Рабочая программа Дружные пальчики

МБОУ «Конёвская СОШ» структурное подразделение
детский садик «Колосок»
Утверждаю:
директор
_________/Сидорова В.И./
«____»______________2015г




Рабочая программа
дополнительного образования
«Дружные пальчики»
для детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)


Срок реализации 1 года


Автор (составитель): учитель – логопед1 категории:
Верещагина Лариса Юрьевна _______________

с. Конёво
2015-2016
Содержание

Пояснительная записка;
Учебный тематический план;
Содержание изучаемого материала.
Приложения.

Пояснительная записка
Актуальность
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки, ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа направлена на развитие механизмов, необходимых для овладения письмом, развитие познавательных способностей, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие графомоторных навыков.
Новизна программы:
Системный подход к развитию познавательных и двигательных способностей детей включает в себя понимание ребёнком смысла задач поставленных перед ним, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, добиваться решения поставленных задач.

Цель. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
1.Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Развивать сенсомоторную координацию (физкультурная минутка).
7.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
8.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на более глубокое развитие графомоторных навыков и развитие сенсомоторной координации у детей дошкольного возраста.
Возраст детей 6 – 7 лет
Срок реализации программы – 1 год.
Образовательная деятельность проводится 2 раз в неделю (вторник, четверг) с 08.00-08.25. Время – 25 минут.


Формы работы
Дидактические игры
Игровые упражнения.
Занимательные задания
Игры-соревнования.
Условия реализации программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.

  Ожидаемые результаты:
Дети должны научиться: 
Усвоить правила гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
Ориентируется в пространстве.
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
Сформированы графические навыки.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
В дальнейшем - успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем. 
Итогом реализации дополнительной образовательной программы «Дружные пальчики» будет мониторинг определения уровня развития мелкой моторики рук и координации движений рук (октябрь – май). Открытый просмотр занятия «Мой ловкий карандаш»

Учебно –тематический план
Месяц
День недели
Тема


ОКТЯБРЬ
I,II
Мониторинг



III
«Клеточка» «Рабочая строка» конспект №1
25 мин.


IY
«Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них» конспект №2 ст.9-14.
25 мин.

НОЯБРЬ
I
«Дуги, волнистые линии, круги, овалы» конспект №3 ст.15-17
25 мин.
25 мин.

25 мин



«Рисование по клеткам предметов сложной формы» конспект №4 ст.20-21




«Сверху вниз и слева направо»Буква «А»



II
Буква «А» «Автобус» к.№5 ст.22
25 мин.

ДЕКАБРЬ
I
Буква «Б» « Бабочка» к.№6 ст.24
25 мин.


II
Буква «В» «Варежки» к.№7 ст. 26
25 мин.


III
Буква «Г» «Гриб» к.№8 ст28.
25 мин.


IY
Буква «Д» «Дом» к.№9 ст.30.
25 мин.

ЯНВАРЬ
l l
Буква «Е» «Ель» к.№10 ст.32.
25 мин.


II
Буква «Ё» «Ёжик» к.№11 ст.34.
25 мин.


III
Буква «Ж» «Жук» к.№12 ст.36.
25 мин.


IY
Буква «З» «Зонт» к.№13 ст.38.
25 мин.

ФЕВРАЛЬ
I
Буква «И» «Пирамидка» к.14 ст.40.
25 мин.


II
Буква «Й» «Йогурт» к.№15 ст.42.
25 мин.


III
Буква «К» «Кошка» к.№16 ст.44.
25 мин.

МАРТ
I
Буква «Л» «Крокодил» к.№ 17 ст.46.
25 мин.


II
Буква «М» «Мешочки» к.№ 18 ст.48.
25 мин.


III
Буква «Н» «Баран» к.№19 ст.50.
25 мин.


IY
Буква «О» «Ведро» к.№20 ст.52.
25 мин.

АПРЕЛЬ
I
Буква «П» «Пони» к.№21 ст.54.
25 мин.



Буква «Р» «Рыба» к.№22 ст.56.
25 мин.


II
Буква «С» «Лиса» к № 23 ст.58.
25 мин.



Буква «Т» «Кит» к. №24 ст.60.
25 мин.


l l l
Буква «У» «Удав» к.№25 ст.62.
25 мин.



Буква «Ф» «Фартук» к.№26 ст.64.
25 мин.


lY
Буква «Х» « Хобот» к.№27 ст.66.
25 мин.



Буква «Ц» « Заяц» к.№28 ст.68.
25 мин.

МАЙ
I
Буква «Ч» «Часы» к.№29 ст.70.
Буква «Ш» «Карандаш» к.№30. ст.72.
25 мин.
25 мин.


II
Буква «Щ» «Ящерица» к.№31 ст.74.
Буква «Ъ» «Санки въехали и съехали» к.32.ст.76.
25 мин.
25 мин.


III
Буква «Ы» «Грибы, шары» к.№33 ст.78.
Буква «Ь» «Ель» к.№34 ст.80.
25 мин.
25мин.


IY
Буква «Э» «Экскаватор» к.№35 ст.82.
Буква «Ю» « Юла» к.№35 ст.84.
Буква «Я» «Яхта» к. №36 ст.86.
25 мин.
25 мин.
25 мин.

МАЙ

Итоговое занятие









Мониторинг





Структура занятий
1 часть .Сообщение детям темы занятия.
Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика
2 часть. Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка
Рассматривания образца упражнения, объяснение способа его выполнения.
Показ способа выполнения задания на доске и в тетради с одновременным пояснением.
Выполнение задания.
часть. Физкультурная минутка.
часть. Выполнение заданий на соотношение звука и буквы.
часть. Работа в тетради.
6 часть. Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут



Содержание изучаемого курса
Месяц
День недели
Тема
Задачи
Содержание



Мониторинг
Выявить сформированность графических навыков у детей старшего дошкольного возраста










«Клеточка»
-Закрепить умение правильно держать карандаш
-Закрепить знания , что такое рабочая строка, клеточка
-Продолжить развивать умение не переворачивать тетрадь при выполнении графических упражнений.
- Развивать сенсомоторную координацию.
Орг.момент
Пальчиковая гимнастика.
Физ.минутка (картотека игр на развитие сенсомоторной координации)
Рассматривание тетрадей в клетку.
Знакомство с рабочей строкой.
Итог. 7.Анализ



«Вертикальные горизонтальные прямые линии»
- Продолжать формировать умение держать карандаш, ручку
-Развивать умение не переворачивать тетрадь при выполнении графических упражнений (штриховка)
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
- Развивать сенсомоторную координацию
1. Орг. момент.
2. Пальчиковая гимнастика
3.Обведи и продолжи.
4. Физ.минутка.
5.Штриховка. 6. Итог. 7.Анализ



«Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
Развивать:
- ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо);
-зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику;
-Навыки безотрывного письма,
-зрительное внимание.
- Развивать сенсомоторную координацию
1. Орг. момент
2. Пальчиковая гимнастика
3. Обведи и продолжи
4. физ.минутка
5. Повтори рисунок
6. Итог. 7.Анализ



«Рисование по клеткам предметов сложной формы»
Развивать:
- зрительный анализ и синтез восприятия сложной формы, ориентирование в пространстве;
-закреплять навыки счета и измерения условной меркой клеткой. Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур.
- сенсомоторную координацию.

1. Орг. момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Пространственная ориентировка.
4. Физ.минутка.
5.Продолжить узор не отрывая карандаш от бумаги.
6. Итог. 7. Анализ.



«Автобус»
Буква «А»
-Развивать пространственную ориентировку.
- Развивать зрительное восприятие.
- Учить отсчитывать по две клетке и ставить точку
-Упражнять детей в сгибании и разгибании кисти руки и пальцев, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Развивать фонематический слух.
- Развивать сенсомоторную координацию.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
-Учить печатать печатную букву «А»
1. Орг. момент
2. Пальчиковая гимнастика
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Найти спрятанные в арбузе буквы «А».
5.Физ.минутка
6.Обведи и продолжи
7.С какого звука начинается слово «Автобус»
8. Работа в тетради
9. Итог. 10. Анализ



«Бабочка»
Буква «Б»
- Развивать зрительное восприятие.
- Учить отсчитывать по две клетке и ставить точку
-Упражнять детей в сгибании и разгибании кисти руки и пальцев, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Развивать фонематический слух.
- Развивать сенсомоторную координацию.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
-Учить печатать печатную букву «Б»
1. Орг. момент
2. Пальчиковая гимнастика
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Обведи ключ Буратино. На какую букву он похож.
5.Физ.минутка
6.Обведи и продолжи
7.С какого звука начинается слово «Бабочка»
8. Работа в тетради
9. Итог. 10. Анализ



«Варежки»
Буква «В»
-Развивать зрительное восприятие.
- Учить отсчитывать по две клетке и ставить точку
-Упражнять детей в сгибании и разгибании кисти руки и пальцев, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша.
-Развивать фонематический слух.
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
-Учить печатать печатную букву «В»
1. Орг. момент
2. Пальчиковая гимнастика
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
На какую букву похожи очки и крендель. Обведи спрятанные в них буквы «В»
5.Физ.минутка
6.Обведи и продолжи
7.С какого звука начинается слово «Варежки»
8. Работа в тетради
9. Итог. 10. Анализ



«Гриб»
Буква «Г»
-Продолжить учить отсчитывать клетки, ставить точки и соединять их так чтобы получилась буква
-Развивать ориентировку в пространстве
-Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительное восприятие
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Учить писать печатную букву «Г»
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Сколько букв «Г» спряталось на картинке? Раскрась их разными цветами.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «гвоздь» и «гриб»?
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Дом»
Буква «Д»
-Развивать зрительное восприятие.
- Учить отсчитывать по две клетке и ставить точку
-Упражнять детей в сгибании и разгибании кисти руки и пальцев, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Развивать фонематический слух.
-Развивать сенсомоторную координации.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
-Учить печатать печатную букву «Д»
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Обведи на картинке только букву «Г»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. какие слова начинаются со звука «Д»? (Дом, дым.)
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Ель»
Буква «Е»
-Развивать зрительное восприятие.
- Учить отсчитывать по две клетке и ставить точку
-Упражнять детей в сгибании и разгибании кисти руки и пальцев, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать сенсомоторную координацию
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
-Учить печатать печатную букву «Е»
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Сколько букв «Е» спряталось на картинке?
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. какую букву ты напишешь в начале слова «ель». Напиши эту букву в рамочке.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.




«Ёжик»
Буква «Ё»
-Продолжить учить отсчитывать клетки, ставить точки и соединять их так чтобы получилась фигура
-Учить писать печатную букву «Ё»
-Развивать зрительное восприятие
-Развивать фонематический слух
-Развивать сенсомоторную координацию
-Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Помоги маленьким буквам найти своих старших сестёр.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Какую букву ты напишешь в начале слова «ёжик». Напиши эту букву в рамочке.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.




«Жук»
Буква «Ж»
-Продолжить учить отсчитывать клетки, ставить точки и соединять их так чтобы получилась фигура
-Учить писать печатную букву «Ж»
-Развивать зрительное восприятие
-Развивать фонематический слух
-Развивать сенсомоторную координацию
-Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Найди знакомые буквы и впиши их в клеточки.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7.С какого звука начинается слово «жук»? Сколько в этом слове звуков всего? Назови их по порядку.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.




«Зонт»
Буква «З»
-Продолжить учить отсчитывать клетки, ставить точки и соединять их так чтобы получилась фигура
-Учить писать печатную букву «З»
-Развивать зрительное восприятие
-Развивать фонематический слух
-Развивать сенсомоторную координацию
-Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Кто здесь лишний из животных.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Где находится звук «З» в словах «зонт» и «ваза» ( в начале и середине слова)
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.




«Игрушки»
Буква «И»
- развивать пространственную ориентацию.
-Продолжить учить отсчитывать клетки, ставить точки и соединять их так чтобы получилась фигура
-Учить писать печатную букву «И»
-Развивать зрительное восприятие
-Развивать фонематический слух
-Развивать сенсомоторную координацию
-Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Воспитывать усидчивость, аккуратность

1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Задание на развитие зрительного восприятия
Помоги ослику ИА пройти в гости к Винни -пуху. Сколько букв ослик встретил на тропинке.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Назови первый звук в слове «игрушки»
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.




I
«Йогурт»
Буква «Й»
- Развивать пространственную ориентацию.
-Продолжить учить отсчитывать клетки, ставить точки и соединять их так чтобы получилась фигура
-Учить писать печатную букву «Й»
-Развивать зрительное восприятие
-Развивать фонематический слух
-Развивать сенсомоторную координацию
-Отрабатывать правильную, чёткую речь
-Воспитывать усидчивость, аккуратность
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Сделай квадраты одинаковыми.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «йогурт». Где находится звук «Й» в слове «майка»
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



II
«Кот»
Буква «К»
- Развивать пространственную ориентацию.
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «К»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
-Развивать внимание, фонематический слух.
- -Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Обведи на картинке только буквы «К»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «кот». Сколько звуков в этом слове? Найди на коврике все буквы «К»
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.


III
«Крокодил»
Буква «Л»
- Учить рисовать крокодила по клеточкам
- Развивать пространственную ориентацию.
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Л»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематический слух.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Сделай квадраты одинаковыми.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Где находится звук «Л» в слове «крокодил»
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Мешок»
Буква «М»
- Развивать пространственную ориентацию.
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «М»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Раскрась только те фигуры , где есть буква «М»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Разложи буквы по мешочкам.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Баран»
Буква «Н»

-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Н»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Найди на картинке буквы «Н» и раскрась их разными цветами. Какая ещё буква спряталась на картинке.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Где находится звук «Н» в слове «баран».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Ведро»
Буква «О»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «О»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Обведи и раскрась игрушки.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Где находится звук «о» в слове «ведро» и «пальто».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Пони»
Буква «П»

-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «П»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Обведи на картинке все буквы «П»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «пони». Сколько всего звуков в этом слове? Назови их по порядку.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Рыбы»
Буква «Р»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Р»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Сделай всех бабочек одинаковыми.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «рыба». Сколько всего звуков в этом слове? Назови их по порядку.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Лиса»
Буква «С»

-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «С»
- Развивать ориентировку в пространстве.
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Нарисуй внутри большой буквы постепенно уменьшающиеся буквы «С»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Где находится звук «лиса». Сколько всего звуков в этом слове? Назови их по порядку.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Кит»
Буква «Т»

-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Т»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Раскрась только треугольник с буквой «Т»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Назови последний звук в слове «кит».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Удав»
Буква «У»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «У»
-Учить рисовать удава по клеточкам.
- Развивать ориентировку в пространстве.
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Найди на картинке букву «У»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «удав». Сколько всего звуков в этом слове.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Фартук»
Буква «Ф»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «У»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Сделай флажки одинаковыми
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «фартук». Сколько всего звуков в этом слове. Назови их по порядку.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Хобот»
Буква «Х»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «У»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- развивать ориентировку в пространстве.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка
4. Сделай флажки одинаковыми
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. С какого звука начинается слово «хобот».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Заяц»
Буква «Ц»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Ц»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
-Закреплять навыки счета и измерения условной меркой клеткой.
- развивать ориентировку в пространстве.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4.Назови все буквы нарисованные на картинке.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Назови последний звук в слове «заяц».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Часы» Буква «Ч»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Ч»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
-Закреплять навыки счета и измерения условной меркой клеткой.
- развивать ориентировку в пространстве.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4. Сколько букв «Ч» спряталось на картинке?
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Назови первый звук в слове «часы» и «черепаха».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Карандаш» Буква «Ш»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Ш»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.

1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4.Найди на картинке знакомую букву. Раскрась букву «Ш»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Назови последний звук в слове «карандаш».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.




«Ящерица»
Буква «Щ»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Щ»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Закреплять навыки счета и измерения условной меркой клеткой.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4.Назови буквы нарисованные на картинке. Обведи букву «Щ»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Где спрятался звук «Щ» в слове «ящерица».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Санки въехали, съехали»
Буква «Ъ»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Ъ»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4.Зачеркни буквы написанные не правильно.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7. Обведи рисунок.
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Грибы»
Буква «Ы»
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Ы»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.
1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4.Соедини линиями одинаковые буквы в каждом цветочке..
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7.Назови последний звук в слове «Грибы» и «шары».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.



«Ель»
Буква «Ь»










-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Ь»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.




1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4.Какие буквы спрятались на картинке, впиши их в пустые клеточки.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7.Как произносится звук «Л» в конце слов «ел» и «ель»? Мягко или твёрдо?
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.






«Экскава тор»
Буква «Э»










-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Э»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Закреплять навыки счета и измерения условной меркой клеткой.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.



1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4. Обведи и продолжи по образцу.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7.С каково звука начинается слово «экскаватор»
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.





«Юла»
Буква «Ю»









«Яхта»
Буква «Я»









Итоговое занятие.
-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Ю»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Закреплять навыки счета и измерения условной меркой клеткой.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.


-Продолжить отрабатывать навык в написании печатной буквы «Я»
-Развивать сенсомоторную координацию.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие.
-Закреплять навыки счета и измерения условной меркой клеткой.
-Развивать внимание, фонематического слуха.
- Отрабатывать правильную, чёткую речь.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность, следить за положением тела при письме.





1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4. Дорисуй букву «Ю»
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7.С каково звука начинается слово «юла».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.


1. Орг.момент
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Штриховка.
4. Обведи и продолжи по образцу.
5. Физ.минутка.
6.Обведи и продолжи.
7.С каково звука начинается слово «яхта».
8. Работа в тетради.
9.Итог. 10 Анализ.









Монито
ринг


Выявить сформированность графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.










Приложение
График посещения кружка

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май


Неделя
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова А.В. развитие графических навыков у дошкольников.
Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. М., 2001.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки чтоб учиться писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. М., 1998.
«Организация работы в группах предшкольной подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4
.Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
Синицына Е. Умная тетрадь. М., 1999.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995
Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб., 2008.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997



ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика


Фамилия Имя
ребенка
Развитие мелкой моторики
Ориентировка в пространстве
Развитие графических навыков
Вырезывание ножницами
Итог





Срисовывание образца
Штриховка

Графический
диктант

Тест Керна Йерасика















































































































































































Уровень
Начало года
Конец года

Высокий



Средний



Ниже среднего




1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены(комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
6. Тест Керна Йирасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп»
-Срисовывание группы точек
-Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов
Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

К концу посещения кружка «Дружные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
Сформированы графические навыки.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга»

Система работы включает.
Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
Штриховка.
Знакомство с буквами.
Печатание букв по клеткам
Рисование по клеткам предметов сложной формы.
Выполнение звукового анализа слова, то есть соотношение звука и буквы.












ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Физкультминутки на развитие сенсомоторной координации у детей с нарушением речи
1 Физкультминутки, направленные на развитие функции равновесия в движении.

Сказочная зарядка (Построение.) Слушай, сказочный народ, Собираемся на сход. Поскорее в строй вставайте И зарядку начинайте. (Потягивание.) Потягушка, потянись! Поскорей, скорей проснись! День настал давным-давно, Он стучит в твое окно.
Мы скачем, скачем по дорожке, Сменяя часто ножки. Поскакали, поскакали, А потом, как аист, стали. 1. И. п. руки на пояс. 14 четыре подскока на левой. 2. 14 подскоки на правой. 3. 14 подскоки на двух ногах. 4. 12 стойка на левой, правую ногу согнуть назад, руки вверх вдох; 34 дугами наружу руки вниз выдох

«Потянись к солнышку» И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. 12 руки вверх, правую назад на носок, прогнуться, встать на носки, вдох. 3-4 - руки вниз, присесть, наклониться вперед, выдох, то же с другой ноги (24 раза).
Шел король по лесу, по лесу. Нашел себе принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем. Еще разок попрыгаем, попрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем. И ножками потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем
И опять запляшем, запляшем!

Качели Все лето качели качались и пели, И мы на качелях на небо летели! Настали осенние дни, Качели остались одни. Лежат на качелях два желтых листка,
И ветер качели качает слегка. (Дети стоят врассыпную и качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях. Постепенно качание усиливается: увеличивается размах движений рук и пружинные движения в ногах. Заканчивается сильными маховыми движениями: дети два раза описывают руками большие круги, при этом все поднимаются на носки. Дети спокойно ходят по залу восемь шагов. Дети легко покачивают руками вперед-назад, пружиня в коленях. Интонационно стихотворение звучит неодинаково. Первая строфа звучит радостно, мажорно, с некоторым усилением звучания к концу. Со второй строфы характер интонации резко меняется: следует читать спокойно, размеренно. Третья строфа несколько монотонна, с ослаблением звучания к концу. Она произносится с легкой грустью.
Летят под небесами, Все серые и белые, С длиннющими носами. Лягушечки-квакушечки, Коль живы быть хотите, То поскорей от журавлей В болото уходите. 1. И. п. о.с, 8 подскоков на носках на месте, на шаг левой пальцы в кулаки, на шаг правой пальцы разогнуть. 2. Руки в стороны, 4 приседа с хлопком в ладоши на каждый присед. 3. Руки вперед, 8 шагов на месте с волной руками в стороны на каждый шаг. 4. Руки на пояс, 8 шагов на месте с волной руками вперед на каждый шаг. 5. 4 подскока на носках с поворотом налево на 360°; то же направо. 6. 8 подскоков в полуприседе на носках, на каждый подскок хлопок в ладоши над головой.

Самокат Самокат! Самокат! Самокату очень рад! Сам качу, сам качу самокат, куда хочу. Дети стоят врассыпную. Опорная нога сгибается в колене и слегка пружинит, другая имитирует движение отталкивания, как при езде на самокате, при этом она как бы скользит, не достигая пола.)

Физкультминутки для развития быстроты, ловкости движения.

Сказочная зарядка (Построение.) Слушай, сказочный народ, Собираемся на сход. Поскорее в строй вставайте И зарядку начинайте. (Потягивание.) Потягушка, потянись! Поскорей, скорей проснись! День настал давным-давно, Он стучит в твое окно

«Гуляем на полянке» И. п. - в ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы) (12 минуты).
Рыжая лисичка («Новогодняя хороводная», сл. Ю. Леднева, муз. А. Островского) Хоровод, хоровод. (Хлопки в ладоши.) Пляшет маленький народ. (Приседания.) Танцевать, скакать и прыгать (Прыжки на месте.) Мы готовы круглый год. (Приседания.)
Под кустом, под кустом (Наклоны туловища влево-вправо.) Кто-то с рыженьким хвостом. (Повороты туловища влево-вправо.) Это рыжая лисичка (Прыжки на месте.) , Под кусточком лисий дом.

Опенок Влез опенок на пенек, Простоял один денек. На ветру качался, Низко наклонялся. Тоненький,тоненький, Ножка, что соломинка! А потом склонился И совсем свалился
(Исходное положение присесть на корточки. Па строки 12 встать, на строки 36 наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе (движение наклона и выпрямления на одну сторону). На 7-ю строку наклон корпуса вперед, на последнюю строку «уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.)

Буратино потянулся.
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три нагнулся
Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох потянулись; наклон раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Раз грибок, два грибок. По тропинке леший шёл, На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.) Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (Приседания.) Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся, (Потягивания руки вверх.) А потом назад прогнулся, А потом вперёд прогнулся И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.) И налево, и направо Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.) Леший выполнил разминку И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Физкультминутки для пальцев и кистей рук

В темном лесу есть избушка. В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Оранжевая песенка. (Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера) Вот уже подряд два дня, (Сидя за столом, разминаем кисти рук.) Я сижу рисую. (Встряхиваем руками.) Красок много у меня - Выбирай любую. (Хлопки в ладоши.)
Я раскрашу целый свет (Руки в стороны.) В самый свой любимый цвет: (Повороты туловища влево-вправо.) Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.) Оранжевое море, (Присели, руки вниз.) Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.) Оранжевый верблюд. (Руки на пояс.) Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.) Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.) Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.) Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.) Вдруг явился к нам домой (Руки вверх.)

Гномик.
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед «ищем пропажу».) Колпачок был непростым Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.) Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.) Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Физкультминутки на развитие двигательной памяти.

Голубая речка
Если речка голубая. Пробудилась ото сна (Руки через стороны вверх, потянулись.) И бежит в полях, сверкая, (Прыжки на месте.) Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.) Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, (Приседания.) И поет пичужек стая Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.) Если солнце разрумянит. Наши щеки докрасна, (Наклоны головы к левому-правому плечам.)
Нам еще приятней станет Значит, к нам пришла весна. (Прыжки на месте.)
Голубой аэропланчик. Голубой аэропланчик. Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.) Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.) Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки.) Два изящно покружилась, (Покружились на месте.) Три нагнулась и присела, (Присели.) На четыре полетела. (Помахали руками вверх-вниз.) У реки остановилась, (Легкий бег на месте.) Над водою закружилась. (Присели.)

Игра «Звездочки».
Игра формирует координацию в системе «глаз рука"
Для игры потребуется два игровых поля по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звездочек на поле соперника. Если задание выполняется правильно, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку. Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10.
Правила: время предъявления расположения звёздочек при демонстрации на игровом поле 1 секунда.

Игра. «Школа радистов»
Игра формирует координацию в системе «ухо рука».
Перед началом игры педагог знакомит детей с профессией радиста, основная задача которого уметь передавать сообщение правильно и без искажений, т.е. точно таким, каким оно было получено. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, говорит педагог. Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений. Вы будете радистами, а я вашим учителем».
Далее за ширмой педагог отстукивает «сообщения» разной степени сложности и предлагает детям по очереди воспроизвести их (отстучать карандашом по столу).

Игра. «Ухо нос»
Игра формирует координацию в системе «ухо рука».
По команде «ухо!» дети должны взяться за ухо, по команде «нос!» за нос Педагог не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на неправильные движения.


Комплекс подвижных игр для развития сенсомоторной координации у детей с нарушением речи.

«Бой петухов»
Место проведения: зал.
Двое детей встают в очерченный круг (диаметром 1-1.5 м) лицом к друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
Правила: не опускать ногу на пол; тот кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.

«Донеси мешочек»

3-4 детей встают на скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.
Правила: при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

«Не урони шарик»

3-4 детям дают ложки и небольшие шарики. На расстоянии 6-8 м обозначается линия или ставится небольшая коробка. Дети несут шарики в ложках до этой линии, по дороге проходя по скамейке.
Правила: можно идти или бежать, но не роняя шарика; если уронил, поднять, вернуться к месту падения и оттуда снова двигаться; шарик нельзя придерживать рукой.

«Больная птица»

4-5 детей встают у линии, друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторую сгибают в колене и крепко берутся за щиколотку. Прыгают в перёд «кто дальше».
Правила: прыгать на одной ноге, вторую держать рукой не отпуская; опустившийся на обе ноги считается проигравшим и выходит из игры.

2. Игры на развития быстроты, ловкости движений, двигательной маневренности.

«Тройка».
Дети встают по трое, держась за руки. Между тройками расстояние не менее 1 м. В каждой тройке средний ребёнок стоит лицом по направлению движения, двое других с правой и левой стороны от него стоит спиной. По сигналу воспитателя тройки двигаются по площадке, по сигналу «стой» останавливаются меняются местами в тройках.
Правила: идти по трое, помогая друг другу, согласовывая движения; сохранять интервал между тройками.


«Быстро возьми, быстро положи»
Дети бегут друг за другом, добегая до углов площадки. В одном углу стоит корзина с флажками на противоположной стороне стоит пустой ящик. Правила: каждый из детей должен на бегу, не задерживая сзади бегущего, быстро взять флажок из корзины, а на другой стороне положить в корзину.

«Перемени предмет»

На одном конце зала 5-6 детей, в руках у каждого погремушка. На другом конце стоят стулья, на которых лежит по одному кубику. По сигналу «Бегом!» дети быстро бегут к стульям, кладут погремушку, берут кубик и быстро возвращаются на своё место. Отмечается ребёнок, прибежавший первым. Затем бегут следующие 5-6 детей.

«Ловишки»

Воспитатель назначает водящего – ловишку. Ловишка выходит на середину зала и громко говорит: «Я ловишка!» догоняет убегающих от него детей.
Правила: Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановится, поднять руку и сказать: «Я ловишка!» Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.

«Прыгни - присядь!»
Играющие стоят в колонке на расстоянии одного шага один от другого. Двое водящих с верёвкой в руках (длина 1,5) располагаются справа и слева от колонны. По сигналу дети проносит верёвку перед колонной (на высоте 25-30см от земли). Играющие в колонке поочерёдно перепрыгивают через верёвку. Затем, миновав колонну, водящие поворачиваются обратно. Неся верёвку на высоте 50-60 см. дети быстро приседают, принимая положение группировки (обхватывают колени руками, приближают голову к коленям), чтобы верёвка их не задела. При повторении игры водящие меняются. Выигрывают те, кто, не задев верёвки, сумел выполнить прыжки и приседания.
Правила: подпрыгивать вверх толчком двух ног, не перешагивать; тот, кто ошибся (при прыжке или в приседе коснулся верёвки), выходят из колонны на 2-3 повторения игры.

«Удочка»

Дети стоят по кругу. Воспитатель – в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над самой землёй, А дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
Правила: предварительно объяснить детям, что, подпрыгивая, нужно сильно оттолкнуться и поднять ноги.


«Лиса и курятник»

Гимнастические скамейки ставят квадратом - это насест. На скамейках стоят дети – куры. Внутри квадрата (курятника) бегает лиса. Куры то спрыгивают с насеста и бегут по курятнику, то залезают на скамейки. Лиса старается поймать (дотронутся рукой) курицу, которая хотя бы одной ногой касается земли. После того как лиса поймает 3-5 кур, из числа самых ловких назначается новая лиса.

«Выстрел в небо»

Дети распределяются на две команды и располагаются вокруг очерченного круга диаметром 10-12 шагов. По два играющих одной и другой команды выходят в круг с теннисными мячами и бросают их как можно выше вертикально вверх. Чей мяч продержится дольше в воздухе, та команда получает одно очко.
Правила: бросать мяч вверх одновременно по сигналу; берут мячи после отскока от земли те, кто их бросил.
«Горизонтальная мишень»
На земле чертят несколько концентрических кругов в 4-5 шагов от линии метания. Дети по очереди бросают обычный или набивной мяч двумя руками из-за головы.
Правила: падение вне круга не засчитывается.

«Играй, играй, мяч не теряй»

Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняет действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх.
Правила: играть с мячом не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

«Охотники и зайцы»
Чертят круг (диаметром 5-6м). Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это зайцы. Другая равномерно распределяется за кругом – это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев.
Правила: бросать в туловище и ноги. Тот в кого попали мячом, выходит из круга. Затем меняются ролями. Когда дети усвоят игру, можно охотникам дать 2-3 мяча.


Игровые упражнения для пальцев и кистей рук
«Пальчики здороваются»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения затем выполняются пальцами левой руки, затем двумя руками одновременно
«Встретились ладошки»
Ладони рук соединены, а одноименные пальцы левой и правой рук по очереди «здороваются» друг с другом большой с большим, указательный с указательным.

«Осы»
Обе руки сжаты в кулачки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения
Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением
«Апельсин»
Начиная с мизинца, загибать попеременно все
пальцы:
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура.
«Замок»
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев рук
в «замок».
Кто открыть бы его смог? Повторение движений.
Потянули, Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну,
потом в другую сторону.
Покрутили, Движения кистями рук со сцепленными
пальцами от себя к себе.
Постучали Пальцы сцеплены, основаниями ладоней
постучать друг о друга.
И открыли! Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх
и вниз.
Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения
кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее посыпание
солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук
в кулаки.
Уф, устали! Энергичное встряхивание обеих рук.

«Кто скорее?»

Для этой игры необходим набор шнурков или ленточек. Двум игрокам-соперникам предлагается за определенное время завязать как можно больше узелков (или бантиков) из предложенного материала. После того, как определился победитель, он может вступить в соревнование с другими игроками.
«Мозаика на пластилине»
Для того чтобы создать такую мозаику, следует подготовить основу замазать небольшой лист картона пластилином. На такую основу очень легко можно прикреплять семечки от разных растений (подсолнечника, тыквы, яблок, винограда и др.), В качестве материала для создания, изображений также могут быть использованы засушенные цветы, веточки, шишки, мелкие камешки и др. природный материал.




«Бусы»
Педагог предлагает детям сделать подарки для своих мам нарисовать бусы. Чтобы они были красивыми, все бусины обязательно должны быть круглыми, а цвет каждой из них должен строго соответствовать последовательности: синяя красная зеленая.


Игры и упражнения на развития двигательной памяти.
«Сделай как я»

Для игры потребуется комплект счетных палочек. Дети рассаживаются за столом, и один из них ведущий выкладывает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 12 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игроками, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, он становится ведущим.

«Школа радистов»

Перед началом игры педагог знакомит детей с профессией радиста, основная задача которого – уметь передавать сообщение правильно и без искажений, т.е. точно таким, каким оно было получено. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, говорит педагог. Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений. Вы будете радистами, а я вашим учителем».
Далее за ширмой педагог отстукивает «сообщения» разной степени сложности и предлагает детям по очереди воспроизвести их (отстучать карандашом по столу).
Правила:

«Звездочки»

Для игры потребуется два игровых поля по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звездочек на поле соперника. Если задание выполняется правильно, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку. Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10.
Правила: время предъявления расположения звёздочек при демонстрации на игровом поле 1 секунда.

«Сделай как я»
Дети образуют круг
Ведущий показывает позу, а дети её в точности повторяют. Кто сделал правильно становится ведущим.
Правила: не мешать друг другу, сохранять круг при движениях.

«Повторяй за мной!»

Под любую рифмовку (например, «Сантики-сантики-лимпопо!») ведущий выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Правила:Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.
Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.
1. Ладони поочередно ударяют о край стола.
2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.
11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.
22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.
Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.
 Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.
 Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.
 Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

Освоение предметных действий
Для развития тонкой моторики рук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаря. У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с предметами, использовать такие приемы, как перекладывание, подбрасывание, ловля; изменять темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов.
При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.













 Рисунок 20Рисунок 21Рисунок 25Рисунок 31Рисунок 33Рисунок 35Рисунок 36Рисунок 37Рисунок 38Рисунок 4115