Подготовка к сочинению 15.3. Способы толкования слова.


Кузьмина М.В., учитель МБОУ
гимназия№1 г. Хабаровска
Способы толкования значения слова при написании сочинения 15.3.
Цель:  обучающийся научится разным способам толкования слова (нравственного понятия) при подготовке к написанию сочинения 15.3
 
Задачи:  
Создать условия для работы над осмыслением текста (определение стиля, типа, лексического и синтаксического своеобразия) 
Организовать работу по овладению разными способами толкования слова (нравственного понятия) 
Организовать работу с различной информацией  (схемы, кластеры) 
Подготовить  обучающихся  к написанию сочинения 15.3.
 
Формы и методы: лингвистический эксперимент, предвосхищение текста по опорным словам, работа по составлению опорной схемы, словарная работа, работа по заданному алгоритму, фронтальная работа, индивидуальная работа. 
Оборудование: оформленная доска, раздаточный материал (таблица к уроку, клише, текст изложения и миниатюры В. Астафьева, опорные схемы), иллюстрация к миниатюре, презентация.
 
Ход урока: 
I. Организационный момент. 
1. Актуализация, целеполагание. 
Вступительное слово учителя:  
Улыбнулись, глядя на картинку. Знакомы ли вам чувства ребят, изображенных на ней?   Ответим на вопрос: «Что надо сделать, чтобы слово «сочинение» не вызывало никаких отрицательных чувств, чтобы слово «сочинение» стало радостным?» 
Ответы  обучающихся: учиться писать сочинение. 
Учитель: Что для вас значит учиться писать сочинение? Чему вы должны научиться? 
Ответы  обучающихся: овладевать определёнными приёмами, отработать эти приёмы, понимать структуру сочинения... 
Учитель:  Итак, сегодня на уроке продолжаем учиться писать сочинение в форме ОГЭ. 
2. Организация деятельности обучающихся: 
Открыть тетради, записать число и тему урока. Прочитать эпиграф. Записать его. 
Учитель: Определите, исходя из темы и  эпиграфа, с какой единицей речи мы будем работать на уроке? (Слово) 
Исходя из эпиграфа, определите свою роль на уроке. 
Ответы  обучающихся. 
Вывод: сегодня на уроке вы будете работать  и как читатели, и как авторы. Недавно вы писали изложение, где главное ключевое слово–милосердие. Сегодня мы будем выстраивать суждение о данном понятии, что лежит в основе требований к сочинению 15.3. 
II. Работа над темой урока 
1.Учитель: Итак, сначала мы с вами читатели и работаем над осмыслением предложенного текста. Это очень важная работа, ведь именно его содержание позволит вам прокомментировать определение слова. 
Из предложенного текста я выписала ключевые слова. Можно ли по отдельным словам определить возможный стиль текста, тип речи (типовое своеобразие), настроение? (Слайд 6 – 9) 
Ответы  обучающихся. 
Учитель:  Итак, по отдельным словам можно очень многое сказать о тексте.  Единственное, что вызывает затруднение, определение   стиля. Наличие  в данном тексте разговорной лексики и изобразительных средств языка может свидетельствовать как о художественном, так и публицистическом стиле. (Можно вспомнить основное отличие этих стилей) Определить стиль данного  текста мы сможем по его прочтении.  
   
2. Чтение и осмысление текста. 
Чтение текста (Слайд 10). 
Так какой же стиль данного текста? (художественный)
А текст не совсем обычен для ОГЭ. Это миниатюра. Эта миниатюра принадлежит известному писателю В.П. Астафьеву. 
Прочитаем определение жанра миниатюры (Слайд 11). 
Обратим внимание на заглавие текста миниатюры.  
Что отражено в заглавии: тема или идея? 
Ответы  обучающихся:  Здесь  тема и идея миниатюры. 
Вопросы к обучающимся:  
Что вызывает тоску? Отчего сердцу неловко и печально?  
О чём  В. Астафьев ведёт разговор с читателем, о чём предупреждает каждого из нас? 
Вывод:  Причина тоски – осознание вины перед тем, кому не помог вовремя. Следовательно, чтобы не испытывать этого тяжёлого чувства, надо быть очень внимательным ко всему окружающему, отзывчивым к чужому горю, чужой боли.  
3. Работа с цитатой о милосердии (Слайд 12) 
Удивительно, как созвучны мысли В. Астафьева и поэта Д. Быковицкого.  
Прочитать и записать слова поэта. Выделить ключевые слова.
 
Хоть немодным прослыть рискую, 
К милосердию всех зову, 
Чтоб сумели, смогли боль чужую 
Вы прочувствовать, будто свою…
 
Учитель: Итак, мы увидели, что ключевое слово (понятие) изложения и предложенного текста совпали. 
Именно слово «милосердие» ляжет в основу сочинения 15.3. 
4. Чтение задания ОГЭ (Слайд 13) 
5. Составьте алгоритм вашей работы (Слайд 14) 
Во многом алгоритм выполнения задания совпадает с композицией сочинения 15.3. 
Сегодня мы работаем над самым главным в сочинении этого типа. Мы работаем над толкованием слова. На экзамене можно пользоваться только орфографическим словарём, толкового словаря на экзамене не будет.  
(Первый шаг, с которого надо начать – уловить взаимосвязь между сочинением и изложением). 
Учитель: При работе над сочинением 15.3. мы должны уловить взаимосвязь между сочинением и изложением. 
Слайд -  комментарий учителя. 
В тексте изложения и миниатюры общая проблема, даётся полное или частичное определение, толкования слова (понятия). 
В предложенном тексте проблема раскрывается на конкретных примерах. Именно его содержание позволит нам прокомментировать данное вами определение. 
6. Работа над толкованием слова «милосердие». 
Учитель: Начинаем работать над главным в сочинении 15.3. Мы работаем над толкованием слова «милосердие». 
И сейчас у нас другая роль – мы авторы.  
Задание: Выписать предложения из текста, в которых содержится определение слова «милосердие». Цитат может быть несколько, их можно сокращать.  
(Слайд 20) 
Ответы  обучающихся: 
1) Милосердие – одно из важнейших действенных проявлений нравственности (частичное определение). 
2) Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль (суть понятия). 
Задание: Обратимся к предложенному тексту. Помним, что в тексте общая проблема раскрывается на частных примерах.  
Обратим внимание на предложение 4. Выпишем его.  
Перед нами три текста, не связанных между собой писателей. Какое слово повторяется в текстах? (Боль) 
Думаю, что это слово должно быть в толковании понятия «милосердие». 
7. Осторожно, ошибка! (Слайд 22) 
Во-первых, вместо определения приводится цитата из текста или даётся простейший пересказ.  
Чтобы не допустить ошибку, обратимся к таблице «Способы толкования значения слова». 
Работаем над первым способом – описательным.  
(Работа в таблице). 
Учитель: Можно начать определение фразой: «Милосердие – это нравственное качество человека, которое заключается в…» (Слайд 23) 
Ответы  обучающихся: 
Милосердие – одно из действенных проявлений нравственности, которое заключается в способности человека откликаться на чужую боль. 
Учитель: Учимся второму, третьему и четвёртому способам толкования слова.  Для этого выполним следующие задания. 
Задание:  Распределить слова в две колонки: синонимы – антонимы к слову «милосердие». Объяснить орфограммы (Слайд 24). 
Неслучайно я предложила вам работу с синонимами и антонимами. Это ещё один способ толкования слова. Давайте вновь обратимся к таблице «Способы толкования значения слова». 
Задание: Заполнить следующие три колонки таблицы (Слайд 25) 
Подсказка: образовать от слов  прилагательные: доброта – добрый, честность – честный, милосердие – милосердный. Определить значение прилагательного, обозначающего нравственное качество человека, гораздо легче.
 
Милосердным называют того человека, который…
 
Задание: Я предлагаю подумать над выделенными словами! Что общего в их морфемном составе? (Слайд 28 – 29) 
Ответы  обучающихся:  Слова с приставкой со неслучайны. Они передают то, без чего невозможно милосердие – соединение, соучастие, боль. 
Вывод: Какой способ показался сложным? Какой способ толкования слова показался вам наиболее убедительным? 
8.  Как можно начать сочинение? (Слайд 30) 
Заполнить первую колонку таблицы. Продумайте первое предложение. Запишите.  
9. Обучение комментарию. 
(Работа со слайдами 32-33)  
Запишите ваш комментарий в таблицу. 
10. Следующий этап работы – аргументация. (Работа с таблицей-клише).  
Выберите из таблицы предложение, при помощи которого вы перейдёте к основной части. Запишите его в таблицу. 
Обратите внимание на аргументы из жизненного опыта (Слайд 34).  
Какой пример может служить аргументом из жизненного опыта, откуда он может быть взят?  
Обратите внимание на то, что аргумент, приведённый вами, должен содержать анализ ситуации.
  
III. Подведение итогов.  
1. Домашнее задание. 
Дома вы должны будете подобрать  и записать аргументы к тезису,  в основе которого лежит толкование слова  (нравственного понятия). 
Вы будете так же тщательно работать со словом, чтобы аргументы получились яркими и убедительными. 
В качестве обобщения этой мысли обратимся к словам  В.Г. Короленко: 
«Слово дано человеку…для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям». (Слайд 35)
 
2. Подведение итогов. Рефлексия. 
Слово учителя:  Итак, сегодня мы учились писать сочинение 15.3. Основной упор делали на способах толкования слова (нравственного понятия). 
Мы были то внимательными читателями, то авторами. 
Ответьте на вопрос (Слайд 36) 
Продолжите предложение (Слайд 37) 
Спасибо вам, ребята, за урок. Желаю вам успехов в выполнении домашнего задания. 
Таблица к уроку.
Пишем сочинение 15.3
Вступительное предложение
Толкование слова Разные способы толкования слова
1 способ
2 способ
3 способ
4 способ
Толкование слова через прилагательное
Комментарий
Переход к основной части
1-ый пример из текста
Переход ко второму аргументу
2-ой пример из жизненного опыта
Вывод