Урок по географии на тему Методы изучения природы


Методы изучения природы
Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.
Задачи:
образовательные:
познакомить детей с методами изучения природы, основными инструментами, приборами, применяемыми для познания природы;
обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
развивать в детях способность к логическому мышлению;
Воспитательные:
воспитывать умения работать в группах;
прививать практические навыки коммуникативного общения;
воспитывать любовь к природе
Оборудование: измерительная лента, термометр, лупа, весы, мерный цилиндр, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля.Структура занятия:
Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе занятия
Изучение нового материала
Закрепление полученных знаний.
Подведение итогов
Ход занятия.
1.Актуализация знаний учащихся
-Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. Посмотрите вокруг и послушайте голос окружающего мира.
-Что вы услышали и увидели?
-Что такое природа?
-Назовите тела природы?
-На какие две группы можно их разделить?
-Чем отличаются тела живой природы от неживой?
-Какие правила должен помнить и соблюдать человек по отношению к природе?
-Что означают эти знаки?
2.Переход к новой теме
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?
-Чему научился человек у природы, какие технические решения она ему подсказала?
-Как важно и интересно изучать природу! Какими методами это можно сделать? Какие способы изучения природы вам знакомы?
3.Изучение нового материала
-За природой можно наблюдать, получая огромные сведения.
Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
В глубокой древности
люди начали наблюдать за повадками зверей, ростом и развитием растений, что позволяло им делать охоту успешней, выращивать растения около жилища.
Знания, полученные при наблюдении за окружающей средой, люди передавали из поколения в поколениев виде преданий, записей, примет.
Сегодня метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
- Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.
- А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, сроков сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
-Для изучения природы достаточно ли наблюдений?
Все мы слушаем прогноз погоды. Прогноз – это результат наблюдений за погодой, но с использованием специальных приборов, установленных как на Земле, так и на спутниках, летающих вокруг Земли.
- Какие приборы помогают человеку изучать явления природы?
-Попробуйте определить и пояснить их назначение.
-Какими приборами вы пользовались и с какой целью?
Для изучения природы используют различные приборы: часы, весы, лупу, микроскоп, телескоп, термометр, бинокль, линейку.На основе данных, полученных при наблюдениях и измерениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.
С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях
4.Первичное закрепление
-Какие методы необходимы для изучения природы?
-Что такое наблюдение? Измерение? Эксперимент?
Попробуем ими воспользоваться.
5.Практическая работа по группам.
Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 2-й группе. Проведите измерение температуры воды в емкости с помощью термометра.
Задание 3-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента
6. Закрепление темы:
Какие методы применил автор этих строк для изучения природы?
За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14м, его диаметр 12 мГрязный снег быстрее тает, чем чистый.
7.Вывод занятия:
Природа прекрасна, многообразна, величава, богата и нами любима.
Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.
Но никогда не навредите природе!
8.Дополнительный материал
Какая наука главнее?
Но вы соберете травинку едва ли.
Вам даже не сделать пустячной соринку –
Кусочка от этой Зеленой травинки.
Выходит, травинка сложней, чем ракета.
Как просто все это!
Как сложно все это!
Всюду жизнь
Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,
Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,
И комар завопит из прозрачных тенет,
Паучок упадет, как зеленый горошек.
Меж таинственных, кряжистых ив да осин
Ключевой ручеек моет ноги в смороде.
Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,
Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.
Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?
Как жестоки порой наши вольные руки.
Где, вы, души, готовые петь и рыдать
Над невзрачным цветком в век могучей науки?