Вспомогательные клише к сочинению и способы сжатия текста (наглядный материал, подготовка к ОГЭ-9)

Вспомогательные фразы к сочинению
Таблица речевых клише
Часть сочинения
Клише

Вступление
(формулирование тезиса)
Безусловно, ... Разумеется, ... Конечно, ... Я считаю, ... По моему мнению, ... Мне кажется, ... На мой взгляд, ... Я думаю, что... , Бесспорно мнение автора о том, что ... , Автор убеждён, что ...
Докажем (покажем, продемонстрируем, проиллюстрируем, подтвердим) это на примерах (примерами) из текста.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания;
Я (полностью) согласен с ...; Не могу не согласиться с ...; Я разделяю точку зрения ...;  Я поддерживаю мнение ....

Основная (аргументация)
В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из ... предложения прочитанного мною текста.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ... предложению.
В качестве примера можно привести предложение ... текста.
проиллюстрировать это лексическое (грамматическое) явление можно на примере ... предложения текста.
Рассмотрим ... предложение. в нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как ... Это подтверждает вывод о том, что ..
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ...
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере ... предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ...

Заключение (вывод)
Таким образом, ... Итак, ... Значит, ... Следовательно, ... Исходя из сказанного, ... Нам удалось доказать, что ... Мы пришли к выводу о том, что ...



ПРИМЕРЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
1. Замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием:
Исходный текст
Сжатый текст

И. Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.
И. Куприн работал наравне со всеми.

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением:
Исходный текст
Сжатый текст

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
Какая сила толкала его менять профессии?
Или
Что побуждало его часто менять профессии?

- замена предложения или его части указательным местоимением:
Исходный текст
Сжатый текст

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это?

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением:
Исходный текст
Сжатый текст

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
Что заставляло его заниматься другими профессиями? Или
Что заставляло его осваивать так много профессий?

- замена сложноподчиненного предложения простым:
Исходный текст
Сжатый текст

Когда Александр Иванович решил поступать в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен.
Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен.

- замена прямой речи косвенной.
Исходный текст
Сжатый текст

Мы знаем, за что боремся", говорили рабочие.
„Погода будет отличная", подумали охотники.
Рабочие говорили, что они знают, за что борются.
Охотники подумали, что погода будет отличная.

2. Исключения:
- исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов:
Исходный текст
Сжатый текст

Все было значительно проще :он был очень любопытным и любознательным человеком
Все было проще:он был очень любознательным человеком

- исключение повторов:
Исходный текст
Сжатый текст

Все было значительно проще :он был очень любопытным и любознательным человеком
Все было проще:он был очень любознательным человеком

- исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение:
Исходный текст
Сжатый текст

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.
Иногда Куприн вдруг прерывал работу, , если убеждался, что не даются ему точные слова.

- исключение одного или нескольких синонимов;
- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко или полно.
3. Слияния:
- образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи:
Исходный текст
Сжатый текст

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставило его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?




Заголовок 315