Конспект урока русского языка в 5-м классе на тему Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения.

смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения* (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Л: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.
М/п: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим) и аудирования, анализировать, сравнивать, делать выводы.
6ЛР: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение.
3ЛР: опознавать обращения на слух и находить их в письменной речи (в текстах художественного и разговорного стиля), правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять в собственной речи и следить за культурой речи.

Этапы урока
Ход урока



Учитель

Ученик



I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II.Лингвистическая разминка.

Слайд №1


















Слайд №2





Слайд №3
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать вопросы одного из разделов науки о языке. Какого?
- Верно. А начнем мы наш урок с разминки. Посмотрите на доску. Кто прочитает записанное на доске?
Едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках все там варят с солью.
- Ребята, почему вам стало смешно?

-Попробуйте расставить границы предложений так, чтобы запись на доске обрела смысл.
- Теперь прочитаем. Запись обрела смысл.
- Что нужно еще исправить, чтобы и графически все было оформлено верно?
- Синтаксиса.

















-Здесь есть грамматическая связь слов, а лексической связи нет. Такого не бывает на самом деле.






- Предложения начинаются с большой буквы.

III. Введение в тему с постановкой целей урока и вопросов по теме.

Слайд № 4



Слайд №5

На слайде (доске) представлено предложение:

Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. (А.С. Пушкин)

– Найдите слова в И.п.
– С каким из них обращаются к собеседнику, привлекая его внимание?
– Кто такой кудесник? Подберите синонимы к этому слову.
– Будет ли это слово смысловым отрезком?

– Какова тема урока? Сформулируйте вопросы по теме.





- Кудесник, ты, старик.
- Кудесник.

- Волшебник.

- Да, у него есть дополнительное значение – называет лицо, к которому обращаются, привлекают его внимание.
- Тема урока «Обращение». Что такое обращение? Каким оно бывает? Как выделяется на письме?


IV. Открытие нового знания.

Слайд №6




Слайд №7














Слайд №8









Слайд №9



































Слайд №10
1. Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем основной вопрос урока», § 28.
а) Упр. 265 – наблюдение за обращениями в разговорной речи, обыденной обстановке (диалог между учениками, взрослыми и учениками).


Историческая справка.
Речевой этикет разных времён и народов предусматривал довольно странные и в то же время интересные формы обращений. Пётр Первый в «Прикладах или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконил как обращение к одному лицу такие слова: Милостивый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами.

б) Упр. 266 – наблюдение за обращениями в художественном тексте.

2. Выборочное чтение определения в рамке (упр. 268).

3. Наблюдение над способом выражения обращения, выявление различий между обращением и подлежащим, имеющими сходные формы И.п.
- В каком падеже стоит обращение?
- Какие члены предложения также стоят в И.п.?
- В чем различие между обращением и подлежащим?
В качестве материала для сравнения обращаемся к предложению, которое рассматривали на этапе введения.
Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье.
– Вспомните слова, которые стоят в И.п.
– Можно ли обратиться к собеседнику со словами ты, старик? Обратите внимание! Местоимение ты никогда не бывает обращением, это невежливо – сказать человеку – ты.
– Сравните данное предложение со следующим:
Кудесник предсказал Олегу смерть от коня.
– Каким членом предложения будет слово кудесник? Почему?
– Чем же отличается подлежащее от обращения?
– Будет ли обращение членом предложения? Как это можно проверить?


4. Чтение и анализ текста в рамке (упр. 268).
– Какую новую информацию об обращении вы получили? Всё ли вам понятно?
– Приведите пример распространённого и нераспространённого обращения.
– Как называется интонация при обращении? Почему она так называется?


Историческая справка. Сейчас обращение употребляется в именительном падеже, а в глубокой древности был еще один падеж звательный. Имена существительные в этой форме и использовались в роли обращения. Следы его можно встретить в литературе XIX в., например: Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»). Такие формы сохранились частично в современном русском языке: господи, боже, отче, а также в украинском языке: сынку.


- Ученики выясняют, что в качестве обращений используются имена, имена и отчества, фамилии, если обращаются к одному человеку, и общие названия – дети, ученики, учащиеся, если обращаются к нескольким лицам, группе людей.
- Выявляются слова­названия людей и неживых (неодушевлённых) предметов, которые используются в качестве обращений.
В результате наблюдений формулируется вывод, что такое обращение, который сравнивается с определением в учебнике.
























- В И.п.
- Кудесник, ты, старик.
- Подлежащее.

-














- Подлежащим: отвечает на вопрос кто?
- У них разные значения.
- Задать вопрос к обращению нельзя. Оно не является членом предложения.







- Смысловой отрезок, бывает распространённым и нераспространённым.

- Звательная интонация.


V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Слайд №11























Слайд №12




Первичное применение знаний и развитие учебно­языковых и речевых умений.
1.Упр. 269 ( устно) – развивается умение находить обращение, правильно интонировать предложение с обращением, определять место обращения в предложении.
2. Всем нам при обращении
Поможет обращение
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй
(А.Косоговский)
- Прочитайте еще раз стихотворение и скажите, с какой целью мы используем обращения в речи?
(Когда обращаемся к кому – либо)
- Найдите в стихотворении обращение.
- Какими знаками препинания оно выделено?
3.Творческая работа. Скоро будет праздноваться День матери, по традиции он отмечается в последнее воскресенье ноября. Составьте небольшой текст, который вы адресуете маме.
- Какие обращения вы могли бы использовать?
- Не забудьте о знаках препинания.
Несколько работ зачитываем. Листы на партах.
- Послушайте стихотворение Б. Заходера «Очень вежливый индюк»
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк
Раз по тридцать в день,
Не реже, он кричал:
-Эй вы, невежи!
Заходите, что ли в гости –
Научиться вежливости.
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!-
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.

-Как вы думаете, ребята. Почему и Индюку никто не пришел в гости?
-О каких словах забыл Индюк, которые употребляются вместе с обращениями?



VII. Итог урока.


– На какой член предложения похоже обращение?
– А как их отличить?


VIII. Рефлексия.
– Что удалось на уроке, было самым интересным?
– Какие трудности встретились?
– Что помешало при выполнении заданий?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?


IX. Домашнее задание.
Слайд №13

1. Составить связный рассказ об обращении (на основе текста правила).
2. Найти и выписать из произведения, которое изучается на уроке литературы, предложения с обращениями. Обращения обозначить буквой О.



Заголовок 215