Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ « УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ НПО ПЛ №13 МО ____ __________ / Калачанова Н.Б ./ «______» _______ _______ _ 201 4 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК » основной профессиональной образовательной программы средне го профессионального образования по профессиям : 23.0 1 .03 « Автомеханик » , 15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосвароч ные работы) . г. Раменское 2014 г. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 2 Рабочая п рограмма учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного станд а рта (далее – ФГОС) для профессий средне го профе с сионального образования (далее С ПО) 2 3.0 1 .03 « Автомеханик » , 15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) . Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п реподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального обра зования профессиональный лицей №13 Московской области. Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодат еля _____________________________________________________ _______________ ____________________________________________________________________ «____»____________201______ ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 3 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 7 ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины Русский язык является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС для профессий С ПО 23.01.03 « Автомеханик » , 15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) . Программа учебной дисциплины может быть использован а для профессий технического и социально - экономического профилей профессионального образования . 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Русский язык » принадлежит к общеобразовательному ци клу по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического профиля. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями фед ерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Программа ориентирована на достижение следующих целей: ● воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; ● дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой де ятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; ● освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; норма х речевого поведения в различных сферах общения; ● овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соо тветствии с задачами общения; ● применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода . В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 5 В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой т емы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных раздел ов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефера тов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, ег о устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Формирование культуроведчес кой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов. Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности о бучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.). При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Предл агаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся и способствовать восприятию языка как системы. Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной шко ле. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет обучающи мся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие зада ний и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык». ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 6 Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Программа призвана обеспечивать восполняющее повторение при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Большое количество упражнений, предлагаемых по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в п ервую очередь навыков правильного письма. Рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников, уделить должное внимание формированию коммуникативной , языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:  закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, морфологии, грамматике и правописанию;  совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;  закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;  дать общие сведения о языке в соответствии с Госу дарственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника;  обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;  обеспечить дальне йшее овладение изобразительно - выразительными средствами языка с одновременным расширением знаний учащихся о тропах, фигурах речи, лексических, фонетических средствах выразительности  способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека. В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен: знать/понимать ● связь языка и истории, культуры русского и других народов; ● смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ● основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ● орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуацион ные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально - культурной, учебно - научной, официально - деловой сферах общения; ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 7 уметь ● осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения я зыкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; ● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ● проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стил ей и разновидностей языка; аудирование и чтение ● использовать основные виды чтения (ознакомительно - изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; ● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно - научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо ● создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различ ных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально - культурной и деловой сферах общения; ● применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литератур ного языка; ● соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ● соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; ● ис пользовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ● осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценност и народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; ● развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; ● увеличения словар ного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ● совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, ме жличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; ● самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 8 Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: - учитываются ум ения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; - учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нор мами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно - выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; - учитывается способность обуча ющегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. Формами контроля, выявляющего подготовку обучающегося по русскому языку, служат соответствующие ви ды разбора, устные сообщения обучающегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. При построении учебного процесса учитываютс я, требования ФГОС С ПО профессиям 23.01.03 « Автомеханик » , 15 .01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) , которые предусматривают, что выпускник, освоивший ОПОП С ПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей проф ессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекци ю собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессио нальной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК 8 . Исполнять воинскую о бязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 10 9 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебн ой нагрузки обучающегося 7 9 часов ; самостоятельной работы обучающегося 30 часов. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 9 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагру зка (всего) 10 9 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 7 9 в том числе: практическая работа 79 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30 в том числе: доклады 7 с амостоятельная проработка дополнительной литерат уры, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя 6 создание презентаций по заданным темам 4 выполнение упражнений 13 Итоговая аттестация в форме 1 курс - з ачёт 2 курс - экзамен ГБОУ НПО ПЛ№13 МО 10 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык 15.01.05 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работ ы) 23.01.03 «Автомеханик» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Введение. Яз ык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духов ной культуры русского и других н а родов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. 2 1 Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили речи . 10 1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к ре чи: правильность, точность, выразител ь ность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использов а ния. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: док лад, ст а тья, сообщение и др. Официально - деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально - делового стиля: заявление, доверенность, расписка, р е зюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Ос новы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичн о го выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно - выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Приз наки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды св я зи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тез и сы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового член е ния текста. Функционально - смысловые типы речи (повествование, описание, ра с суждение). Соединение в тексте различных типов речи. Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение упражнений. Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя. Создание п резентаций по заданным темам . 5 3 ГБОУ НПО ПЛ№13 МО 11 Тема 2. Лексика и фразеология . 9 1, 2, 3 Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омон и мы, синонимы, антонимы, парон и мы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, вомонимов, паронимов. Контекст у альные синонимы и антонимы. Градация. А н титеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно ру с ская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диале к тизмы). Пр офессионализмы. Терминол о гическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, н е ологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обознача ю щая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная ле к сика и фразеологи я. Русские пословицы и погово р ки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические сл о вари. Лексико - фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их испра в ление. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя. Выполнение упражнений. 1 0 3 Те ма 3 . Фонетика, орфоэпия, графика, орфография . 9 1, 2, 3 Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Уд а рение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интон а ционное б огатство русской речи. Фонетический ра з бор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Пр о изношение гласных и согласных звуков, произношение заимств о ванных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изо бразительное средство. Асс о нанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правоп и сание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. Самостоятель ная работа обучающихся: Работа со словарями. 2 3 Тема 4. Морфемика, словообразование, орфография . 8 1, 2, 3 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность мо р фем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразова ния. Словообразование знаменательных ча с тей речи. Особенности словообразования професси о нальной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словоо б разовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление су ф фиксов в разных стилях реч и. Речевые ошибки, связанные с неоправда н ным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ - . Правоп и сание сложных слов. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов . 2 3 Зачет 2 3 ГБОУ НПО ПЛ№13 МО 12 Тема 5 . Морфология и орфография . 12 1, 2, 3 Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамм а тическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнамен а тельные части речи и их роль в построении текста. Основные выр азител ь ные средства морфологии. Имя существительное. Лексико - грамматические разряды имен с у ществительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен с у ществительных. Правописание окончаний имен существительных. Прав о писание сложных существительных. Морфологический разбор имени с у ществительного. Употребление форм имен существ и тельных в речи. Имя прилагательное. Лексико - грамматические разряды имен пр и лагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагател ьных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Упо т ребление форм имен прил а гательных в речи. Имя числительное. Лексико - грамматические разряды имен числ и тельных. Правописание числительных. Морфологический разбор име ни числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико - грамматические ра з ряды местоимений. Правописание местоим е ний. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи пре д ложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правопис а ние НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художестве н ном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагол ь ных форм в художествен ном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действител ь ных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Пр а вописание - Н - и – НН - в причастиях и отглагольных прилагательных. Пр и частн ый оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия пр и частий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование дееприч а стий совершенного и несоверш енного вида. Правописание НЕ с дееприч а стиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с де е причастным оборотом. Морфологический ра з бор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с дее причастиями. Синонимия де е причастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения н а речий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов - омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характер и ст ике признака действия. Использование местоименных наречий для св я зи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично - предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов - омонимов. Группы слов кат е гории состояния. Их функции в речи. Самостоятельная работа обучающихся: Работа со словарями . Подготовка докладов на индивидуальные темы, посвященные вкладу в развитие русского языка известных филологов . 3 3 ГБОУ НПО ПЛ№13 МО 13 Тема 6. Служебные части речи . 8 1, 2, 3 Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие прои з водных предлогов (в течение, в продолжение, вследс т вие и др.) от слов - омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, с о гласно и др. Союз как часть речи. Прав описание союзов. Отличие союзов т о же, также, чтобы, зато от слов - омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание ча с тиц НЕ и НИ с разны ми частями речи. Частицы как средство выраз и тельности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание ме ж дометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с межд о метиями. Употребление междометий в речи. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя. Создание презентаций по заданным темам. 2 3 Тема 7 . Синтаксис и пунктуация . 19 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства си н таксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в сл о восочетании. Нормы п о строения словосочетан ий. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. С и нонимия словос о четаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство ру с ской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилист и ческие функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлеж а щим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовреме н ных форм глаголов - сказуемых как средство связи предложений в те к сте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, о б стоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в п остроении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обсто я тельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подл е жащего. Односост авные предложения с главным членом в форме сказу е мого. Синонимия односоставных предложений. Предложения однососта в ные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в ра з ных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Осло жненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях р е чи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без с о юзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособл е ние определений. Синонимия обособленных и 1, 2, 3 ГБОУ НПО ПЛ№13 МО 14 необособленных определ е ний. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление о б стоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительн ого средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обосо б ленных и необ о собленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с член а ми предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от зна менательных слов - омонимов. Употребление вводных слов в речи; ст и листическое различие между ними. Использование вводных слов как сре д ства связи предложений в те к сте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в ра з ных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи а в торского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междом е тий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при пр я мой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оф ормление диалога. Знаки препинания при диалоге. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносоч и ненных предложений с различными союзами. Употребление сложносоч и ненных предложений в р ечи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложнопо д чиненном предложении. Использ о вание сложноподчиненных предложений в разных типах и ст и лях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессою з ном сложном предложении. Использовани е бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподч и ненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структ у ра и ан а лиз. Период и его построение. Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя. Создание пр езентаций по заданным темам. Выполнение упражнений. 6 3 Всего аудиторной учебной нагрузки : 79 Уровни освоения учебного материала: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по обра зцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемн ых задач ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ НЫ Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русский язык . 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспеч е нию : М ультимедийный проектор; П роекционный экран; К омпьютерные программы (обучающие и контролирующие). 3.2. Информационное обеспечение обучения: Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Русский язык : учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / Антонова Е.С. , Воителева Т.М. – 6 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 4 . – 384 с. Русски й язык: Сборник упражнений : учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / Т.М. Воителева . – 4 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 4 . – 224 с. Русский язык: Методические рекомендации : учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / Т.М. Воителева . – 2 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 4 . – 192 с. Дополнительные источники: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, (базовый уровень). Москва «Просвещение» 2011г. – 28 7с. Герасименко Н.А. , Канафьева А.В. , Леденева В.В. Русский язык : учебник д ля образоват. учреждений сред. проф. образования . – 14 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с. Антонова Е.С. , Воителева Т.М. Русский язык: Пособие д ля подготовки к ЕГЭ . – 3 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 3 . – 176 с. Т. М. Воителева. Русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320с. Т. М. Воителева. Русский язык: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 336с. Т.М.Воителева, А.О.,Орг, М.А.Мачулина. Русский язык. Сборник упражнений. 11класс базовый уровень. 2011г. 160с. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 - 11 кл.общеобразовательных учреждений. - М.,2011. – 367с. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 16 А.В.Дудников, А.И.Арбузова., И.И Воржбицкая. Русский язык. Учебное пособие для средних специальных уч ебных заведений. Москва «Высшая школа» 2004. – 414с. Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин., М.А.Мищерина. Русский язык 10 - 11классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М «Русское слово» 2012г. - 448с В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык 10 - 11кл. У чебник для общеобразовательных учреждений. М «Просвещение». 2011г. И.В. Золотарёва. Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки к УМК А.И.Власенкова. Развитие. Ясность. Грамматика. Текст. Стили. 10класс. Москва. 2010г. – 240с. Литература для учителя: Русский язык : Методические рекомендации : учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / Т.М. Воителева . – 2 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 4 . – 192 с. Словари : Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русско м языке. – СПб., 2000. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2 - е изд., испр. и доп. – М., 2001 . Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004. Новый орфографический словарь - справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3 - е изд., стереотипн. – М., 2002. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25 - е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л .И. Скворцова. – М., 2006. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико - грамматическими формами. – М., 2002. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 17 Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001. Ушаков Д.Н., Крючко в С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь - справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы сл ов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и п роисхождение словосочетаний. – М., 2000. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000. Интернет - ресурсы: Электронный рес урс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www . slovari . ru Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека - ВВМ». Форма доступа: www . velib . com Электронный ресурс «Литературный портал - «Ру сская литера тура». Форма доступа: www . fplib . ru Электронный ресурс «Электронная версия газе ты «Русский язык». Форма доступа: ras . lseptember . ru Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: raslit . ioso . ra Электронный рес урс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www . gramota . ru Электронный ресурс « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия » . Режим доступа: http://vip.km.ru/vschool Электронный ресурс «Балда» на «Грамоте.ру» . Режим доступа: http://igra.gramota.ru Интернет - ресурсы д ля преподавателей: Закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53_ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим дост у па: http://www.rg.ru/2005/06/07/yazyk_dok.html Примерные программы и государственные стандарты [Электронный ресурс]. Р е жим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok Книжная пои сковая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: eBdb http :// www . ebdb . ru Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам [Электронный ресурс]. Р е жим доступа: http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovari.ru/default.aspx?p=25 72 ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 1 8 Малый академический словарь (МАС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// feb _ web . ru Машинный фонд русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cfrl.ru Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru Орфография и пунктуация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142 /01/index.html Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический спр а вочник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920 Словарь лин гвистических терминов Д.Э. Розенталя [Электронный ресурс]. Р е жим доступа: http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru Частотный словарь русского языка С.А. Шарова [Электронный ресурс]. Р е жим доступа: http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp Этимологический словарь М.Р. Фасмера [Электронный ресурс]. Режим дост у па: http://vasmer.narod.ru Автоматическая обработка текста (АОТ) [ Электронный ресурс]. Режим до с тупа: http://www.aot.ru/onlinedemo.html Анаграммы [Электронный р е сурс]. Режим доступа: http://www.blues.ru/fedor/anagrams. asp http://tramvision.ru/words/ana.htm "Вавилонская Башня" (морфологический анализ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://st arling.rinet.ru/cgi_bin/morphque.cgi?encoding=win Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку [Электронный р е сурс]. Режим доступа: http://rus.rusolymp.ru Говорим и пишем правильно [Электронный ресурс]. Режи м доступа: http://community.livejournal.com/pishu_pravilno Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентя б ря" . [Электронный р е сурс]. Режим доступа: http://rus.1september.ru Журнал «Язык человека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~humlang Коллекция интерактивных диктантов [Электронный ресурс]. Режим досту па: http://learning_russian.gramota.ru/idictation.html Крупнейший мировой ресурс по лингвистике [Электронный ресурс]. Режим до с тупа: http://linguistl ist.org Лингвомания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lingvomania.info Методические разработки, предполагающие использование компьютерных те х нологий (ИКТ) на уроках русского языка [Электронный ресурс]. Ре жим доступа: http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 19 Портал «Культура письменной речи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.g ramma.ru Синтаксис современного русского языка [Электронный ресурс]. Режим до с тупа: http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook089/01/index.html?part_029.htm Слова - палиндромы [Электр онный ресурс]. Режим доступа: http://tramvision.ru/words/pal.htm СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Стилистика русского языка: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook028/01/index.html Теория текста [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://evartist.narod.ru/text14/01.htm Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, ли н гвокультурология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://learning_russian.gramota.ru Этимология [Электронный ресурс]. Режим доступа: Язык русской деревни (диалектологический атлас ) [Электронный р е сурс]. Режим доступа: http://www.gramota.ru/book/village ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисципли ны осуществляется преподавателем в процессе проведения практическ их занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Формой итогового контроля я вляется экзамен . Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 1 2 умения • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуника тивных задач; Устные, письменные ответы, доклады, сочинения. • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно сти и уместности их употребления; Устные, письменные ответы, доклады, сочинения. • проводить лингвистический анализ те кстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; Устные, письменные ответы, доклады, сочинения. Знания/ понимание  Связь языка и истории, культуры русского и других народов; Устные, письменные ответы, доклады, сочинения.  Смысл понятий: речев ая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; Устные, письменные ответы, доклады, сочинения.  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Устные, письменные ответы, доклады, сочинения. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 21  Орфоэпические, лексич еские, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально - культурной, учебно - научной, официально - деловой сферах общения. Устные, письменные ответы, доклады, сочинения. ауд ирование и чтение Выполнение индивидуальных заданий (доклады, рефераты, просмотр информации в СМИ, Интернет) • использовать основные виды чтения (ознакомительно - изучающее, озна - комительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; Выполн ение индивидуальных заданий (доклады, рефераты, просмотр информации в СМИ, Интернет - ресурсах. • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно - научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представлен ных в электронном виде на различных информационных носителях; Поиск информации в Интернет - ресурсах, научно - популярных статьях. говорение и письмо • создавать устные и письменные монологические и диалогические вы - сказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально - культурной и деловой сфе - рах общения; Дискуссии, семинары, викторины. • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лек - сические, грамматические нормы современного русского литературного языка; Викторины, турниры. • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; Сочинения, контрольные работы ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 22 • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; Дискуссии • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; Доклады, рефераты. Работа с первоисточниками Использовать приоб ретенные знания и умения в практической дея - тельности и повседневной жизни для: • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; Семинары, диспуты, викторины • разви тия интеллектуальных и творческих способностей, навыков само стоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различ ных областях человеческой деятельности; Викторины, турниры • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языко вых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; Чтение первоисточников (конспектирование, реферирование) • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовно сти к речевому взаимодейст вию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; Семинары, диспуты. • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Поиск информации в Интернет - ресурсах. Семинары, диспуты. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 23 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК Название ОК Технологии формирования ОК (на уче б ных занятиях) ОК 1. Понимать сущность и социал ь ную значимость своей будущей пр о фессии, проявлять к ней усто й чивый интерес 1. Выполняет комплексный анализ текстов - фрагме н тов статей о свое й профессии, фра г ментов произведений художественной литературы, публ и цистики (М.Булгаков, И.С. Тургенев, Д. Гранин, Костомаров и др.). 2. Приводит аргументированные доводы, рассу ж дения и фактический материал в статьях «Моя профессия», «Защитим русский язы к!», эссе «Мои первые дни в лицее», сочинении - рассуждении «Мое отношение к неце н зурной брани в молодежной ср е де». 3. Составляет памятки «Требования к речи специал и ста», «Десять заповедей воспитания», «Как не должен говорить образованный чел о век». ОК 2. Ор ганизовывать собственную де я тельность, определять методы р е шения профессиональных задач, оц е нивать их эффе к т ивность и качество 1. Планирует деятельность при индивидуальном и групповом выполнении заданий (создание пантомим по фразеологизмам, подготовка реч и в защиту своих арг у ме н тов, анализ текста, анализ речевых ситуаций) 2. Рационально распредел яет время на выполнение з а да ния. 3. Выстраивает Сократический диалог «Как стать ко м муникабельным и уверенным собесе д ником». 4 . Обладает навыками ведения дискусси и, аргумент и ровано высказывать собственную точку зрения, сл у шать и анализировать мнения опп о нентов (дискуссии «Каким должен быть специалист XXI века»). 5. Пишет изложение с элементами сочинения по о т рывку из произведени й. 6. Сочиняет сказку с использование м фразеологизмов. ОК 3. Оценивать риски и принимать р е шения в неста н дартных ситуациях 1. Обсуждает сложные и дискуссионные во просы и проблем ы по дисциплине ( « Язык телеканалов, их влияние на языковую культу ру мол о дежи». . 2. Отстаивает свою точку зрения («З айми позицию ( «Зачем нам нужны иноязычные слова?») , «Один — вдвоем — все вместе» (дискуссия «Защитим ру с ский язык»). 3. Разрешает проблем ы «Как стать краснореч и вым» с помощью методов «Дерево решений», «Мозго вой штурм». 4. Применяет наиболее этичные и эсте тичные виды взаимодействия с коллегами, участниками процесса, администрацией и т.д. 5. Ответственен за свой труд, за результат выполнения задания. ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 24 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессионал ь ны х задач, профессионального и личн о стного ра з вития 1. Создает тематические проекты, презентации по ру с скому языку, рефераты, доклады, сообщения, творч е ские работы и др. 2. Анализирует источники информации, использу е мые для разработки творческих работ. 3. Ос уществляет рациональный выбор источника инфо р мации. 4. Составляет список фразеологических оборотов со словами «голова», «сердце», «душа». 5. Приводит примеры цитат известных ученых, ли н гвистов, писателей о русском языке. 6. Работает со словарями (энциклопе дическим, толк о вым, этимологическим, орфографическим, орфоэпич е ским и др.). 7. Составляет собственные словари («Словарь мол о дежного сленга», «Словарь телеканала»). ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии для с о вершенствования професс иональной деятельности 1. Составляет список книг об известном лингвисте или их трудов (В.В. Даль, Л.В. Щерба, А.М. Пешко в ский, А.Х. Востоков и др.) при п о мощи Интернета. 2. Составляет конспект, тезисы, план статьи выда ю щихся лингвистов, воспитателей, педаг огов, испол ь зуя ресурсы Интернета (И.Г. Песталоцци «Как Ге р труда воспитывает своих детей», Л.В. Щерба «Безграмо т ность и ее причины», В.А. Сухомлинского «Как восп и тать настоящего челов е ка» ). 3. Использует информационно - коммуникационные технологии для создан ия электронных презент а ций, проектов, графиков и диаграмм по дисциплине в соо т ветствии с пол у ченным заданием . ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, ко л легами и с о циальными партнерами 1. Участвует в дискуссиях в области гуманитарного знания, культуры («Об экологии языка», «О милосе р дии», «О нравственности», «О профе с сионализме» и др.). 2.Обладает навыками ведения дискуссии, аргументир о вано высказывать собственную точку зрения, сл у шает и анализирует мнения опп о нентов . 3. Оформляет деловую документацию, необход и мую при приеме на работу (заявление, резюме, автобиогр а фию и др.). 4. Применяет наиболее этичные и эстетичные виды взаимодействия с коллегами, участниками процесса, администрацией и т.д. 5. Терпим к другим мнениям и позициям. 6. Оказывает помощь другим участникам команды. 7. Выполн яет обязанн ос тей в соответствии с распред е лением групповой де я тельности . ГБОУ НПО ПЛ№13 МО Капин Артем Витальевич 25 ОК 7. Ставить цели, мотивировать де я тельность воспитанников, организов ы вать и контролировать их работу с пр и нятием н а себя ответственности за кач е ство образовательного проце с са 1. Организовывает деятельность в группе, распред е ляет задания (дебаты «О роли воспитателя в жизни челов е ка», «Русский язык сегодня», «Язык телекан а ла»). 2. Осуществляет взаимопроверку письменных пров е рочных работ (тестов, таблиц и др.). 3. Применяет наиболее этичные и эстетичные виды взаимодействия с коллегами, участниками процесса, администрацией и т.д. ОК 8. Самостоятельно определять зад а чи профессионального и личностного ра з вития, заниматься с амообразован и ем, осознанно планировать повышение кв а лифик а ции 1. Составляет схему «Системные отношения в ле к сике русского языка». 2. Выполняет упражнения, задания, проверочные, тво р ческие работы. 3. Составляет памятку «Как не должен говорить обр а зованный ч еловек». ОК 9. Осуществлять профессионал ь ную деятельность в условиях обновл е ния ее целей, содержания, смены те х нологий. 1. Использует разнообразные технологии получ е ния, закрепления и передачи информации.