Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: традиции и инновации». Махачкала: ДГПУ, 2013

Караева С.А., Махачкала, Республика Дагестан, РФ
Караева С.А., Москва, РФ
Кабардиева А.А., Хасавюрт, Республика Дагестан, РФ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Монолог - компонент - художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие от диалога не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающую определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Монолог  можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.[4]
«Всякий монолог, писал Л. В. Щерба, есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать.[3]
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу. [4]
Основной единицей в обучении младших школьников монологу является сложное синтаксическое целое. Монологическое высказывание состоит из одного или нескольких сложных синтаксических целых, которые представляют собой сочетания нескольких предложений, образующих цельные по содержанию и грамматическому оформлению блоки.[1]
В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Так, рассказ по наблюдениям (сообщение) подготавливается учеником иногда на протяжении нескольких дней. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организованна. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план (письменно или устно), готовит отдельные фрагменты, языковые средства. В монологе необходима отработка внутренних связей, композиции.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев к основным свойствам монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. [1]
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. [2]
Именно в монологической речи обнаруживаются различия видов текста (описание, повествование и пр.), стилистические особенности (речь деловая и речь эмоционально-образная). В отличие от диалога монолог, как правило, обращен не к одному человеку, а ко многим. Следовательно, автор так должен его составить, чтобы он был понятен любому слушателю или читателю. Отсюда вытекают высокие требования к монологической речи.
Монологическая речь учителя – важнейшее, действенное средство формирования и развития навыков связной устной речи. В ней должно быть единство содержания, особенности подачи материала, его словесное оформление и способы (приемы) произношения.
Традиционно в монологической речи выделяются: повествование (рассказывание, пересказ, сообщение), описание, рассуждение, которые тесно связаны с формированием и развитием связной речи.
Доказано, что умение связно рассказывать зависит от умения наблюдать, анализировать, сравнивать, охватывать различные признаки предметов, явлений, расчленить их; излагать все это в определенном порядке – в плане содержания речи.
Детям трудно припоминать нужные слова и конструкции, т.е. труден план выражения. Усвоение монологической речи связано и с планом содержания, и с планом выражения.
Обучение рассказыванию начинается с первых же уроков, перечисления предметов с указанием на них.
Вот мой дом. Тут деревья. Здесь родители; Тут папа и мама. Там деревья и цветы; Тут мама и папа. А там цветы и деревья
Успех в формировании навыков монологической речи во многом обусловлен не заучиванием текстов наизусть, а системой упражнений о связном рассказывании на аналогичные темы; частой повторяемостью тематики рассказов в течение определенного периода.
Из упражнений, обучающих монологической речи, можно рекомендовать следующие:

· дословное воспроизведение текста, рассказанного учителем (или учащимися);

· составление связного рассказа из диалога;

· пересказ прослушанного или прочитанного текста с использованием картин или опорных слов;

· свободный пересказ прослушанного или прочитанного;

· пересказ прослушанного или прочитанного с грамматическим заданием (с изменением лица или времени действия и т. д.);

· составление рассказа по картинке, по отдельным просмотренным кадрам;

· составление рассказа на предложенную учителем тему.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что успешность и результативность работы по развитию и совершенствованию речевых умений и навыков во многом зависит от правильного использования не только общедидактических и собственно методических принципов коммуникативной направленности, взаимообусловленности устной и письменной речи и комплексного подхода к обучению, но и лингвистического учения о тексте, которое является теоретической основой русского речевого развития учащихся начальных классов.
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1. Караева С.А. Формирование и развитие связной русской речи учащихся начальных классов кумыкской школы с использованием средств наглядности. Махачкала: ДГПУ, 2009.
2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
3. Русский язык и культура речи. Электронный ресурс. [[Режим доступа]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.– Л.: Высшая школа, 1974.


Авторская справка

Караева Салимат Атавовна (Махачкала, Республика Дагестан, РФ), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».
Караева Саният Атавовна (Москва, РФ), ведущий специалист отдела электронного обучения издательского центра «Академия», соискатель МПГУ.
Кабардиева Альбина Алимурадовна (Хасавюрт, Республика Дагестан, РФ), кандидат педагогических наук, методист факультета педагогики и психологии филиала ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» в г.Хасавюрт.














Заголовок 115