Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: «Обращение».

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: «Обращение».





Составила: Руденко Зинаида Степановна, учитель русского языка и литературы.



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Веретьевская средняя общеобразовательная школа.


















Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение».




Цель деятельности учителя
Познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

Тип урока
Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями); знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращение с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения
Наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы
http:www.uroki.net
http:www.zavuch.info

Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал.
Презентация по теме урока.

Основные понятия.
Обращение








Организационная структура урока.

Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль.

1.Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.
Лингвистическая сказка «Как обратиться к Крокодилу?»
Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил6»Э-э-э-эй!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке
- Как же к нему обратиться? – размышлял Слонёнок.
- Я придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала Обращение! Давайте назовём его имя!
- Крокодил! – закричали гости хором.
- Кто это обращается ко мне? – приоткрыл один глаз Крокодил.
На другой день Мартышка всем сообщала:
- Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому хотите обратиться, и он обязательно вам ответит!
- А если хотите написать письмо, - добавлял Удав, не забудьте отделить Обращение запятой.
- Или восклицательным знаком, если хотите написать Обращение «громко», - заканчивал Слонёнок.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем
Фронтальная
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.


2. Актуали- зация знаний и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
1.Подготовка к промежуточной аттестации.
- Тест «Орфографическая разминка».
Вариант 3
1.Выбери букву, которую нужно вставить в слова: ТЛЕГРАММА, ТРВОГА, РЗИНА, ПРИЛА
1) И 2)А 3)О 4)Е
2.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О.
1)полгаться, прилгательное 3)рстение, предлгать
2)предполжение, зарсли 4)рстущий, располжение
3.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ё.
1)трущба, щки 3)жрдочка, шмпол
2)тяжлый, бечвка 4)шпот, чкаться
4.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ы.
1)цлиндр, цферблат 3)цновка, продавц
2)цнк, отличниц 4)цкать, птиц
5.Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква С.
1)востание, раворошить 3)бечестный, беконечный
2)ибирать, вдумать 4)иправить, ибежать
Оцените свою работу.
Поставьте себе оценку
«5» - 5 верных ответов
«4» - 4 верных ответа
«3» - 3 верных ответа
«2» - 2 верных ответа и меньше

Проверяют работы, оценивают

Познавательные: выполняют учебно-поз- навательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.


3. Выявление места и причины затруднения
Эврестическая беседа, рассказ учителя.
Басня И.Крылова «Кукушка и Петух».
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то я жду, не дождусь,
Чтоб начала ты снова»

Попробуем прочитать этот текст без обращений. Что прозойдет?
СЛАЙД (текст басни без обращений).
«Как поешь ты громко, важно!»-
«А ты как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-
«Тебя век слушать я готова».-
«А ты ,божусь, лишь только замолчишь,
То жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова
- Где в предложении может находиться обращение?
- Чем может быть выражено обращение?

1 ученик рассказыва
ет наизусть басню И.Крылова.
Находят обращение, анализируют, делают выводы
Ребята читают, делают выводы
Фронтальная . Группо
вая.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.



4. Целеполага-ние и построе ние проекта выхода из затруднения.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы.
Работа с учебными пособиями.

Физкультмину
тка




Выполнение упражнений в учебнике №213, №214

Роль обращений в речи.
Тексты из «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мёртвой царевне».










Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Произносят обращения со звательной интонацией.
Анализируют, обращают внимание на выделение обращения в устной и письменной речи.


Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.


5.
Творческая практичес- кая деятель- ность по реализации построен- ного про- екта.

Самостоя
тельная работа с самопровер
кой по эталон

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа.

Найти в предложениях обращения, построить схемы предложений.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.

Свет мой, зеркальце, скажи.

Ах, Иван –царевич, сжалься надо мной –не ешь меня.

Не пей, братец, водицы из копытца: козленочком станешь.


Личностные: совершенствуют имеющиеся знания.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают и исправляют допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.




6. Первичное закрепление с комменти- рованием во внешней речи.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выполнение упражнений на основе текстов учебника или подобранных из текстов книг для внеклассного чтения.

Самостоятельная работа учащихся по группам.
Упр.215, 216.


Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


7. Включе- ние в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.


Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,____________
В устной речи обращение выделяется_____________________
а в письменной ______________________________________
Обращение не является_________________________________
Слова ты и вы ________________________________________
Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится______________________________________________________________











Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

Объяснение домашнего задания.
1 ГРУППА- написать письмо любому герою, используя обращения в предложениях;
2 группа – упр. 219(выписать предложения с обращениями)
(Выставление оценок).


Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


8.Рефлексия


Чему научились?
Чем урок полезен?
Что нового вы открыли для себя?






15