СОЧИНЕНИЯ – ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА КРЫМОВА «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» 6 КЛАСС


УРОК «ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ
СОЧИНЕНИЯ – ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА КРЫМОВА «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» 6 КЛАСС
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине Николая Петровича Крымова. Только отгадав мою загадку, вы поймете, какую картину мы возьмем для рассмотрения, и какое время года изображено на картине художника.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.(Зима)
Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О зиме)
Но не просто о зиме, а о картине Николая Петровича Крымова «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР».
Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
Сегодня на уроке мы будем работать с картиной «Зимний вечер» Н. П. Крымова, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.
Посмотрите на картину, ее написал художник Крымов
2. Рассказ о художнике.
В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.
Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у своего отца. А затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у известных художников: Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками.
Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных картин была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Самые первые картины молодого Николая Крымова продемонстрировали, что в русскую пейзажную живопись вошел городской житель, способный увидеть настоящую красоту природы среди городских домов и разноцветных крыш, почувствовать тайную жизнь среди городской суеты и шума.
На Картине «Зимний вечер» Николай Петрович Крымов запечатлел небольшую деревушку зимой, передал её покой и умиротворение. Картина «Зимний вечер» — самая известная работа Николая Крымова.
Вопрос:
• Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше всего?
3. Словарная работа.
Николай Петрович Крымов - один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Кто такой пейзажист?
В словаре дается такое объяснение.
Пейзажист — художник, описывающий природу (Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный).
А как называется тогда жанр живописи, над которым работал Н.П. Крымов? (Пейзаж – живописный жанр, изображающий природу)
Задание: Выпишем эти слова и их лексические значения в тетрадки и запомним.
А какие жанры вам еще известны и художники, которые работали над ними (натюрморт: Кончаловский «Сирень в корзине»).
4. Беседа по картине «Зимний вечер».
Теперь посмотрим на картину Крымова «Зимний вечер». Какие чувства вызвала у вас картина? (Чувство спокойствия, умиротворения и тепла).
Что изображено на картине? (На этой картине художник запечатлел небольшую деревушку зимой, замёрзшую речку, лес, небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах, купол колокольни, местные жители).
Каким автор изобразил снег на картине? Какое сочетание красок использует автор?(Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов).
Что мы видим на переднем плане? Опишите. (На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку).
Как вы считаете, а что это за точки на переднем плане? (В них мы можем угадать деревенскую детвору).
А что мы видим на среднем плане? (На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей).
Что художник изобразил на заднем плане? (На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес).
Какого цвета на картине деревья и дома? (Они выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет).
Как вы считаете, что является главным в этой картине? Почему? (Небо).
Небо на картине одного цвета? (Нет, оно светлое, зеленовато-желтое).
Какие словосочетания вы можете составить со словом небо? (Небо низкое, чистое.).
А что мы видим слева, немного в отдалении от жилых построек? (Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни).
Как вы думаете, что означает церковь, какие чувства она вызывает, символом чего является купол церкви? (Это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью).
Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?
5. Составление плана сочинения.
План… А для чего он нужен?
А кто-нибудь знает из каких частей состоит сочинение – описание?
Напоминаю, что сочинение – описание состоит из 3 частей
1) вступление;
2) основная часть;
3) заключение.
О чем можно рассказать во вступлении? Как начать?
Учитель: помните, вступление должно быть небольшим, но эмоциональным. Прочитав начало, читатель должен заинтересоваться дальнейшим прочтением всей работы.
Главное место отводится основной части. В ней четко, ясно, логично, последовательно раскрывается тема сочинения.
Как закончить работу?
Примерный план:
I. Н.П. Крымов - художник-пейзажист.
II. Зима в изображении художника:
А) передний план: снег; замёрзшая речка.
Б) особенности заднего плана: небо; зимняя деревушка; лес.
В) центр картины: тонкая тропинка, протоптанная в сугробах, вереница людей.
Г)цветовая гамма, какое сочетание красок использует автор?
III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
6. Обогащение словарного запаса.
На переднем плане картины мы видим…;
Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался);
На фоне…(выделяются, показаны).
Учитель: при написании сочинения нужно обратить внимание и на синонимы, чтобы избежать лексических повторов в сочинении.
Как можно называть Н. П. Крымова в сочинении? Как можно заменить слово «нарисовал»?
Когда будете писать сочинение, то обязательно воспользуйтесь своими памятками.
7. ИТОГ УРОКА.
Ребята, какую же интересную и полезную работу мы с вами провели?
8. РЕФЛЕКСИЯ.
У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.
Если вы уверены, что готовы к написанию сочинения, то поднимите вверх красную карточку.
Если вы не совсем уверены в своих силах, то зеленую.
Молодцы, я вижу, все готовы написать сочинение дома.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение по плану, дополняя его своей информацией.
А закончить наш урок мне хотелось бы словами А.А. Пластова: «Я люблю нашу жизнь... Даже обыкновенные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
Я желаю вам успехов в работе, умейте видеть и замечать!