Тезисы к статье Роль музыки и песен в формировании УУД на уроках английского языка во 2 классе


Роль музыки и песен в формировании УУД
на уроках английского языка в начальной школе.
«Музыка – это сильнейший
психический побудитель,
проникающий в подспудные
глубины сознания»
(В. Леви, «Вопросы психо-
биологии музыки»)
Кто не мечтает о легком пути изучения английского языка? Ведь это довольно утомительный процесс. Общеизвестно, что изучение английского языка становится гораздо интереснее и продуктивнее, если учащиеся вовлекаются в творческую деятельность. Комплексное решение коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах древней Греции многие тексты разучивали пением.
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранных языков. Методические преимущества песен в обучении английскому языку таковы:
- являясь одним из видов речевого общения, песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения,
- знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации,
- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции,
- песни способствуют совершенствованию навыков произношения и развитию музыкального слуха,
- заученные в песнях речевые клише стимулируют монологические и диалогические высказывания и служат основой неподготовленной речи,
- содействуют развитию творческих способностей и эстетических навыков учащихся,
- активизируют языковую деятельность и повышают эмоциональный тонус,
- создают благоприятный психологический климат на уроках и стимулируют интерес к изучению английского языка.
На уроках английского языка песни чаще всего используются:
- для аудирования и фонетической зарядки (на начальном этапе урока),
- для закрепления языковых средств (активной лексики и активных грамматических структур) и навыков оперирования ими,
- как стимул для развития коммуникативных и регулятивных УУД,
- как своего рода релаксация (в середине или конце урока) для снятия напряжения и восстановления работоспособности учащихся.
Авторы В. Эванс, Дж. Дули, Н. Быкова и М. Поспелова при составлении серии учебников «Английский в фокусе» учли эти факторы и включили в учебник очень много несложных, но весьма эффективных песенок.
Например, для закрепления активной лексики и активных грамматических структур используются песенки, в которых фигурирует лексика и грамматика урока:
Can you fly? Can you fly? Can you fly? - No, I can’t.
Can you climb? Can you climb? Can you climb? - Yes, I can.
Can you climb like a chimp?
Can you fly like a bird?
Can you climb? - Yes, I can.
Can you fly? - No, I can’t.
Но можно и важно не только аудировать и петь рифмовки, данные в учебнике. Очень важна творческая работа учащихся. Например, на основе этой песенки, один ученик показывает движения, а другой (или все хором) поют песенку с новыми глаголами. Одновременно активизируется лексика и структура “like a …”, грамматические структуры с глаголом «can» и повышается работоспособность учеников. Такие задания чрезвычайно продуктивны, в процесс вовлекаются даже самые пассивные ученики, эффективность огромная, и, самое главное, если все это делать в быстром темпе, то эта работа не занимает так много времени, как кажется на первый взгляд.