Конспект урока Овощи на грядке внеурочная деятельность начальная школа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тейковского муниципального района
«Нерльская средняя общеобразовательная школа»
Учебно-методическая разработка к занятию по внеурочной деятельности интеллектуального экологического клуба «Вместе дружная семья!»
Педагог: учитель биологии и экологии Толилова Надежда Александровна
Внеурочная деятельность: социальное направление «Моя первая экология»
Форма проведения: Урок - игра
Тема: Овощи на грядке.
Класс: начальная школа
Цель: систематизировать, обобщить и расширить знания детей о овощных культурах огорода при сотрудничестве педагогического коллектива и родительской общественности в вопросах экологического воспитания.
Задачи:
Личностные (Л):
- формирование социальной позиции школьника, основ экологической культуры, развитие коммуникативных способностей, умения работать в команде, общими усилиями находить ответы на вопросы, освоение умения самоконтроля и самооценки своих действий.
Предметные (П):
- расширение знаний о овощах, их выращивании и уходе за ними.
Метапредметные (М):
- формирование умений слышать вопросы и давать на них полные ответы, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, укрепление внутрисемейных связей, чувства гордости за членов своей семьи.
УУД, формируемые на занятии:
- Регулятивные (Р): контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать свою деятельность.
- Познавательные (П): применять знания о животных, обитающих в лесу, в новых ситуациях для решения практических задач; овладеть навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; выявлять характерные особенности природных объектов.
- Коммуникативные (К): умение давать полные ответы на вопросы, умение сотрудничать при совместном решении задачи.
Оборудование и технические средства обучения:
Интерактивная доска.
Презентация к занятию.
Дидактический материал (Приложения 1-3).
Рабочие материалы для учащихся:
Карточки с заданиями.
Карточки со словами «да», «нет».
Набор фишек трёх цветов (синий, зеленый, красный).
Набор фишек «умники».
Тип занятия: игра
Участники: ученики 2 класса
Этапы игры:
- Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»
- Конкурс «Подсказка»
- Конкурс: капитаны «Найди овощ»;
команды «Отгадай загадку»
- Физкультминутка

- Конкурс «Работа в огороде»
- Конкурс «Аппликация из овощей» Перед занятием все участники разбиваются на три команды («семьи») с помощью фишек трёх цветов. В проведении игры помогает классный руководитель, она ведёт лист учета «умников», подсчитывает баллы, подводит итоги конкурсов.
Этапы игры Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Организационный момент Приветствие участников. Распределение по командам, выбор капитанов команд.
Слайд 2 Приветствуют учителя.
Команды занимают свои рабочие места. Установление эмоционально-психологического контакта. Сосредоточение внимания.
Конкурс «Верите ли вы, что…» Разъяснение правил конкурса. Капитаны отвечают на первые 6 вопросов, а на оставшиеся 6 сначала отвечает команда («семья»), а капитан даёт окончательный ответ, подтверждая ответ команды или отвергая его. За первые 6 вопросов капитан получает в случае правильного ответа по одной фишке – «умники». Команда за 6 предложенных ответов может заработать по одному «умнику», а капитан в случае правильного ответа зарабатывает по два «умника». За один вопрос команда вместе с капитаном может получить в случае правильного ответа три «умника». Зачитывает и комментирует утверждения. (Приложение 1)
1.Свет необходимое условие для прорастания семян
2.Без воды семена не прорастут.
3.Для прорастания семян их необходимо поместить в стакан с водой.
4. В этом году в нашем классе мы сажали семена овощей.
5. Огурцы, которые мы едим, плоды незрелые
6. Тыква ,кабачок, огурец – родственники.
7.Чеснок сажают семенами.
8. Бывает зеленая редька.
9. Во времена Петра 1 в России были картофельные бунты
10. Редис может быть и желтого цвета.
11.Из горчицы получают не только горчицу для горчичников, но и масло.
12.Катраном называют съедобную акулу и овощное растение.
Слайды 4-15
Капитаны поднимают карточки со словами «да», «нет »на 6 первых вопросов.
Команда, посовещавшись, поднимает карточки на следующие 6 вопросов.
Развитие элементов рассуждения, логического мышления учащихся, расширение знаний о животном и растительном мире леса.
Формирование позитивного отношения к понятию «семья».
Конкурс «Подсказка» Разъяснение правил конкурса. Каждая команда по жеребьёвке отгадывает с трёх подсказок овощное растение.
(Приложение 2)
1.Это всем известное овощное растение, которое используется для приготовления различных блюд. Правда, кто-то его в этих блюдах очень не любит.
2.Сахаров в этом овоще больше, чем других полезных веществ, но при этом вкус его острый.
3.Слезами обливается тот, кто его чистит. (ЛУК)
1.Это растение до появления в России картофеля считалось вторым хлебом и спасало крестьян от голода при неурожае зерновых культур, при любой погоде оно давало хороший урожай.
2.Приготовить его довольно просто - его можно парить, отварить или съесть просто сырым, поэтому и возникло известное выражение «Проще ……..»
3.Это растение – герой одной известной сказки, знакомой вам с детства. (РЕПА)
1.Это растение – родственник нашего огурца, из одного с ним семейства .Отличается более крупными размерами.
2. Именно поэтому в плодах этого растения крестьяне солили огурцы.
3.Именно это растение помогло Золушке попасть на бал. (ТЫКВА)
Слайды 16-18 Команда совещается и если даёт ответ с первой подсказки, то зарабатывает три «умника», со второй – 2, с третьей - 1
Активизация мыслительной деятельности. Мобилизация внимания. Закрепление полученных знаний.
Формирование доброжелательного отношения к своим одноклассникам.
Конкурс «Отгадай овощ» Разъясняет учащимся условия конкурса. Выдаёт конверты с картинками овощей. (Приложение 3) Загадывает командам загадки.
Слайд 19 Капитаны команд получают конверты с картинками овощей и фруктов,
им необходимо прикрепить на магнитную доску овощи.
Члены команды по билетам достают загадки (по три) и отгадывают их.
Анализ объектов.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Развитие мышления, интеллектуальной деятельности.
Физкультминутка Организует учащихся, направляет н а выполнение физкультминутки. Слайд 20 Слушают песенку и выполняют физические упражнения. Развитие внимания, физической активности.
Конкурс «Поработай в огороде» Разъясняет условия конкурса. Выдаёт конверты с заданиями. (Приложение 4)
Виды деятельности: Звонить, поливать, играть, полоть, собирать, танцевать, окучивать, отдыхать, рыхлить, петь, кричать, копать, опрыскивать, раздёргивать, бегать, подвязывать.На интерактивной доске :слева слова: срывают, выдёргивают, выкапывают, срезают;
справа изображения овощей: огурец, морковь, картошка, капуста, свёкла, лук, помидор Дети сортируют на 2 группы действия (глаголы), виды работ, необходимых для выращивания овощей.
Каждая команда объясняет необходимость проведения 3-х видов работ. С помощью интерактивной доски распределяют как можно собирать урожай овощей. Конкурс –аппликация «Укрась корзину» Разъясняет условия конкурса, выдаёт конверты с наборами овощей (картинки сзади имеют двусторонний скотч) и половинку ватмана. (Приложение 5)
Слайд 21 Слушают учителя, выполняют задания. Развитие логического мышления.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Подведение итогов занятия - рефлексия Организация этапа рефлексии. Предлагает оценить работу своей команды и выбрать самого активного участника.
Оценка работы команды.
Выбор самого активного участника в команде. Развитие самооценки. Умение делать выводы о результате совместной деятельности.
Награждение победителей Подсчет фишек у команд. Награждение победителей и участников.
Укрепление чувства гордости за членов своей семьи.