Участие в научно — практической конференции по теме Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся.


Накарякова Т.М.
МБОУ СОШ №4
Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции , субъективности обучающихся в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начальной школы, поскольку с позиции отечественных психологов учебная деятельность в данный период является ведущей в психологическом развитии детей 7-10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает совершенствование нового учебного содержания. Наиболее успешным в начальной школе признаны проблемное изложение учебного материала, частично-поисковый метод. Опытом зарубежных и российских педагогов доказана многоаспектная эффективность проектного метода. Неоспоримыми достоинствами проектного метода являются высокая степень самостоятельности, инициативность обучающихся, их познавательная мотивированность, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков, умение конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Что я познаю, что я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Для использования проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующе - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности);
- информационно- операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);- рефлексивно - оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В начальных классах можно выполнять следующие проекты: «Математический задачник» (дети составляют арифметические, геометрические и логические задачи к разным темам и оформляют каждый свой и общеклассный задачники), «Дневники читательских удовольствий» (иллюстрированный сборник отзывов, заданий, сочинений, стихов к любимым произведениям), «Тренажёры по русскому языку» (обучающиеся придумывают для всех задания, которые тренируют в знаниях на определённые «самые трудные» правила и орфограммы, оформляют их в виде игр, перфокарт, книг). Процесс обучения—важнейший педагогический процесс. В процессе обучения обучающиеся расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. Поэтому метод проектов можно отнести к технологиям XXI века.