Выступление на научно-практической конференции «Роль патриотического воспитания молодежи в становлении Республики»


Приложение №1
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
в научно-практической конференции
«Роль патриотического воспитания молодежи в становлении Республики»
г. Краснодон, ГУК ЛНР «Краснодонский ордена дружбы народов музей
«Молодая гвардия», 28.04.2016г.
Фамилия Имя Отчество
Кислинская Марина Николаевна
Форма участия (очная с выступлением, очная без выступления, заочная) заочная
Территория/населенный пункт г.ДебальцевоМесто работы
(полное название ОУ)
Дебальцевская общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней №6 им.Н.Я.ИльинаДолжность
Практический психолог
Ученая степень, звание
Старший учитель
Почтовый адрес
84702, ДНР, Донецкая область, г.Дебальцево, м-н Восточный, д.19.кв.11
Контактный телефон
0509892003
E-mail
m.kislinskaja@yandex.ru
Тема выступления
ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО
Краткое содержание практико-ориентированного занятия (презентация работы, образовательный проект, мастер класс, выбрать одну из форм) презентация работы
В рамках какого направления Вы хотите выступить и опубликовать свою статью? Социально-патриотическое воспитание
ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО
Кислинская М.Н.
Дебальцевская общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней №6 им.Н.Я.Ильина"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фунда-
мент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фунда-ментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков … Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был …»
(Владимир Путин).
На протяжении всей истории человечества в центре внимания ученых стояли вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе , на фоне обостренного чувства патриотизма в результате пережитых боевых событий, все еще ощущается «дефицит нравственности». 
В словаре В.И. Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Дети же трактуют это понятие по-своему: « патриот- это тот, кто любит свою Родину, кто готов пожертвовать ради нее своей жизнью». Как классный руководитель , я неоднократно убеждалась в том, как легко и непринужденно дети дают определение тем или иным социально-значимым понятиям. Но, возможно, для многих из них это остается только на словах.
Сформировать же настоящее чувство патриотизма у современного подростка задача не одного дня. Для этого продумывается целая система работы с классом. Выделяются определенные составляющие такой работы. И , безусловно, в одиночку с этим справиться нельзя. Именно тогда на помощь классному руководителю приходят «те, кто идет рядом» -это родители, школа, общественные движения и организации.
Из личного опыта знаю, детям интересно общаться с теми , кому интересны они. Для моего класса такие уроки общения стали одной из форм работы по формированию чувства патриотизма. На классные часы в гости к нам приходили люди, которые своими делами и поступками доказывали верность своей Родине и своему долгу.
Очень интересно рассказывали о своей судьбе участники войны в Демократической Республике Афганистан. Подобные встречи были неоднократными ,гости менялись, но неизменным оставалось то чувство , что перед нами сидят настоящие герои и патриоты. Т.к. каждый из них чем-то жертвовал во имя достижения своих идеалов, целей. Особенно волнительными были такие уроки общения, когда в роли гостей выступали родители учеников.
Военные события последних двух лет тоже сыграли немаловажную роль в воспитании современных школьников и формировании их нравственной составляющей. На уроке общения «Герои нашего времени» ребята смогли пообщаться с представителями волонтерского движения, которые в период боевых действий оказывали помощь жителям города, рискуя своей жизнью, развозили медикаменты, продукты. Рядом с ними, продолжая список героев, были родители ребят, которые не покидали город в самые тяжелые моменты его существования и помогали тушить пожары и разбирать завалы после взрывов. Вдвойне приятно было видеть в этом списке гостей учителей нашей школы, которые учили детей и одними из первых поднимали школу из руин.
Тишина и заинтересованные взгляды, с которыми ребята слушали рассказы приглашенных, были лучшим доказательством того, что услышанное очень поразило их и оставило свой эмоциональный след в их душах.
Встречи с ветеранами прошлых войн оказались такими трогательными, т.к. дети уже имели опыт общения с ветеранами ВОВ. Они встречались с ними на уроках мужества, в поездках на мемориал Саур-могила.
Но формирование основ нравственности и чувства патриотизма невозможно только в беседах или общении. Гораздо больший успех будет достигнут , если говоря о патриотизме , дети будут подкреплять слова какими-то практическими делами. Именно так и возникла необходимость создать в школе тимуровский отряд. В него вошли те, кто готов бескорыстно помогать ветеранам, работать на благо своего города, не требуя взамен награды. И чувство гордости вдвойне приятно, потому что тимуровский отряд носит имя нашего ученика, одним из первых ушедшего в ополчение и погибшего, не дожив до 30.
Социально-патриотическое воспитание направлено не только на активизацию духовно-нравственной составляющей, но и на культурно – историческую преемственность поколений. А сформировать ее без знания истории своего города , своего края невозможно. Ведь малая Родина это то место, куда стремится каждый. Очень остро дети прочувствовали это, когда приходилось покидать свой город в период боевых событий. И , наверное, в эти дни каждый из них впервые по-настоящему осознал , что такое «ностальгия». Именно поэтому, в рамках воспитательной работы , дети знакомились на уроках общения с творчеством поэтов-земляков, читали их стихи и слушали выступления авторов.
Большой объем информации об истории развития и становления родного края ребята получали во время выездных экскурсий. Вместе с ними мы посетили краеведческие музеи г.Донецка, Горловки, Енакиево (им.Г.Берегово- го), Горловский художественный музей, музей миниатюрной книги, мемориальные комплексы в г.Краснодон и Саур-могила. Все эти поездки оставили свой неизгладимый след в памяти ребят.
Продолжили работу в данном направлении проведением классных часов о пионерах –героях, о подвигах земляков-молодогвардейцев.
Социально-культурный же пласт данного направления , я , как классный руководитель реализовывала через те же часы живого общения, мероприятия познавательного характера, позволяющие ребятам расширить свой кругозор, узнать как можно больше интересного об истории своего края и ярких его представителях.
Работая в рубрике «Профессии моего края и профессии моих родителей» , ребята знакомились со специальностями, в которых есть место подвигу. Встречи с работниками полиции, ГАИ, врачами расширяли уровень представлений ребят о специфике данной профессии, ее значимости.
Не могли остаться в стороне и те, кто преумножает славу своего народа и республики. Ведь мало любить родину, надо делать для нее что-то. В гости к детям приходили спортсмены, имеющие награды, титулы . Особенно были интересны диалоги с одноклассниками, достигшими определенных высот в спорте. В нашем классе учатся многократный участник и победитель республиканских и международных соревнований по шахматам, а также чемпион ДНР по боксу. Ребята сами рассказывали какие усилия они прилагают , чтобы добиться высоких результатов, какими качествами нужно обладать спортсмену, чтобы быть впереди. Такое живое общение для детей гораздо эффективнее других видов работы.
Все взрослые прекрасно понимают, что в современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат общества в целом.  Именно на такой основе происходит формирование активной жизненной позиции подростков, чувства благородства и сострадания к ближнему, необходимости заботы о людях пожилого возраста, тревоги и заботы о своей стране. Возможно, это и есть составляющие патриотизма.
Ведь патриотизм -- это не "привычка". Это прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне. И это главное должны формировать в современном подростке родители, общество и, конечно , мы , учителя.