Разработка Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества


Водопьянова Т.М.
Сценарий к уроку музыки в 5 классе
«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
« Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды . Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка ... Единственное , что я стараюсь делать , когда я сочиняю , - это заставить её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце»
С. В. Рахманинов.
Портрет С. В. Рахманинова
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть
былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни Фольклорная сцена
Фольклор принято делить на два вида.
1.Обрядовый фольклор:
календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ —были связаны исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.
2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки. Колыбельная
Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные
песни и наигрыши? ПАУЗА
Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил.
Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Солдаты 18- 19, века, поющие в строю
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались
«собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. Обложки сборников народных песен
Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие. Картина И. Репина «Русские композиторы»
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют
«отцом русской музыки». Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. Портрет М. И. Глинки
К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Ноты «Камаринской» Глинки
Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»). Иллюстрация или фото «Ария Ивана Сусанина»
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. Портрет А. С. Пушкина
Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах
«Богатырской симфонии» Портрет А. П. Бородина
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский -Корсаков В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например,Б елочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» . «Во саду ли в огороде» из оперы – mp3
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. Портрет Н. А. Римского-Корсакова
В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица". Иллюстрация сцены Проводы Масленицы
«А мы просо сеяли»–mp3
Вопрос: В какое время года проходила масленица? ПАУЗА
Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней Масленица
Вопрос: Какие символы у этого праздника?
ПАУЗА
Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу. Чучело, блины
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день – день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой Сцена из мультфильма « Снегурочка»
Вопрос: Как берендеи встречали этот праздник? ПАУЗА
Ответ: Выходили за околицу;
разводили костры;
прыгали через костер;
делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы - Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".
Вопрос: Что обозначают слова припева « Ой, Ладо, Ладо, Лель» ?ПАУЗА
Ответ:
Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой… Лель
Тему песни «Во поле береза стояла» в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни «Во поле береза стояла» в финале своей IV симфонии. В «Детском альбоме» среди других пьес есть «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня». Портрет П. И. Чайковского
Звучит « Симфония № 4» IV часть(«Во поле береза стояла») – mp3
Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Портрет А. К. ЛядоваЛядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора». Программная – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах. Иллюстрация к «Кикиморе»
Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина. Вопрос:
Какие виды народных песен ты знаешь?
ПАУЗА
Ответ: Былины, исторические, протяжные- лирические, плясовые ,колыбельные, свадебные песни, причитания Поющие крестьяне
Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни? ПАУЗА
Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала Иллюстрация – на Ивана Купала
Вопрос:
Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми?ПАУЗА
Ответ:
Колядки, АвсенькиИллюстрация - Колядки
Вопрос:
Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве?
ПАУЗА
Ответ: М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков , А. П. Бородин , П. И . Чайковский, А. К. Лядов, С.В. Рахманинов и другие. оркестр
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Портрет Д.Б. Кабалевского,