Роль книги и чтения в формировании духовно-нравственного пространства личности и общества. Книга и ее НЕчитатели.


Выступление:
Сахалинские Рождественские чтения: материалы областной научно-практической конференции. Южно-Сахалинск, 2015.
Роль книги и чтения в формировании духовно-нравственного пространства личности и общества
Книга и ее НЕчитатели.
Герои нашего времени… «Почему же наши «герои» не хотят ничего читать? - сетуют взрослые.- Лентяи, неумехи, пребывают в мире виртуальной компьютерной реальности. Не то, что в наши годы! И к учебе мы относились серьезно, двоек не получали. В общем, трава в нашем детстве была зеленее, небо голубее, а сами мы были ангелами с портфельчиками наперевес».
В этих фантазиях мы, взрослые, живем, нам удобнее списать неудачи наших детей на них самих же. Но все же давайте без лишних сентенций ответим на главный вопрос «Почему не читают?»
Дети, возможно, хотят учиться и читали бы они больше, только это далеко не всегда и всем интересно. Интерес к чтению порождается самим процессом чтения, подачей материала, личностью педагога, читающими родителями, наличием домашней библиотеки – все это со временем переходит в привычку, которая, как известно, «свыше нам дана, замена счастию она».
В литературе, посвященной преподаванию предмета в школе, говорится о многом и разном. Учителя-словесники выдвигают ряд версий по облегчению жизни школьников: разговоры о линейном и концентрическом принципе преподавания литературы; упразднение за ненадобностью из школьной программы Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, так сказать, «сбросить с парохода современности», так как школьники не в состоянии «переварить» столь запутанные в философском плане книги. Интересна в качестве корректировки собственной методической базы полемичная статья Инны Яковлевной Кленицкой «Зачем?» [2, с.39]. Публикация вызывает различные мысли, но, признаться, не погружаясь в суть полемики, становится понятным одно: важны не столько подходы в изучении литературы (психолого-педагогический, литературоведческий, исторический), не принципы изучения и не «исключения» из программы (любые «исключения» зиждутся на голом субъективизме). Все методы и средства хороши при умелом дирижировании ими. Проблема все же в другом.
Самой грустной потерей становится утрата возможности читать вслух художественные произведения вместе с учениками, останавливаясь и комментируя слова, детали. Дети не читают, потому что необходимо анализировать композицию, изобразительно-выразительные средства, вместе с учителем препарировать поэзию, при этом уходит настроение, душа, а остается самовлюбленное жонглирование терминами.
Честно говоря, педагоги не очень озабочены тем, интересно ли детям на уроке. Этому есть объяснение. Дело в том, что при компетентностном подходе (формирование умения учиться и практически применять свои знания) учитель выступает в роли корректора, человека, осуществляющего контроль над процессом обучения. Урок литературы перестает приносить радость от общения, сотрудничества, познания, дети не умеют удивляться, испытывать наслаждение, удовольствие от прочтения (это, в понимании учеников, какой-то «моветон»). Действительно, зачем учителю рассказывать биографии великих людей, пятнадцать минуть цитировать А. Блока, мастерски владеть техникой пересказа, выразительно читать прозу, держать на рабочем столе свою любимую книгу, с которой, хотя бы между делом, исподволь знакомить своих подопечных. Детям нужен не бухгалтерский учет на уроках словесности, а учитель-личность, вдохновитель, душа, ум, огонь, талант, творец… Каков наставник, таковы и воспитанники.
Книга уходит из нашей жизни. Визуальный сюжет занимает главенствующее место. По сути, видеоряд – тот же текст, что и книга, только выстроенный из другого материала. Книга - путем словесных средств и лишь иногда дополняется визуальными материалами. Зрительный образ – всегда оценочный и самодостаточный. Человеку кажется, что, увидев происходящее своими глазами, он полнее и правильнее его понимает и истолковывает. Видеоряд может подчеркнуть тяжесть шагающих сапог, а может увидеть дыры на этих сапогах. В визуальном тексте оценочность скрыта, человек ее не замечает, принимая визуальное сообщение за чистую монету. [3, с.4-6]. Конечно, человек, меньшими усилиями и затратами идет к познанию: есть оценка и критика, герои и антигерои, не нужно создавать в своей голове картины, рисовать сюжет, размышлять над вечными проблемами бытия. Продукт готов. Наверное, счастье в умеренности, в разумной дозированности просмотров и прочтений.
Чтение художественной литературы дает возможность развития у детей творческого мышления. Чем больше человек читает, тем больше расширяется мыслительное пространство. Педагог должен провоцировать детей на чтение, использовать порой принудительный метод, который, как замечено, оказывает хорошую службу вдохновению.
К примеру, урок по творчеству А. С. Пушкина. Лицейские годы.
Слово учителя: «Как-то раз на одной из лекций профессор Кошанский сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья – опишите мне розу стихами. Пушкин прочел два четверостишия, которые всех восхитили…»
Нас порадовала работа Литовченко Глеба (10 класс):
Роза - символ совершенства, мудрости и чистоты,
Признаю ее главенство средь цветочной пестроты.
В лепестках хранит царица память нежности, любви –
Каждый может насладиться эталоном красоты.
Роза, милая моя, сердце часто бьется,
Лепестков твоих дурман надо мною вьется.
Роза, чуткая моя, привыкаю к боли.
Навсегда к тебе шипы сердце прикололи.
Или, урок в 11 классе по теме: Серебряный век русской поэзии.
Слово педагога: Серебряный век русской поэзии – это высочайшая культура стиха, таинство любви и экзотика, театральность, «декадентский» стиль жизни, мир ассоциаций, рай и тревога, поэзия намеков и изысканности, одиночество, блаженство и скандал… Поэты намеренно стремились оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворение В. Брюсова из одной строки: «О, закрой свои бледные ноги» (1894г.)
Обучающиеся 11 класса откликнулись на такой поэтический эксперимент:
О, закрой свои бледные ноги
И прикрой свою бледную грудь.
Пусть покинут навечно тревоги,
Покажи мне и радость, и грусть.
О, закрой свои бледные ноги,
И прикрой свою белую грудь –
Я… несчастный стою на пороге,
Я… не знаю, куда мне свернуть.
Может влево, там ждут, в меня верят,
Или вправо, там верят и ждут;
И неважно, какие там ноги,
Куда надо, туда приведут.
(Антипина Алина, 11 класс)
Порой в трудных жизненных ситуациях не стоит прибегать к помощи дорогих психотерапевтов. Врачующую мудрость древних и именитых авторов легко почерпнуть из доступной всем классики. Книга помогает людям на несколько ступенек подняться нравственно, показывает причину человеческих страданий, одиночества, учит, как защитить себя и своих близких от необдуманных поступков.
Итогом размышлений над темой «Почему…» станут слова-обращения ко всем взрослым, педагогам, мудрым и не очень, опытным и начинающим, любящим детей и делающим вид, беспокоящимся, тревожащимся… До тех, пока мы будем собирать «портфолио профессиональной компетентности», наполняя папочку справочками, бумажечками, доказательствами качества своей работы, а не заниматься своими прямыми обязанностями: учить писать и читать, то про такого педагога уже никто не напишет: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»
Литература
1. Егораева, Г. Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 3(С) [ Текст ] / Г. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 63с.
2. Кленицкая, И. Я. «Зачем?» [Текст] //Литература.- 2010.- №19, с. 39-45
3. Луховицкий, В. В. Семь уроков по анализу текста [Текст] / Всеволод Луховицкий // Библиотечка «Первое сентября», серия «Литература».- 2010.- №35, с.32
4. Шемшурина, А. И. Ценностно-смысловая основа воспитания: мыслители прошлого и современность [ Текст ] / А. Шемшурина // Воспитание школьников.- 2011.- №5, с.61