Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.


Солоид Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 9 п. Чульман
Класс: 9
УМК: Русский язык. Русская речь. 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. -18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
Время реализации: 45 минут.
Одной из главных особенностей современной действительности является высшая степень информативности.
Для усвоения информации, её осознания, передачи часто прибегают к сжатию. Сегодня работа над сжатием (компрессией) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы. А без навыков сжатия информации затруднительно написать изложение, подготовиться к защите реферата.
Систематическое закрепление навыков сжатия материала способствует развитию речевой практики, полезно для формирования умений учебной деятельности, в частности редактирования, саморедактирования, конспектирования,написания аннотации, тезисов.
Работа над компрессией текста содействует формированию учебно-познавательных, коммуникативно-речевых, культуроведческих компетенций учащихся.
Приглашаю на урок русского языка в 9 классе по теме:
Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения.
Основная цель урока: повторить алгоритм написания сжатого изложения на материале художественного текста.
Образовательная:
- формировать навыки работы с различными приёмами сжатия исходного текста;
- продолжить работу по формированию навыков анализа художественного текста, выделения в тексте микротем, главной и второстепенной информации.
Развивающая:
- способствовать умению грамотного, логичного, лаконичного изложения мысли, развитию внимания, мышления, речи и памяти.
Воспитательная:
- пробудить у учащихся чувство признательности павшим на поле боя во имя того, чтобы жизнь продолжалась.
Задачи урока:
1.Повторить приёмы компрессии текста.
2.Научить применять приёмы компрессии текста на практике.
3.Способствовать воспитанию самостоятельности через проявление своих знаний в практической
ситуации и развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Тип урока: урок закрепления знаний, отработка умений и навыков.
Вид урока: урок развития речи.
Оборудование: 1. Дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого ученика).
2.Папки с памятками: «Основные требования к сжатому изложению»
3.Плакат с эпиграфом к уроку: «Краткость – сестра таланта» А.П.Чехов.
4.Портрет В.П.Астафьева.
5.План-конспект.
6.Презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мобилизующий этап.
Слово учителя.
- Добрый день, ребята! Сегодня урок развития речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Сжатое изложение является частью государственной аттестации учащихся 9 класса. Более ста лет назад русский писатель, драматург А.П. Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». А чтобы кратко изложить содержание текста, надо знать алгоритм сжатия.
Поэтому основная цель урока – повторить алгоритм написания сжатого изложения и практически подготовиться к созданию сжатого текста.
- Как вы думаете, пригодится ли умение сокращать текст в вашей дальнейшей жизни? (В конспектировании объёмного материала, редактировании, написании аннотации, составлении тезисов).
Этим пользуются ораторы, редакторы, люди разных профессий. Возможно, кто-то из вас выберет профессию, которая потребует от вас знаний и умений компрессии текста.
- Обратимся к памятке «Как писать сжатое изложение» и восстановим в памяти ход работы над сжатием (компрессией) текста (памятка на слайде). Назовите способы компрессии текста.( а)исключение подробностей, деталей; б)обобщение конкретных, единичных явлений; в)сочетание исключения и обобщения).
Работу с текстом проводим в групповой форме (3 - рабочие группы, 1-экспертная)
3.Работа с текстом.
Текст изложения.
В густом осиннике я увидел серый, в два обхвата пень. На срезе пня мягкой шапкой лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но оченьколючая хвоя. Сами ёлочки были так слабосильны, что им уж и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растёт, тот умирает – таков закон жизни. Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись.
Я заметил, что одна ёлочка заметно отличается от остальных. Она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовалась какая-то уверенность и даже вроде бы вызов.
Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым щупальцем впился в середину пня. Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, когда снова и снова передо мной встают те, кто пали на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизнь-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.
Виктор Астафьев.
1)Слово учителя.
-Перед вами текст замечательного русского писателя-сибиряка, участника Великой Отечественной войны Виктора Петровича Астафьева. «Совестью народа» называют этого писателя, создавшего произведения о природе, о войне, о своих современниках. В них он проявил себя прозорливым, честным и мудрым человеком.
2) Первое чтение текста.
3) Аналитическая беседа по тексту.
- Опираясь на памятку «Как писать сжатое изложение», определите тему текста. (о ёлочке, стремящейся просто выжить).
- Сформулируйте основную мысль текста.(ёлочка – символ победы в борьбе за выживание и символ памяти о тех молодых ребятах, которые погибли в войне во имя жизни на земле)
- Озаглавьте текст.(варианты: «Тяга к жизни», «Жизнь продолжается», «Ради жизни на земле», «Ёлочка Победы».
- Определите стиль и тип речи.(Художественный стиль; тип речи: описание с элементами повествования и рассуждения).
- Выделите микротемы, определите основную мысль каждой.
( 1 микротема (1,2 абзацы) – Тот, кто не растёт, тот умирает.
2 микротема (3,4 абзацы) – Родительская забота.
3 микротема (5 абзац) – Ради жизни на земле.
Каждая рабочая группа может работать над компрессией или одной микротемы, или всего текста и предложить свой вариант сжатия.
4.Обработка текста.
а) выделение опорных слов и выражений;
б) использование способа исключения;
в) использование других способов;
г)зачитывание полученного текста.
5. Защита группами полученных результатов компрессии каждой микротемы( проецируется на экран)
6.Комментарии и выводы экспертной группы.
Образец компрессии первой микротемы.
В густом осиннике писатель Астафьев увидел серый пень. На его срезе лежал мох и ютились хиленькие всходы ёлочек. Они были слабосильны. Трудно им было бороться за жизнь и продолжать расти.
Тот, кто не растёт, тот умирает – таков закон жизни. Этим ёлочкам предстояло умереть.
7. Вывод по уроку.
- Сравните исходный текст с текстом сжатым. Сумели ли вы сохранить идею текста?
- Подтверждает ли полученный текст смысл высказывания А.П. Чехова? В чём вы убедились?
- Выражает ли полученный текст название, подобранное вами?
- А ещё какую ассоциацию вызывает у вас слово «ёлочка»? (Слово «ёлочка» в тексте – это символ памяти о погибших молодых ребятах, отстоявших нашу Родину во имя жизни на земле).
8. Рефлексия.
*Что вы вынесли из сегодняшнего занятия?
*Чувствуете ли вы, что овладели приёмами сжатия текста? Отметьте это в листе «Оценка умений и навыков».
*Какой из приёмов компрессии текста показался вам наиболее доступным?