Было трудно – «- »Ссылка на слайд на ИД
Считывают информацию, повторяют правило выведенное на уроке
Самоанализ урока русского языка
Класс: 3 класс
Школа:
Кершинский филиал МБОУ Бондарской СОШ
Учитель начальных классов: Каширина Надежда ИльиничнаПредмет: русский язык
Тема урока: «Изменение имен прилагательных по падежам, родам и числам»
Оборудование и ТСО: мультимедийный проектор, учебные компьютеры, интерактивная доска
Тип урока: освоение новых знаний.
Форма урока: урок-поиск
Урок именно этого типа в большей мере соответствуют моему педагогическому кредо:
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Планируемые результаты:
основные (опорные) знания, которые должны быть усвоены:
Знать:
•алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного;
•части речи;
•изученные орфограммы;
•состав слова
Уметь:
правильно записывать окончания имён прилагательных
записывать словосочетания;
записывать текст, вставляя нужные буквы и объяснять написание;
составлять алгоритм написания орфограммы и пользоваться им;
составлять и правильно записывать предложение
- формируемые ценностные установки:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;
изменять прилагательные по родам, числам и падежам.
Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков(анализ объектов с целью выделения общих признаков, самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи)
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение оформлять свои мысли в устной форме; инициативное сотрудничество в паре в поиске и выборе информации, управление своим поведением)
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке (возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
- формирование универсальных и предметных учебных действий:
Цели урока:
Сформировать представление об изменениях имён прилагательных по падежам; выявить особенности склонения этой части речи; обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте;
Ознакомление с алгоритмом определения рода, числа и падежа имени прилагательного
Использование полученных знаний в практической деятельности
Развивающие: Способствовать развитию первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных вопросов;
Воспитательные : воспитывать активную личность.
Этот урок является десятым в данной теме, он помогает выработать умения и навыки, сформулировать алгоритм, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
Применение ИКТ на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу. При подготовке к уроку была сделана презентация, и каждый этап урока был отражен на отдельном слайде. Использование карточек и индивидуальных заданий, учебника и рабочей тетради способствовало высокой работоспособности в течение урока.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.
Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний,отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этапе открытия «новых» знаний использовалась дифференцированная работа в парах.
Это способствовало развитию уменияработать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное.
Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. При дифференцированном подходе перед разными категориями учащихся ставились различные цели: одни достигали уровня базовой подготовки, другие должны были достичь более высоких результатов. В соответствии с этим класс был поделён на группы.
При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде);
Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. При оценивании ответов обучающихся были использованы специально разработанные для данного занятия критерии оценок.
Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.
Структура урока соответствует целям и типу урока. Я старалась, чтобы все этапы были взаимосвязаны и логически последовательны. Цель урока и тема сформулирована учащимися. Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока позволили избежать монотонности на уроке и перезагрузке учащихся. Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.
Задуманный план урока был реализован. Отступления от намеченного замысла не было. Были подведены итоги так, чтобы работа продолжалась. Активность класса была высокой, учащиеся были заинтересованы материалом урока. Атмосфера урока была доброжелательной.