Доклад участника республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее»: Проблемы культуры речи


Республиканская научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Доклад на тему:
Проблемы культуры речи.
Образовательное учреждение:
МОБУ СОШ №1 им. М. Абдуллина
с. Киргиз-Мияки Миякинский район
Автор: Дедух Виктория Олеговна, 10А класс.
Научный руководитель:
Никитина Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
1-1-ой категории МОБУ СОШ №1 им. М. Абдуллина
2016 год
Дедух Виктория Олеговна Республика Башкортостан Миякинский район
с. Ерлыково, ул. Центральная, д. 26
Проблемы культуры речи.
Тема моего исследования « Проблемы культуры речи». Я выбрала эту тему потому, что в наше время уровень речевой культуры снижается. Замечательный писатель, знаток русского языка, Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Хотелось, чтобы эти слова стали нравственным ориентиром для каждого из нас.
К данной проблеме мне хочется привлечь внимание всех школьников, всех окружающих людей. Каждый из нас сейчас думает уже о выборе жизненного пути. Кем я буду? Каким я буду? Сколько сил мы затрачиваем на разрешение этих вопросов, потому что виды деятельности многообразны. Невозможно перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди. Но какой бы выбор мы ни сделали, мы прежде всего должны владеть языком – основным средством общения. Язык является необходимым условием жизни и деятельности каждого человека и общества в целом. Язык – основа формирования личности. Язык – основа любой деятельности человека: учебной, научной, профессиональной. Хорошее владение речью необходимо каждому человеку для достижения жизненных целей. Само по себе слово бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Надо учиться пользоваться своей речь для того, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него; уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас; участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией.
Еще Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения. И потому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.По речи можно определить степень интеллигентности человека. Употребление грубых выражений в языке - признак невоспитанности, жестокости. В толковых словарях термин «культура» определяется как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и умственной жизни. Культура отдельного человека заключается не только в знании искусства, умении вести себя в обществе, но и в знании языков, в умении пользоваться ими при общении. Культура речи - часть нашей общей культуры. Каковы же качества хорошей речи? Это содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Нужно знать, что сказать. Речь наша должна строиться по определенным законам, в речи необходимо соблюдать правила логики. Обязательным качеством хорошей речи является правильность, то есть соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, грамматических, лексических, стилистических, орфографических, пунктуационных).Речь должна быть выразительной. Выразительность речи создается не только умением выбирать самые точные и уместные в речевой ситуации слова, но и широким употреблением пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений и художественно-изобразительных средств. А как много пословиц и поговорок о качествах хорошей речи. Лишнее слово в досаду вводит. Веревочка хороша, когда длинна, а речь - когда коротка. Не всё мели, что помнишь. Сперва подумай, потом скажи. Лучше ногою запнуться, чем языком. От учтивых слов язык не отсохнет.
К сожалению, правильная, выразительная речь является в настоящее время редкостью. Как же мы говорим? Группа учащихся нашей школы провела коллективную работу по наблюдению, сбору, систематизации речевых ошибок в устной речи.
Это мы делали на занятиях кружка по русскому языку. Мы наблюдали за речью одноклассников и учащихся школы на уроках, в непринужденных беседах, в общении вне школы, прислушивались к репликам на переменах. В собранном материале выделили ошибки в несоблюдении учащимися школы фонетических норм. Многие учащиеся неправильно ставят ударения в словах. Произносят звОнят вместо звонЯт, на окнах жАлюзи вместо жалюзИ, красивЕе – надо красИвее. Часто нарушаются лексические нормы. Некоторые не знают значение слова и поэтому неправильно его употребляют. Так, на уроках географии, истории часть школьников не умеет оперировать научными терминами, не знают их значений и не умеют ими пользоваться. Например, такими словами, как элита, каста, смерд, аспект. В ответах школьников очень распространена тавтология- повтор одного и того же слова, омонимов или однокоренных слов в пределах одного предложения.На отдельных уроках мы наблюдали пустословие учащихся, когда ученик не знает, что сказать, мучительно пытается выразить свою мысль. Получаются такие ошибки: «В романе «Отцы и дети» есть много сцен и много всего. В повести Лескова «Очарованный странник» встречается такой человек, который является главным героем повести и очарованным странником». Некоторые школьники вводят в свою речь ничего не значащие слова, отсюда появляется многословие. Или употребляют слова-паразиты: частицы, вводные слова, не несущие смысловой нагрузки, используемые обычно в начале предложения: ну, вот, итак, короче, в общем, как бы.Самая большая проблема - чистота речи школьников. «Свободная от уроков» речь подростков перенасыщена жаргонизмами. Мы заметили в речи многих ругательства, грубые слова, слова-сорняки. Части школьникам была предложена анкета, в которой были такие вопросы: напиши известные тебе жаргонные слова, можно ли обойтись без них. Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространенные жаргонизмы в речи школьников: 1) существительные: няшка, прода, хоряга, хата, лох, чмо, жратва, хавчик и т. д.; 2)глаголы: отвали, хавай, отвянь, гонишь и т. д.;3) наречия: прикольно, клево, зашибись, кульно и т.д. На вопрос, для чего употребляются школьниками жаргонизмы, мы получили такие ответы: жаргонизмы делают речь понятнее для друзей, некоторые об этом не задумывались, часть школьников считает, что это модно, современно. Таким образом, анализ ответов позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей о том, что основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании, создав «свой» язык, организовать общение среди сверстников, входящих в ряд своих.
Некоторые поделились своими мыслями, что жаргон засоряет речь, но когда им трудно, на ум ничего приличного не приходит. На жаргоне легче высказаться. Некоторые утверждают, что жаргон нужен молодежи, чтобы общаться на своем языке и отличаться от взрослых. Кому-то он нужен для разнообразия.
Но для разнообразия ли? Такой арготизм, как «клёво», нивелирует всю гамму чувств   и эмоций, для каждой ситуации разную, до маловыразительного пустого слова. А ведь для выражения чувств существует так много разных слов: здорово, прекрасно, удивительно, блистательно, гениально,  весело. Из речи выпало не просто несколько слов – выпали яркость и богатство жизни. Чья-то личность потускнела.   Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире  русской речи – ему не хватает образцов. Отсюда – отсутствие языкового чутья и вкуса.
Но на вопрос о том, смогли бы они обойтись без жаргона, большинство ответило положительно - да, смогли бы. Значит, молодежный жаргон для ребят – временное явление. Став взрослыми, многие наверняка забудут эти слова и не будут употреблять их в своей речи. Как же поднять свой уровень речевой культуры? Хорошо знать русский язык, законы, по которым он развивается, беречь его от чрезмерного упрощения – такая задача стоит сегодня перед всеми нами. « Великий и могучий» нуждается в нашей защите!
Необходимо:
•  следить за чистотой своей речи;
•  не употреблять жаргонных и бранных слов;
•  грамотно излагать свои мысли, чтобы быть правильно понятым;
•  не допускать двусмысленности высказываний;
•  не употреблять без надобности слова иностранного происхождения, если им есть достойная замена в богатейшей лексике русского языка;
•  быть доброжелательными по отношению к собеседникам;
•  обогащать свой словарный запас;
•  чаще обращаться к словарям – нашим верным помощникам;
•  больше читать классическую русскую литературу – это противоядие пошлости и уродству;
•  ценить «роскошь» человеческого общения.
Мы составили такую памятку для тех, кто хочет работать над своей речью. 1) Расширяй круг своего чтения .2) Контролируй себя, борись с погрешностями языка и стиля. 3) Чаще консультируйся со словарями русского языка. 4) Читай литературу по вопросам культуры. 5) Внимательно слушай хороших ораторов и выдающихся актеров.Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, нашей души, ума. В настоящее время очень ценится в человеке хорошее владение речью. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. Каждый должен воспитывать в себе образованную, культурную языковую личность. Во все эпохи хорошая речь была и будет отражением духовной жизни, культуры человека и общества. Авторы «Книги о хорошей речи» Голуб и Розенталь утверждают: «О человеке мы судим прежде всего по его речи: кричит, грубит - злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый; косноязычен, «мычит», запинается – Бог обделил его талантом; владеет языком свободно – наверно, способный, далеко пойдет». Прислушаемся к их словам. Будем работать над своей речью. Русский язык – главнейший предмет в школе. Каждый человек, независимо от той деятельности, которую он для себя изберет, непременно должен уметь грамотно писать, уметь четко и ясно излагать свои мысли, правильно понимать то, что изложено другими. Закончить свое выступление я хочу словами И.С Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь бережно с этим орудием – в руках умелых оно способно творить чудеса». Это наказ из прошлого нам, сегодняшним, – любить и обращаться с ним  бережно.
Список литературы:
Актуальные проблемы культуры речи. -  М.,1970, 180с.
Головин,  Б.Н. Основы культуры речи/Б.Н. Головин -   М: Высшая школа, 1988.
Васильева, А.Н. Основы культуры речи/ А.Н. Васильева -  М: Русский язык, 1990.
Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 3-е., дополненное и переработанное. Ростов на Дону: 2003.
Культура русской речи. Учебное  пособие /Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева.- М.: Издательство НОРМА, 2000.
Сиротинина, О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне//Активные языковые процессы конца XX века/ О.Б. Сиротина – М., 2000.