Элективный курс Введение в литературоведение


Элективный курс «Введение в литературоведение»
Н.А.Бугаева
( учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 12 станицы Ленинградской Краснодарского края
Пояснительная записка
Литературоведение занимается изучением художественной литературы. Задача этой науки состоит в том, что бы ответить на вопрос, как возникла литература, как , по каким законам она развивалась на протяжении истекших веков в разных странах, у различных народов. При этом интересуют как отдельные произведения, так и примечательные особенности содержания и формы творческого наследия того или иного писателя в целом, его место и значение в истории национальной и мировой литературы.
Знание теории литературы имеет большое значение для каждого, кто изучает литературу.  «Введение в литературоведение» знакомит с основными понятиями теории литературы и помогает в изучении литературы в 10-11 классах.
Главное внимание в этом курсе уделяется рассмотрению общих свойств художественной литературы, особенностям отдельных литературных произведений, важнейшим закономерностям литературного процесса. Данный курс углубляет и расширяет полученные ранее теоретико-литературные знания, развивает навыки анализа художественных произведений.
Целью данного курса является подготовка учащихся 9 классов к выбору профиля, реализация интереса к изучению литературы через освоение предмета на повышенном уровне сложности.
Предлагаемая программа рассчитана на предпрофильные группы и классы в области гуманитарного профиля. Она включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах по литературе, вызывающие познавательный интерес учащихся по данному предмету.
Значительно расширены сведения по таким темам, как «Поэтические фигуры языка», «Изобразительно-выразительные средства языка» и др.
Курс» Введение в литературоведение» предполагает изучение понятий, необходимых для анализа художественных произведений, прежде всего понятий о сторонах и элементах содержания и формы художественных произведений. Программа рассчитана на 17 часов. Осваивая предложенный курс, учащиеся должны знать и уметь применять на практике понятия, связанные с общими свойствами литературы; понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения; обладать знаниями элементов стиховедения.
Содержание программы.
Введение. (1ч)
Специфика художественной литературы
Художественная литература как вид искусства
Литература и наука
Литература и другие виды искусства.
Художественный образ
Наука о литературе называется литературоведением. Она охватывает различные области изучения литературы и делится на теорию литературы, историю литературы и литературную критику. Специфика и особенности литературы связаны с особенностями слова, речи и отчетливо постигаются при сравнении ее творений с произведениями живописи и скульптуры.
Содержание и форма художественной литературы (2ч)
Литературно-художественное произведение
Содержание и форма литературного произведения
Категории содержания
Замысел и его воплощение
Понятие о содержании литературы. Предмет и цель литературы неразрывно между собой связаны. Исторически определившееся назначение литературы — участвовать в формировании красоты духовного мира людей и стимулировать их деятельность по очеловечиванию и совершенствованию жизни — обусловливает неизбежное обращение писателей к человеку как к главному предмету и столь же неизбежно соотносит с ним все многообразие изображаемого. Такая связь между предметом и целью, их взаимопроникновение характеризуют как литературу в целом, так и каждое ее творение в отдельности.
Литературное произведение как целое. Тема и идея (3ч)
Идея
Проблематика
Тематика
Национальное своеобразие литературы
Теория народности в России
Литературное произведение как целое. Каждое литературное произведение представляет собой какую-либо целостную картину жизни (эпические и драматические произведения) или какое-либо целостное переживание (лирические произведения). Понятие о теме. Понятие об основной идее литературного произведения.
Сюжет и композиция литературного произведения (3ч)
Сюжет
Композиция
Конфликт
Внесюжетные элементы
.Художественная деталь
Пейзаж
Типология литературного субъекта
Характер
Тип
Персонаж
Герой
Прототип
ПортретОбщее понятия о сюжете. Фабула и сюжет. Основные элементы сюжета. Композиция произведения. Аспекты композиции. Повествование. Описание. Рассуждение.
Язык литературного произведения (3ч)
1. Особенности поэтического языка
2. Поэтические фигуры
3. Поэтическая фонетика
4. Тропы
5. Речевая организация произведения
Язык как средство художественного изображения действительности. Синонимы и антонимы. Особые лексические ресурсы языка. Специальные изобразительные средства языка. Эпитет и сравнение. Художественная речь. Поэтический словарь. Тропы. Стих. Проза. Поэтический синтаксис. (Поэтические фигуры языка).
6.Литературные роды, виды и жанры (3ч)
Эпос и его виды
Лирика и ее виды
Лироэпические произведения
Драма и ее видовое своеобразие
.Поэма. Роман. Повесть и рассказ. Басня.
Ода. Сатира. Элегия.
Трагедия. Комедия. Драма.
7.Художественный метод и стиль (2ч)
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Художественный стиль. Понятие о стиле. Стилистика языка. Стилистика речи. Стиль художественной литературы.
Практические работы.
№ п\пПрактические работы 1 Конспектирование лекции учителя 2 Составление простого и сложного плана 3 Подготовка сообщений 4 Анализ художественных текстов 5 Определение темы и идеи произведений 6 Анализ композиции произведения 7 Анализ изобразительно-выразительных средств языка 8 Определение рода произведения 9 Определение жанра произведения 10 Выявление особенностей литературного метода Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Осваивая темы, указанные в программе, к концу 9 класса учащиеся овладевают теоретико-литературными знаниями:
о литературном произведении как художественном единстве и его компонентах;
об изобразительно-выразительных средствах языка, особых лексических ресурсах языка и поэтическом синтаксисе.
Выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, сюжет; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
выявлять особенности поэтической речи прочитанных лирических текстов;
характеризовать основные проблемы и композиционные особенности прозаических текстов.
Литература.
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1985.
Гинзбург Л. О литературном герое. - Л., 1979.
Волков И.Ф. Теория литературы. - М., 1995.
Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. - М., 1996
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М, 1988