Рабочая программа по обществознанию для ППКРС по профессии Автомеханик 234 часа


Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Камский государственный автомеханический техникум им. Л. Б. Васильева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)
общеобразовательного цикла
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих СПО
по профессии
23.01.03 «Автомеханик»
Набережные Челны, 2016
На заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №____ Заместитель директора по УР
«____»__________________ 20___г. И.Г.Заббарова «____»_____________ 20__г.
Подпись ПЦК расшифровка подписи Составитель: Нурутдинов Л. Р.,
преподаватель I квалификационной категории
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с учетом требований ФГОС СПО по профессии 23.01.03 «Автомеханик».
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» для программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Содержание
HYPERLINK \l "_TOC_250007" Пояснительная записка4
Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»5
HYPERLINK \l "_TOC_250006" Место учебной дисциплины в учебном плане5
HYPERLINK \l "_TOC_250005" Результаты освоения учебной дисциплины6
Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины HYPERLINK \l "_TOC_250002" 9
HYPERLINK \l "_TOC_250001" Характеристика основных видов учебной деятельности студентов14
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Обществознание»16
HYPERLINK \l "_TOC_250000" Рекомендуемая литература17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессиям 23.01.03 «Автомеханик».
Содержание рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам РФ;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учётом специфики программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих технического профиля.
При освоении программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих технического профиля интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках итоговой аттестации студентов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых студентам для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей студентов, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕУчебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсвоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектовЧеловек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
Индустриальная революция: плюсы и минусы.
Глобальные проблемы человечества.
Современная массовая культура: достижение или деградация?
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
Кем быть? Проблема выбора профессии.
Современные религии.
Роль искусства в обществе.
Экономика современного общества.
Структура современного рынка товаров и услуг.
Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и при- чин безработицы в разных странах.
Я и мои социальные роли.
Современные социальные конфликты.
Современная молодежь: проблемы и перспективы.
Этносоциальные конфликты в современном мире.
Семья как ячейка общества.
Политическая власть: история и современность.
Политическая система современного российского общества.
Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
Формы участия личности в политической жизни.
Политические партии современной России.
Право и социальные нормы.
Система права и система законодательства.
Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
Характеристика отрасли российского права (на выбор).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», включающей экономику и право, в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет 234 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка студентов – 156 часов, включая практические занятия — 30 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 78 часов.Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия студентов Кол-во часов Уро-вень освое-ния1. Человек и общество 20 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. 8 1
1.2. Общество как сложная система Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 8 1
Практические занятия
Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества.
Общество и природа. Глобализация. 4 2
Самостоятельная работа
Понятие и виды деятельности человека – 2 ч.
Форма работы: Письменное сравнение различных видов деятельности человека
Деятельность и общение – 2 ч.
Форма работы: Письменное сравнение различные виды общения
Потребности человека – 2 ч.
Форма работы: Примеры на каждый вид потребностей (письменно) 6 3
2. Право 30 2.1. Правовое регулирование общественных отношений Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. По- рядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.
Юридическая ответственность и ее задачи. 8 1
2.2. Основы конституционного права РФ Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в РФ.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 4 1
2.3. Отрасли российского праваГражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы за- щиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право РФ.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. 10 1
Практические занятия
Право в системе социальных норм. Система права. Формы права.
Конституционное право.
Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право.
Трудовое право. Административное право. Уголовное право. 8 2
Самостоятельная работа
Понятие и отрасли права – 2 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Отрасли права
Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность – 2 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Виды юридической ответственности»
Заключение и регистрация брака в РФ – 2 ч.
Форма работы: Решение задач по семейному праву РФ
Прекращение и расторжение брака в РФ – 2 ч.
Форма работы: Решение задач по семейному праву РФ
Режим имущества супругов в РФ – 2 ч.
Форма работы: Решение задач по семейному праву РФ
Практическая работа по теме «Брачный договор в РФ» – 2 ч.
Форма работы: Решение задач по семейному праву РФ
Алименты – 2 ч.
Форма работы: Решение задач по семейному праву РФ
Административное право РФ – 4 ч.
Форма работы: Решение задач по административному праву РФ
Уголовное право РФ. Вина и состав преступления – 4 ч.
Форма работы: Решение задач по уголовному праву РФ
Уголовная ответственность и наказание – 2 ч.
Форма работы: Решение задач по уголовному праву РФ
Информационное право РФ – 4 ч.
Форма работы: Решение задач по защите прав интеллектуальной собственности в РФ 28 3
3. Духовная культура человека и общества 12 3.1. Духовная культура личности и общества Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. 2 1
3.2.Наука и образование в современном мире Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни со- временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в РФ. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. 4 1
3.3. Мораль, искусство и религия как элементы духов- ной культуры Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения РФ.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. 4 1
Практические занятия
Духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества. Мораль.
Религия. Искусство. 2 2
Самостоятельная работа
Искусство и массовая культура – 2 ч.
Форма работы: Сравнительный анализ произведений искусства и массовой культуры (письменно)
Познавательная деятельность. Истина и ее критерии – 2 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Виды познания» \
Эссе о возможности существования абсолютной истины
Образование – 2 ч.
Форма работы: Эссе о проблемах образования и науки в РФ
Религия, мировоззрение, убеждение, вера – 2 ч.
Форма работы: Сравнительный анализ 3 мировых религий 8 3
4. Экономика 34 4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. 6 1
4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в РФ. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды на- логов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. 10 1
4.3. Рынок труда и безработица Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. 7 1
4.4. Основные проблемы экономики РФ. Элементы международной экономики Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики РФ, ее экономические институты. Основные проблемы экономики РФ и ее регионов. Экономическая политика РФ. РФ в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. 5 1
Практические занятия
Экономика как наука.
Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике.
Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики РФ. 6 2
Самостоятельная работа
Смешанная экономика – 3 ч.
Форма работы: Сравнительный анализ типов экономических систем (письменно)
Деньги – 2 ч.
Форма работы: Устные сообщения об истории денег
Налоги – 3 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Налоги в РФ»
Товары – 2ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Виды товаров»
Виды организаций – 2 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Организационно-правовые формы юридических лиц»
Предпринимательство – 4 ч.
Форма работы: Разработка бизнес-идеи (письменно)
Рынок труда – 2 ч.
Форма работы: Устный анализ состояния рынка труда в Набережных Челнах и проблем занятости 18 3
5. Социальные отношения 30 5.1.Социальная роль и стратификация Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. 6 1
5.2. Социальные нормы и конфликты Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. 8 1
5.3. Важнейшие социальные общности и группы Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 10 1
Практические занятия
Социальная стратификация. Виды социальных норм.
Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения.
Семья в современной России. 6 2
Самостоятельная работа
Социальные нормы и отклоняющееся поведение – 2 ч.
Форма работы: Примеры различных видов отклоняющегося поведения или заполнение таблицы «Виды социальных норм
Социальный статус личности – 2 ч.
Форма работы: Характеристика собственного социального статуса (устно)
Семья и быт – 2 ч.
Форма работы: Эссе о проблемах семьи в современной России
Нации и межнациональные отношения – 2 ч.
Форма работы: Эссе о проблемах межнациональных взаимоотношений в современной России и путях их решения 8 3
6. Политика 28 6.1. Политика и власть. Государство в политической системе Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на- значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной по- литической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки. 12 1
6.2. Участники политического процесса Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его при- чины и опасность. Избирательная кампания в РФ.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. 12 1
Практические занятия
Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства.
Формы государства.
Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в РФ. Личность и государство. 4 2
Самостоятельная работа
Система власти РФ – 2 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Система власти в РФ»
Формы правления – 2 ч.
Форма работы: Заполнение таблицы «Формы правления
Типы политических режимов – 2 ч.
Форма работы: Письменное сравнение трёх политических режима
Гражданское общество и правовое государство – 2 ч.
Форма работы: Выявление проблем развития гражданского общества и возникновения правового государства в современной России (письменно)
Демократия, выборы и политические партии – 2 ч.
Форма работы: Написать эссе о проблемах демократического развития в РФ 10 3
Дифференцированный зачёт 2 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 156
Максимальная учебная нагрузка (всего) 234
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обученияХарактеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид»,
«личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как сложная система Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
2. ПРАВО
2.1.Правовое регулирование общественных отношений Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права
2.2.Основы конституционного права РФ Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан
2.3. Отрасли российского праваУмение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права
3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
3.1. Духовная культура личности и общества Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в обществен- ной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям
3.2. Наука и образование в современном мире Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом
3.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей
4. ЭКОНОМИКА
4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики
4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;
«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,
«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»
4.3. Рынок труда и безработица Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий
4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли
5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
5.1. Социальная роль и стратификацияЗнание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
5.2. Социальные нормы и конфликтыХарактеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения
5.3. Важнейшие социальные общности и группы Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)
6. ПОЛИТИКА
6.1. Политика и власть. Государство в политической системе Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки
6.2.Участники политического процессаХарактеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности студентов.Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования.Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за- коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Основная литература
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М.: Просвещение, 2014. - 351 с. URL: HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/soc/soc45.htm" http://www.alleng.ru/d/soc/soc45.htm (дата обращения: 15.08.2015).
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М.: Просвещение, 2014. – 335 с. URL: HYPERLINK "http://www.alleng.ru/d/soc/soc61.htm" http://www.alleng.ru/d/soc/soc61.htm (дата обращения: 15.08.2015).
Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений СПО / А. Г. Важенин. – 12-е изд.. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
Дополнительная литература
Баранов П. А., Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Интернет-ресурсы
«ГАРАНТ» — информационно-правовой портал. HYPERLINK "http://www.base.garant.ru/" \h www.base.garant.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов HYPERLINK "http://www.school-collection.edu.ru/" \h www.school-collection.edu.ru.
Открытый класс: сетевые образовательные сообщества HYPERLINK "http://www.openclass.ru/" \h www.openclass.ru
Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». HYPERLINK "http://www.istrodina.com/" \h www.istrodina.com