Сочинение-описание по картине Николая Петровича Крымова Зимний вечер»

Сочинение-описание по картине
Николая Петровича Крымова "Зимний вечер»
( Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства в 6 классе)

Цель:
1.Развитие коммуникативной компетенции.

Задачи:
1.Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине: понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
2.Расширить словарный запас учащихся, кругозор учащихся через биографию художника, виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею
3.Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Интернетресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
13 LINK "http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xtvtji5m7tUtZxr3mZbvb4ygcyDKoihTN0mNR7bQ2YaqS38XQNsS2sLJLRnfuTaJsAlbBqbjXCiGPX9Vaj9o9c6XgVu4u
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14Русские художники. Крымов Николай Петрович.15;

Раздаточный материал:
Холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий , зеленовато-серый, которые передают ощущение мороза.
Теплые цвета: рыжевато-коричневые, желтовато-коричневые ; желтоватый. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.


Лексика ( слова на доске)
Голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый, пейзаж.
1 тетрадь –рабочая. Подготовка к сочинению.
2 тетрадь для творческих работ.

1.Вступление
1.Окружающая нас природа настолько прекрасна, что большинство художников и поэтов стремятся запечатлеть её в своих произведениях. Среди учащихся нашего класса есть ребята, которые любят рисовать. К сегодняшнему уроку я попросила их нарисовать зимний пейзаж.
Пейзаж- это ( ответы учащихся)
И вот что из этого вышло
( Учащиеся представляют свои работы и читают выразительно стихотворения)
Сейчас каждый из вас попробует нарисовать свой зимний пейзаж, для этого мы сядем поудобнее, закроем глаза и начинаем представлять свою картину
( под музыку )
Кто желает поделиться своей картиной.

2. Сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую настоящего художника, нашим экскурсоводом будет Н.А.Торопова ( рассказ- презентация учителя ИЗО).

2.Рассказ о художнике.
Представление- презентация творчества Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине.
Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией. Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание. Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею. Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Петр Алексеевич рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный и авторитетный состав преподавателей. Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил на самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е годы молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему пейзажа-картины.
Крымов прожил долгую, 74-летнюю жизнь, которая, казалось бы, прошла без видимых волнений и трагедий. Но в этом, наверное, особая внутренняя сила и душевная стойкость человека, на долю которого, как и людей его поколения, выпали три войны и три революции. Он является одним из лучших пейзажистов 20 века, который так же был известен и как теоретик живописи и как гениальный педагог (в 1919-1930 художник долгое время преподавал в Пречистенском практическом институте) .Учителями этого художника были такие мастера как В.А.Серов и К.А.Коровин. Н. Крымов был противником каких-либо экспериментов в области искусства и благодаря этому он описывал всё живое, как оно есть. Художник был последователем классического направления живописи сложившегося в 19 веке. Он попытался собрать воедино и обобщить это направление. У него было большое количество учеников, которых он обучал по собственной системе. И еще больше учеников выучились по его системе. Отличительной чертой этого художника было то, что он прививал каждому своему ученику чувство индивидуальности. Крымов является настоящим приверженцем классического направления живописи, он оставил глубокий след в живописи 20 века в России.

Вопрос: 1.Какова тема нашего урока? ( Запись тем в тетради)
2.Что из услышанного вам показалось наиболее интересным
( записать короткими предложениями в тетрадь)

3.Работа с картиной
1. Рассматривание картины.
2. Какие предметы вам сразу «бросаются» в глаза ( записать столбиком посередине листа бумаги)
Деревня Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.
Деревья. На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.
Небо. Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.



3. Подобрать к существительным- прилагательные с ориентиром на картину.
( работа в тетрадях)
4. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?
( ответы- запись в тетрадь)
На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму. Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

5.Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? Какие признаки наступающего вечера вы видите?
(ответы)
6.Вы тоже наблюдали несколько дней за красками зимнего вечера.
Что увидели вы?
( ответы)

Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.

7.В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?
( ответы)
Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.
Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.

8.В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей».
Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?
Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...

9. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?
Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.
Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

11. Обобщение.
Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

4.Составление плана
-С чего бы вы начали описание картины?
-О чем бы обязательно написали?
-Чем бы закончили сочинение?
Примерный план
Лучше простой или сложный план выбрать?
1.Н.П.Крымов - художник-пейзажист.
2.Зима в изображении художника :
А) снег;
Б) небо;
В) тени;
Г) особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).
3.Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Учащиеся прошлого года, конечно, уже работали над этой картиной. И вот что у них получилось. Слово ученице 7 «б» класса..

5. Работа в парах.
Написание вступления

Д/З
Написание сочинения-описания.
«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»
Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315