Урок литературы для 7 класса Смысловые толкования образа солнца в литературе


Урок литературы для 7 класса по теме «Смысловые толкования образа солнца в литературе».
Учитель – Малеева Марина Васильевна, КГУ «Гимназия № 5» акимата города Рудного
Цели: 1) Показать учащимся на примере изучаемых произведений, какие смысловые толкования образа
солнца можно встретить в литературе;
2) развивать навыки и умения работы с книгой или теоретическим материалом; продолжить
работу над умением выразительного чтения; развивать навыки аналитического мышления, связной речи;
3) продолжить работу над умением работать индивидуально и в паре; воспитывать умение слушать и
слышать других, уважать их мнение.
Ход урока:
I. Оргмомент.II. Побуждение.
1. Перемешанные произведения.
- Перед вами названия четырёх произведений и имена их авторов. Ваша задача – установить, перу какого автора принадлежит каждое произведение.
И.С.Никитин «Утро»
О.Э.Мандельштам «О небо, небо, ты мне будешь сниться!»
Н.М.Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет»
З.Н.Гиппиус «Небесные слова»
- Назовите, какие произведения перу какого автора принадлежат.
-Кто сделал без ошибок? С одной ошибкой? С двумя ошибками?
- О каком виде пейзажа идёт речь в этих произведениях? (Пейзаж вертикального пространства, небо).
2. Представление работ учащихся.
- Представьте собственные работы, сделанные по вашим впечатлениям о небе.
3. Работа с головоломкой.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пейзаже вертикального пространства. О чём будет идти речь на уроке, вы сможете сказать, если расшифруете головоломку. Для этого вам нужно найти её начало.
А В О К Л О Т Е ЫВ О Л С ЫН Е РУ Т А РЕ Т И Л В А М
И Я О Б РА ЗА С О Л Н ЦС
III. Сообщение темы и цели урока.
- Запишите тему нашего урока в ваши листы. Мы попробуем увидеть, какую роль играет образ солнца в произведениях разных авторов. Об этом вы узнаете, работая с теоретическим материалом, анализируя стихи и слушая друг друга.
IV. Изучение нового материала.
1. Ассоциации.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «солнце»? Запишите их в тетрадь в течение 1 минуты.
солнце

солнце
- Обсудите в парах и допишите в ваши тетради.
- Назовите ваши ассоциации.
2. Индивидуальное задание. Словесное рисование.
- Опишите устно картины Кустодиева Б. «Морозный день» и Яблонской Т.Н. «Утро». (2 человека).
- Изображение солнца мы с вами можем встретить не только в литературе, но и в живописи. Какие художники и как изображали солнце на своих полотнах. Послушаем выступления ваших одноклассников.
3. Работа с теоретическим материалом.
-Таким солнце видели художники, а какую роль оно играет в литературе. Работать с теоретическим материалом вы будете по вариантам. Задание первому варианту – дописать предложения, данные на ваших листах, второй вариант должен будет среди приведённых утверждений найти правильные и неправильные, неправильные - исправить.
1 вариант «Допиши предложения».
1. В мифологиях ежедневный восход и закат солнца объяснялся…
2. Библейская мифология рассматривает дневное светило лишь как…, и потому истинным солнцем является Иисус Христос и его слово.
3. Помимо своего главного значения, образ солнца…
2 вариант «Найди неправильные утверждения и исправь их».
1. Культ солнца был развит у многих народов древнего мира – египтян, инков, японцев. Славяне солнцу не поклонялись.
2. Библейская мифология рассматривает дневное светило как лик бога, пришедшего в мир, чтобы отделить свет от тьмы и служить светом миру.
3. Помимо своего главного значения, образ солнца оказывается ассоциативно связанным с вечным стремлением человека к красоте, истине, совершенству.
4. Проверка.
- 1 вариант: прочитайте получившиеся у вас предложения.
- 2 вариант: какие предложения были неверны и как вы их исправили.
- Кто выполнил это задание без ошибок? С одной ошибкой? С двумя?
- Какую же роль играет образ солнца в литературе?
V. Работа со стихотворениями.1. Работа со стихотворением И.А.Бунина «Неуловимый свет разлился над землёй».
- Чтобы убедиться, что поэты в своём творчестве обращались к образу солнца, остановимся на двух стихотворениях. Стихотворение «Неуловимый свет разлился над землёй» написано Иваном Алексеевичем Буниным. Работать со стихотворением мы будем путём заполнения ДДЗ (Дневника Двойной Записи). Прочитайте самостоятельно стихотворение, в первый столбик выпишите слова или фразы, поразившие вас, во второй – ваши комментарии.
Дневник Двойной Записи.
Строки, поразившие меня Мои комментарии
- Какое же солнце у Бунина? Поделитесь своими комментариями.
- Кто ещё выписал этот же отрывок? Прочитайте ваше пояснение.
- Что хотел передать автор, рисуя такую картину в своём стихотворении?
2. Сравнение стихотворений А.С.Пушкина и И.А.Бунина.
- Ещё одно стихотворение, на котором мы сегодня остановимся, это стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Послушайте это стихотворение в исполнении артиста Дмитрия Журавлёва. Какие чувства хотел передать автор?
3.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
- Сравните изображение солнца в этих двух стихотворениях с помощью Диаграммы Венн.
Образ солнца у Пушкина и Бунина.
Пушкин Бунин
- Что общего в изображении солнца у Пушкина и Бунина?
-Чем они отличаются друг от друга?
- Какова же роль солнца в стихотворениях этих двух поэтов?
VI. Рефлексия.
1. Дополнение кластера.
- Какими новыми ассоциациями можно дополнить кластер? Запишите их другим цветом.
2. Пятистишие.
- В итоговом задании попробуйте с помощью пятистишия выразить, какие смысловые толкования образа солнца в литературе мы можем встретить.
1.Солнце.
2.-------- ----------.
3.-------- ---------- ----------.
4. ------- --------- --------- ---------.
5.---------------.
-Если что-то захотите узнать ещё по этой теме, где вы можете это сделать?
VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение на выбор.