Урок Окружающий мир Строение растений 1 класс


Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №22 имени Н. А. Острякова»
Разработка открытого урока
Окружающий мир 1 класс
Тема «Строение растений»
Подготовила:
Фетисова Елена Владимировна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Использованные современные образовательные технологии:ИКТ, здоровьесберегающие, технология уровневой дифференциации,
технология педагогики сотрудничества

г. Севастополь, 2017 год
Тема: Строение растений
Разработала: учитель начальных классов Фетисова Елена Владимировна, первая
квалификационная категория.
Образовательное учреждение: ГБОУ города Севастополя «Средняя
общеобразовательная школа №22 имени Н. А. Острякова»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели: дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;
прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.
Методы: наглядно-иллюстративный, беседа
Организация пространства: групповая, индивидуальная, коллективная работа
Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний
Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
Коммуникативные УУД:
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
строить речевое высказывание в устной форме.
Ресурсы: компьютер, проектор, ноутбук, таблицы «Части растений, гербарии, корнеплоды, плоды, электронное пособие «Мир природы»,Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Повернитесь к гостям, улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:
Это живая природа.
Их более 350 000 видов на планете.
Это «лёгкие земли».
Им необходима вода, воздух, тепло, почва.
Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.
Игра «Назови растение»
- Не может растение жить без солнца, воды, воздуха и почвы. Я дам каждому ряду изображение:
1 ряд - солнце
1 ряд - вода
3 ряд – воздух и почва
- Назови растение и передай знак другому. Кто быстрее возвратит мне изображение, тот и выиграл.
Рассмотрите гербарии (образцы засушенных растений). Что общего?
Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.
Сообщение темы и целей урока
- Назовите тему.
СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.
- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)
-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?
Слайд из электронного пособия «Мир природы». (Цветковые растения)
Проблемный вопрос.
- А вот и сами части растений. Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.
Сценка «Спор частей растений».
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».
ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас…А какой чудесный аромат исходит от меня…
ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
- Кто главный?
- Какую задачу будем решать?
(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).
Изучение нового материала.
– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
1 Корень..– Кто первый начал спор? (Корень)– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)– Давайте проверим правильно вы ответили.
ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)
- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья) - Нужен корень растению?
- Для чего?
(На доске обозначить корень).
Стебель.
–Какое следующее растение вступило в спор?
- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)
-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.
- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.
- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
- Может растение жить без стебля?
(На доске обозначаем стебель.)
3. Листья
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) - Какая у растений листва? Покажите?
-Почему вверх тянутся листочки?
- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.
- Важны листья для растения?
Обозначаем часть на доске.(Листья)
4. Цветок.
- Для чего создан цветок?
- Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)
- Проверим ваши предположения.
(Диск «Мир природы» Сказка про цветок - недотрогу.)
- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)
Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)
Игра «Плод ли?»
В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.
Закрепление
- Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)
- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)
- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
- Какая часть важнее всего?
ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
Работа в тетрадях.
- Проверим, как вы их запомнили.
Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.
- Какое растение изображено? (Ландыш)
- На что похожи цветки?
- Плоды - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.
- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.
Работа в группах.
1 группа
Все части растения человек использует в своей жизни.
Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.
Корень подсолнух
Стебель яблоня
Листья чай
Цветок морковь
Плод роза
Семена берёза
2 группа. Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым.
Свёкла ○
огурец ○
помидор ○
морковь ○
яблоко ○
редис ○
3 группа. Составь пословицу из слов (украшение растение земли). Объясни смысл.
Растение – земли украшение.
Коллективная работа
Cледующее задание вы выполните в группе. Из картинок частей растения вам нужно составить его.
Учитель: У каждой группы на парте лежит набор карточек частей растений. Из них нужно составить растение.
Дети работают.
Проверка.
В конце, после подведения итогов, учитель раздаёт каждой группе 4 часть от растения.
Учитель: Ребята, вы получили последнюю часть от растения. Сейчас вам нужно сложить все части и приклеить их на лист, намазывая только серединку картинки.
Дети работают. Все растения приклеивают на один лист – корзину.
Рефлексия. Итог.
Продолжите предложения, выбрав начало словами:
- «Я узнал …»
- «Я удивился …»
У вас на столах лежат ромашки, выберите тe, которfz отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие ромашки и поднимают их)
- Кому на уроке было интересно, Кто может сказать, что активно работал.? (Красная)
- Кто про себя может сказать, что у него не всё получалось! (Жёлтая)
- Кто считает, что он мало работал, был не активным, ему было скучно. ? (Синяя)