Рабочая программа по черчению для профессии: Слесарь по ремонту строительных машин


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
«Енакиевский профессиональный лицей»
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР Директор Енакиевского
профессионального лицея
__________Н.В.Блинова _________________ В.Э.Семенова
ПодписьПодпись«____»____________2015 г.«____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. черчение
по профессии 23.01.08 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09. 2015 г. № 524.
Организация–разработчик: «Енакиевский профессиональный лицей»
Разработчик: Герцев Иван Игоревич, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Рецензенты:
Ткаченко Наталья Геннадьевна, преподаватель спецдисциплин, специалист высшей категории Енакиевского ПТМУ.
Трушик Татьяна Александровна, председатель методической комиссии профтехцикла.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией профтехцикла
протокол № ___ от «___»_________2015 г.
Председатель МК__________ Т.А. Трушик
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ
(С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ)
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Черчение» является одной из общепрофессиональных дисциплин подготовки квалифицированных рабочих по специальности 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Цели дисциплины: формирование у обучающихся опыта в выполнении и чтении чертежей, эскизов; правильном выражении технической мысли с помощью чертежа и эскиза; изображении и обозначении разъемных и неразъемных соединений; применении условностей и упрощений на рабочих чертежах; выполнении и чтении технологических схем. Задачи дисциплины: приобретение профессиональных знаний в умении вычерчивать чертежи и эскизы деталей, заполнять таблицы и строить технологические схемы, читать рабочие и сборочные чертежи.
Место дисциплины в структуре ППКРС.
Настоящая программа учебной дисциплины «Черчение» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированного рабочего согласно ГОС СПО и предназначена для обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Межпредметные связи.
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин, как «Математика».
В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении профессиональных модулей «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин», «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей», «Выполнение сварки и резки средней сложности деталей».
Освоение учебной программы дисциплины «Черчение» предусмотрено параллельно с изучением профессионального модуля ПМ.___. «________________________________________________________________», ПМ.___.«______________________________________________________________».
Принципы отбора и формирования содержания курса:
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин».
Для изучения дисциплины студенту необходимо: знать требования единой системы конструкторской документации; правила чтения технической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров.
Изучение дисциплины построено на чередовании теоретического обучения с проведением практических занятий. При обучении используются следующие технологии: развивающее и проблемное обучение, компетентностный подход, ИКТ, которые позволяют усовершенствовать процесс обучения и усвоения материала.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая в себя подготовку по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений и вычерчивание чертежей и эскизов деталей, заполнение таблиц и построение технологических схем.
Учебная дисциплина изучается при освоении профессии автослесаря на 1 курсе в объеме максимальной учебной нагрузки 54 часа, из которых на аудиторную нагрузку отводится 36 часов и на самостоятельную работу отводится 18 часов.
Контроль качества освоения дисциплины «Черчение» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Заканчивается обучение итоговой аттестацией в форме контрольной работы.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015 г. «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Учебный план «Енакиевский ПЛ» по специальности 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин».
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Черчение
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Черчение» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих «Енакиевский профессиональный лицей» в соответствии с ГОС СПО по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Черчение» относится к обязательной части общепрофессионального цикла ППКРС.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Обязательная часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
правила чтения технической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров.
Вариативная часть – не предусмотрено.
Учебная дисциплина ОП.04. «Черчение» способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:
- осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин (ПК 1.1).
- собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин (ПК 1.3).
- определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей (ПК 2.1).
- собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей (ПК 2.3).
- собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты (ПК 3.1).
- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2).
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4).
- использовать информационно–коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК 6).
- исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 7).
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
– обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 36 часов;
– самостоятельная работа обучающегося – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: практические занятия 20
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ЧЕРЧЕНИЕ

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Основные правила оформления чертежей 12 Тема 1.1
Общие требования к чертежам деталей машин. Общие положения ЕСКД, ЕСТД Содержание учебного материала 6 1. Форматы чертежей. Масштабы. Линии чертежей. 1 2
2. Шрифты чертёжные. Нанесение размеров на чертеже. Основная надпись. 1 2
Практические работы:
1. Выполнение (на формате А4) – рамки.
2. Нанесение размеров.
3. Выполнение линий чертежа.
4. Выполнение шрифтов. 4 Самостоятельная работа обучающихся
1. Проработка конспектов занятий.
2. Изучение учебной литературы. 3 Тема 1.2. Геометрические построения
Содержание учебного материала 6 1. Построение перпендикуляра, деление отрезков и углов. 1 2
2. Построения прямых, плоских фигур, поверхностей с линиями их пересечения. Построение пересечений прямых. 1
2
3. Сопряжение линий: понятия, виды, правила построения. 1 2
Практические работы:
1. Выполнение чертежа на деление прямой, углов и окружности.
2. Выполнение чертежа детали с применением геометрических построений (прокладка, пластина, крышка).
3. Выполнение чертежа на сопряжение (фланец, гаечный ключ). 3
Самостоятельная работа обучающихся
1. Вычерчивание контуров детали (фланец, прокладка) с применением геометрических построений.
2. Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД). 3 Раздел 2. Проекционное черчение 9 Тема 2.1. Прямоугольное проецирование
Содержание учебного материала 5 1. Диметрическая проекция. 1 2
2. Изометрическая проекция. Проекции точки. 1 2
3. Построение проекций отрезка прямой. Построение третьей проекции по двум заданным. Сечение деталей плоскостями. 1 2
Практические работы:
1. Выполнение комплексного чертежа модели опоры, крышки, ползуна (по выбору обучающегося или преподавателя).
2. Выполнение технического рисунка детали. 2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Письменная работа: ответить на вопросы по теме «Основы проекционного черчения» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2. По заданному чертежу определить проекции точек, ребер, граней.
3. По заданному шаблону передать объем предмета на техническом рисунке.
4. Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД). 3 Тема 2.2. Аксонометрические проекции Содержание учебного материала 4 1. Общие понятия об аксонометрических проекциях (ГОСТ 2.317 – 69). Аксонометрические оси. Показатели искажения. 1 2
2. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и фронтальная диметрическая. Изображение в аксонометрических проекциях плоских и объемных фигур. 1 2
Практические работы:
1. Построение аксонометрических изображений плоских фигур.
2. Графическая работа «Построение аксонометрических проекций». 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Изображение окружности в прямоугольной изометрической проекции 2 Раздел 3. Машиностроительное черчение 8 Тема 3.1. Изображения на чертеже
Содержание учебного материала 4 1. Разрезы. Обозначение разрезов. Простые разрезы (вертикальные и горизонтальные). 1 2
2. Сечение. 1 2
Практические работы:
1. Выполнение сечений.
2. Выполнение разрезов. 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Проработка конспектов занятий.
2. Изучение учебной и специальной технической литературы. 3 Тема 3.2. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей Содержание учебного материала 4 1. Виды резьбы и изображение её на чертежах. Прямоугольная резьба. Трубная цилиндрическая резьба. 1 2
2. Изображения резьбовых соединений: болтом, шпилькой. Изображение шпоночных и шлицевых соединений. Изображение зубчатых передач. Чертежи зубчатых колёс. 1 2
Практические работы:
1. Выполнение резьбового соединения.
2. Выполнение шпоночного соединения. 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Проработка конспектов занятий.
2. Изучение учебной и специальной технической литературы. 1 Раздел 4. Рабочие чертежи и эскизы деталей 5 Тема 4.1. Выполнение и чтение чертежей деталей
Содержание учебного материала 3 Практические работы
1. Выполнение эскизов деталей.
2. Чтение рабочих чертежей оборудования.
3. Выполнение чертежей деталей, требующих разрезов и сечений, допусков, посадок, предельных отклонений формы. 3 Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД).
2. Письменная работа: ответить на вопросы по теме: «Чтение чертежей». 2 Тема 4.2. Сборочные чертежи и схемы Содержание учебного материала 2 Практические работы
1. Чтение сборочного чертежа оборудования.
2. Выполнение чертежей и эскизов деталей сборочного чертежа (муфты, вентиль). 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД).
2. Письменная работа: ответить на вопросы по теме: «Сборочные чертежи, схемы и их выполнение». 1 Дифференцированный зачет 2 Всего: 54
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально–техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет черчения.
Оборудование учебного кабинета технического черчения:
– рабочее место преподавателя;
– посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
– комплект учебно–методической документации;
– комплект чертежных инструментов и приспособлений;
– комплект учебно–наглядных средств обучения (модели, натурные объекты, электронные презентации, демонстрационные таблицы)
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
Вышнепольский, И. С. Техническое черчение [Текст]: Учебник для учреждений начального профессионального образования / И. С. Вышнепольский. – 9-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2009. – 224 с.
Боголюбов, С.К. Черчение [Текст]: Учебник для средних спец. учебных заведений – 2–е изд.: – М., 2010г., «Машиностроение», 279 с.
Дополнительные источники:
Лагерь А.И., Колесникова Э.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 2009 г., 335 с.
Гордон В.О., Семенцов-Огиевский «Курс начертательной геометрии» - М.: Высшая школа, 2008 г., 272 с.
Чекмарев А.А. Инженерная графика. – Справочник по черчению - М.:Академия, 2005, 329 с.
Боголюбов С.К. Инженерная графика – М.: Академия, 2010 г., 336 с.
Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]: база данных содержит конспекты лекций и методические указания, словари, справочники – электрон. дан. (23 файла). – Режим доступа: http://www.twirpx.com/files/machinery/nig — Загл. с титул экрана.
Техническое черчение [Электронный ресурс]; правила выполнения чертежей; геометрическое черчение; проекционное черчение; аксонометрические проекции – режим доступа: http://nacherchy.ru/, свободный – Загл. с титул. экрана.
Интернет-ресурсы:
1 Черчение. Учитесь правильно и красиво чертить.[электронный ресурс] – stroicherchenie.ru Режим доступа: http://stroicherchenie.ru/ 2 Техническая литература. - [электронный ресурс] - tehlit.ru Режим доступа http//www.tehlit.ru
3 Портал нормативно-технической документации.- [электронный ресурс]- www.pntdoc.ru Режим доступа: http//www.pntdoc.ru
4 Техническое черчение. [электронный ресурс]- nacherchy.ru Режим доступа ]- http://nacherchy.ru 5 Черчение. Стандартизация. - .[электронный ресурс] www.cherch.ru , Режим доступа http://www.cherch.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения обучающимися домашних заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
Умения: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы - анализ и оценка результата выполнения практических работ;
- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
- накопительная система устного опроса
выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов - анализ и оценка результата выполнения практических работ;
- анализ и оценка результатов выполнения домашнего задания;
Знания: правила чтения технической документации - анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы
- накопительная система устного опроса
способы графического представления объектов, пространственных образов и схем - анализ и оценка результата выполнения практических работ;
- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
- анализ и оценка результатов выполнения домашнего задания.
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов - анализ и оценка результата выполнения практических работ;
- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
- накопительная система устного опроса
технику и принципы нанесения размеров - анализ и оценка результата выполнения практических работ,
- анализ и оценка результатов выполнения домашнего задания.
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
общепрофессиональной дисциплины
ОП.01. ЧЕРЧЕНИЕ
по профессии: 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»
Разработчик:
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Герцев Иван Игоревич
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.01. «Черчение» предназначена для обучения студентов по профессии: 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин».
Рабочая программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования» от 03.08.2015 года в соответствии с базисным учебным планом.
Основу рабочей программы составляет содержание, направленное на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Черчение». Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
В программе отражены:
– цели и задачи дисциплины «Черчение»;
– место дисциплины в структуре программы;
– общую трудоемкость дисциплины;
– результаты обучения представлены формируемыми компетенциями;
– образовательные технологии;
– формы промежуточной аттестации;
– содержание дисциплины и тематический план;
– перечень практических работ;
– учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Образовательные технологии обучения представлены по видам учебной работы (аудиторная и внеаудиторная).
В материально-техническое обеспечение дисциплины ОП.01. «Черчение» указан учебный кабинет с перечнем технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы.
Положительными сторонами программы является применение современных педагогических технологий обучения, направленных на формирование опыта творческой деятельности, а также разнообразие форм контроля знаний и умений обучающегося.Данная рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. «Черчение» соответствует современным требованиям по разработке рабочих программ и может быть использована в качестве действующей рабочей программы по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин».
Рецензент __________________________________________________
____________________________________________________________