Конспект 8 урока музыки по программе Е.Д. Критской Живительный родник творчества (5 кл)


8 урок Живительный родник творчества
Цель урока: песня – живительный родник творчества.
Задачи урока.
Образовательная:
углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; народных истоках профессиональной музыки.
Воспитательная:
воспитание чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Развивающая:
познакомить с современными интерпретациями классической музыки;
приобретение навыков коллективной работы;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения результатов в учебной работе;
умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение слышать и слушать своих одноклассников.
Оборудование: пианино, компьютер; мультимедийный проектор.
Использование ИКТ:
Весь музыкальный материал представлен в видеозаписи.
Урок – презентация.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Распевание
У. Ребята наш урок мы начнем с новой песни. Послушайте и ответьте на следующие вопросы.
- О чем эта песня?
- Как с помощью средств музыкальной выразительности, композитор выразил образ созданный автором текста?
Просмотр видеофрагмента. Слайд 2. 
(Ответы на вопросы)
У. Правильно, плавная, напевная, минорная песня в современных ритмах очень хорошо подходит к образу прощания с золотой осенью, созданным автором слов.
Давайте поучим ее.
Слайд 3
(При разучивании песни обратить внимание на работу со звуком, дыханием и ритмической основой).
У. (Слайд 4)
– Как вы думаете продолжительность жизни песни?
- Она у всех песен одинаковая? От чего она зависит?
- Назовите мне названия песен, которые прожили долгую жизнь? (Народные песни).
- В каком виде (жанре) они дошли до нас?
- Это будет вокальная или инструментальная музыка?
(Ответы учащихся)
Ребята тема нашего урока так и называется “Живительный родник творчества”. (Слайд 5)
У. Как вы понимаете смысл этого выражения?
У. К песне, как роднику творчества, новых идей и вдохновений обращались композиторы разных поколений, давая ей вторую жизнь.
- Это… (учащиеся называют фамилии композиторов. Слайд 6)
- Всем хорошо знакома с самого детства русская народная песня “Во поле береза стояла”. Но мало кто из вас знает, что эта песня записана Н.А. Львовым (известным зодчим, литератором, художником, переводчиком) собирателем русских песен, нашим земляком. Услышал и записал эту песню А.Н. Львов в Торжокском районе Тверской губернии. (Слайд 7)
Давайте вспомним ее. (Исполнение песни).
Благодаря великому русскому композитору… (ребята называют фамилию композитора) она известна и любима во всем мире.
(Слайд 8. Просмотр и слушание отрывка 4 симфонии П.И. Чайковского).У. (Слайд 9).
- Как прозвучала русская народная песня в симфонии П.И. Чайковского? (Анализ прослушанной музыки).
- Мелодия песни прозвучала один раз?
- Она звучала все время одинаково?
- Какова музыкальная форма? (Вариации).
- Какой смысл придала эта песня произведению П.И. Чайковского?
- Это была интерпретация или обработка русской народной песни? (Обработка)
(Ответы учащихся). Слайд 10.
Слайд 11. Просмотр видеофрагмента. (“Песня Сольвейг” Э.Грига в инструментальном исполнении).
Слайд 12. Просмотр видеофрагмента. (“Песня Сольвейг” Э. Грига джазовая обработка, в исполнении оркестра Луи Амстромга).
У. Что вы можете сказать о прозвучавшей музыке? Она была одинаковая или разная?
- Чем отличались эти два произведения друг от друга? (Анализ музыкальных произведений).
- Какие появились новые черты?
- Что вам понравилось больше? Почему?
- Это была интерпретация или обработка музыки? (Интерпретация)
- Чем отличается обработка от интерпретации?
(Ответы учащихся. Слайд 13).У. Молодцы ребята. Вы правильно поняли, что прозвучало одно произведение в инструментальных обработках: первое оригинал, а второе джазовая интерпретация (новое видение) “Песни Сольвейг” из музыки к драме Ибсена “Пер Гюнт” норвежского композитора Эдварда Грига. (Слайд 14). Джаз - этот жанр музыки появился в начале 20 века в Америке. В основе этого жанра лежит импровизация.
У. Посмотрите на репродукцию картины Константина Васильева “Ожидание”. О чем она?
- Можно ли сказать, что это тоже интерпретация “Песни Сольвейг” Э.Грига, но только выраженная не звуками, а цветом? Почему?
- Правильно, интерпретация одного и того же образа может быть в разных видах искусства.
У. О каких видах искусства у нас сегодня на уроке шла речь? (Музыка и литература).
- Какой жанр музыки лежал в основе урока? (Песня).
- Какой смысл заложен в теме нашего урока “Живительный родник творчества”?
(Ответы учащихся).
У. Многие великие композиторы дали вторую жизнь вокальным произведениям, где в основе лежит литература, этим увековечив их.
(Слайд 15)
У. Давайте откроем наш музыкальный словарик и вспомним имена композиторов и термины чем которые сегодня звучали на уроке.
У. Настало время подвести итог урока. (Слайд 16)
- С каким настроением вы уйдете с урока?
- Все ли вам было понятно на уроке? Есть ли какие вопросы?
Давайте проанализируем работу на уроке и поставим объективную оценку за работу на уроке самим себе, учителю и самому уроку.
(Анализ работы и выставление оценок).
У. Спасибо за работу на уроке. До свидания. (Слайд 17)