ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки


ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
(программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки)
Пояснительная записка
Попытки выяснить мотивацию к изучению русского языка в старших классах показали, что ребята относятся к данному предмету школьной программы без всякого интереса. Исследование проводилось методом анкетирования учащихся 9-11 классов. Анкета включала в себя два вопроса:
Почему ты изучаешь русский язык?
Мне это интересно.
Мне это необходимо.
Назовите 2-3 предмета школьной программы, которые тебе нравятся особенно (изучаешь с интересом).
Результаты исследования совсем не радуют учителя-словесника: ни один учащийся (даже в гуманитарных классах) не сказал, что с интересом изучает русский язык. Думаю, что мотивация «надо, необходимо» недостаточно эффективна. С другой стороны, среди предметов, которые ребята осваивают «потому что интересно», назывались самые различные дисциплины (в том числе литература - 72 %). Это свидетельствует о том, что область интересов подростков-выпускников не ограничивается фактором престижности специальности, а в русском языке как в предмете школьной программы ребята, к сожалению, не находят того, что было бы им любопытно. Й при завершении изучения школьного курса русского языка выпускники не видят перспективы дальнейшей работы в этой области и считают, что полученные знания можно только совершенствовать.
Конечно, учителя русского языка находят разнообразные приемы, чтобы повысить интерес ребят к предмету, в том числе и за счет использования различных игровых технологий, методов проблемно-ориентированного анализа и т. д. Так, например, в 8 классе мы с ребятами ввели в постоянную практику урока рубрику «Историки языка»: каждый желающий по очереди выбирал какое-нибудь интересное слово, фразеологизм, крылатое выражение и должен был не только определить лексическое значение, но и его этимологию, сферу употребления, лексическую сочетаемость и т. д. Многие учителя организуют постоянные выпуски стенгазет, где помещаются занимательные факты из разных разделов русского языка, лингвистические задачи и шарады, грамматические сказки, сочиненные детьми и т. д. Однако в старших классах это уже не отвечает потребностям учащихся, которые теперь стремятся к собственному аналитическому, исследовательскому творчеству, некой научной работе. И поэтому, даже если ребята не в совершенстве (или недостаточно хорошо) освоили грамматику русского языка, им необходимо показать и другие области языкознания. Это также важно для профессионального самоопределения выпускников.
Цели и задачи курса. Структура курса
Программа спецкурса «Введение в языкознание» предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.
Цели курса: ввести школьников в мир языкознания; рассказать об актуальных направлениях исследования в современной лингвистике.
Задачи курса: формировать устойчивый интерес к лингвистике; развивать коммуникативные, творческие навыки учащихся; способствовать развитию мышления и речи учащихся на основе углубления знаний по теории и истории языка; обеспечить овладение методикой и навыками исследовательской работы области языкознания; обеспечить овладение практическими методологическими приемами лингвистического исследования, также написания и оформления работы в научном стиле.
Ожидаемые результаты
Безусловно, программа данного спецкурса «не покрывает» се области языкознания как научной дисциплины, а лишь дает необходимое представление о многообразии подходов к изучению языка как уникального явления духовного интеллектуального опыта человечества. Таким образом, в результате изучения спецкурса учащиеся должны:
усвоить основные теоретические понятия;
определиться с конкретной областью лингвистического исследования и написать курсовую работу по выбранной теме.
Один из главных недостатков спецкурса — дискретность знаний учащихся компенсируется самостоятельной исследовательской творческой деятельностью участников программы, основанной на продуктивном сотрудничестве «учитель - ученик».
Реализация программы осуществляется различными методами и приемами. При знакомстве с каждым новым разделом курса преимущество отдается проблемному методу изучения материала. Теоретические сведения могут быть представлены в форме лекций учителя, докладов или сообщений учащихся. После теоретического изучения раздела предполагается индивидуальная исследовательская деятельность по выбранной учащимся теме; основной метод работы - индивидуальные (и/или групповые) консультации. Во время этого периода проводятся также практические занятия: круглые столы, диспуты, лектории, лингвистические состязания и др. Проводятся также занятия в библиотеках, на которых ребята учатся составлять библиографические списки по выбранной тематике, работать с научной литературой. Завершается изучение курса конференцией, на которой участники программы защищают свои курсовые работы.
Данный спецкурс может быть рассчитан на 32 учебных часа и предполагает работу с учащимися 9 классов. Программа курса может варьироваться, что связано как с индивидуальным подходом учителя, так и с наличием литературы, интересами учащихся.
Количество часов может быть также изменено.
Тематическое планирование курса
№ п/пСодержание учебного материала Кол-во часов Практические занятия
1 2 3 4
1 Введение. Что изучает лингвистика? Чего нет в учебниках? Лингвистические парадоксы и задачи 2 Сравнительный анализ учебников русского языка для школьников и учебника «Общее языкознание» для студентов филологических вузов
2 Сколько языков в мире? Теории происхождения языков. Языковые семьи. Языковое древо. Взаимодействие языков 3 Принцип объединения языков в семьи
3 Письмо и язык. История возникновения письменности; Иероглифический тип письма. История возникновения и реформы русского письма 3 Лекторий и видеолекторий «Типы письменности».
Творческий конкурс «Пиктографическое письмо»
4 История развития русского литературного языка. Основы исторической грамматики 3 Проект-презентация «Этапы становления русского литературного языка». Решение задач по исторической грамматике
5 Русский язык в кругу славянских языков. Языки-братья. Первые книги на Руси 2 Практикум по составлению библиографии в научной библиотеке университета
6 Русский язык в современном мире. Мировые языки. Международное значение русского языка. Русский язык как иностранный 3 «Изучение русского языка как иностранного» - круглый стол с участием иностранцев, изучающих русский язык, и преподавателей
7 Современное состояние русского языка. Что изучает социолингвистика? Опыт социолингвистического исследования 4 Диспут «Проект реформирования русского языка».
Социолингвистические исследования. «Симпозиум лингвистов»
8 Языковая картина мира. «В словах дробится мир вещей». Языковая картина мира - способ отражения действительности 3 Знакомство с научными работами по данной тематике на кафедре русского языка университета
9 Язык личности. Методика исследования. Факторы, создающие неповторимость языка каждой личности 3 Практикум «Методы наблюдения над языком личности»
10 Язык в действии - речь. Язык как средство общения. Разговорная речь. Что такое «хорошая речь»? Правила «хорошей речи» 3 Ораторский турнир (практикум по культуре речи). «Поэтами \ рождаются, ораторами становятся»
11 Язык в мире людей. Язык жестов. Жаргон. Сленг 3 Лингвистический эксперимент.
Билингвистический (русско-американский) сопоставительный анализ языка жестов
Примерные темы для творческих работ учащихся
Язык рекламы и его влияние на современный русский язык.
Фрагменты языковой картины мира.
Проект реформирования русского языка в контексте истории и развития русского литературного языка.
Пути пополнения словарного запаса. Неологизмы и их ль в современном русском языке.
Речевой портрет современного человека.
Бывшие архаизмы и историзмы в лексиконе современного человека.
Язык будущего и письмо будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Караулов, Ю. Я Русский язык и язык личности/ И. Караулов. -- М., 1987.
2. Костомаров, А Г. Жизнь языка / В. Г. Костомаров. - М, 1994.
3. Крысин Л. П. Изучение современного русского языка под социальным углом зрения / Л. П. Крысин // Русский язык школе-1996.-№6.
4. Львова, А. А. Язык в речевом общении / А. А. Львова. - .,1992.
5. Мечковская, Н. Б, Социальная лингвистика / Н. Б. Мечковская.-М., 1994.
6. Панов М В. Энциклопедический словарь юного филолога / сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1984.
7. Плунгян В. А. Почему языки такие разные? / В. А. Плунгян. - М.: Русские словари, 1996.
8. Тимофеев, В. Э. Личность и языковая среда / В. П. Тимофеев.-М., 1965.
9. Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1998.