Публикация Методика проведения практических работ по литературе.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Роль уроков литературы в школе XXI века становится особо значимой, ведь чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа. Поэтому главная задача учителей- словесников – донести до своих учеников слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Первоочередная задача – помочь ученику увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.
В своей педагогической деятельности на уроках литературы использую практические работы по литературе. В 10-11 классах такие работы проводятся только после самостоятельного прочтения художественного текста, а в 5-9 классах – в процессе чтения произведения.
I. Цели практической работы по литературе
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, формулировать выводы; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: самостоятельно определять проблематику и тематику текста, уметь видеть текст и извлекать подтекстовую информацию, правильно формулировать концепт – то главное, что держит текст и не даёт ему рассыпаться на отдельные эпизоды; сопоставлять героев; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать им оценку; создавать творческую работу по заданной теме.
II. Методика проведения практической работы
Практическая работа проводится в индивидуальной форме. Учитель во время работы направляет и координирует деятельность учащихся. Работа состоит из трёх частей: а) работа по содержанию художественного текста (систематизация цитатного материала); б) создания творческой работы; в) выполнение иллюстрации, рисунка цветными карандашами или акварельными красками. Работа выполняется на стандартном листе А 4.
III. Структура урока-практикума по литературе
1. Сообщение темы практической работы, постановка учебной цели.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы практической работы (создание проблемной ситуации через систему вопросов, постановка исследовательских задач, сообщение учителем дополнительного материала по теме).
3. Практическая работа (работа по художественному тексту, систематизация материала по поставленным проблемам).
4. Творческая работа:
а) создание иллюстрации, картины к заданию;
б) написание сочинения или развёрнутого ответа по теме практической работы.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов за урок.
7. Определение домашнего задания.
IV. Планы практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (6 класс)
ТЕМА: «РОЛЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»
ЦЕЛЬ: найти картины природы в рассказе, озаглавить, определить роль пейзажа, показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; продолжить развитие творческих способностей учащихся; вызывать интерес к произведениям И.С. Тургенева.
Ход работы
1. Организационный момент, объявление темы и цели практической работы.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы практической работы.
И.С. Тургенев и природа (слово учителя).
3.Практическая работа.
Учитель выразительно читает первый абзац рассказа «Бежин луг».
Задание №1. Определить микротемы эпизода. Озаглавить.
1. «Утренняя заря не пылает пожаром».
2. Полдень. Небосклон. Вечер.
3. Заходящее солнце.
Задание №2. Лист А4 разделить на три части. Утро. Полдень. Вечер.
Задание №3. Опираясь на содержание эпизода, не меняя цветовую гамму, на листе изобразите июльский небосклон в трёх временах: утро, полдень, вечер. (Учитель ещё раз читает текст по микротемам, под его руководством ученики изображают картину июльского небосклона).
Задание №4. Человек может лишь уповать на природу, как на высшую силу - он зависит от её расположения. Подтвердите эту мысль цитатой, запишите её. («Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба»).
Задание №5. Какие вы знаете народные приметы, связанные с небом? Запишите.
Задание №6. Какова роль данного эпизода? Запишите.
В начале рассказа природа живёт отдельной, прекрасной и независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Настроение человека зависит от природы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Определите эпизоды, связанные с описанием природы, озаглавьте.
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча».
У костра: « запах русской летней ночи»
«Торжественно и царственно стояла ночь»
«Недолги летние ночи!»
«Утро зачиналось»
«Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило».
4. Подведение итогов за урок.
5. Определение домашнего задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОБРАЗ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ» (Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА»). 7 КЛАСС
ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать прозаическое произведение; помочь увидеть образ Запорожской Сечи – символ товарищества и братства; продолжить развитие речевых и творческих способностей учащихся; поддерживать интерес к изучению предмета.
Ход работы.
1. Организационный момент
2. Психологическая подготовка к восприятию темы
1) Слово учителя
Эпоха, описанная Н.В. Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ №1. Образ Сечи предваряют два образа, символизирующие путь и простор. Нарисуйте то, что вы увидели в тексте, выпишите образный ряд, связанный с каждым из символов.
(Образ степи: солнце «тлетворный свет», «пространство», «волны растений», «зелёно-золотой океан», «девственная пустыня»;
Образ дороги: пространство, в котором видны «…две трубы скромного их домишка», «далёкий луг», «шест, одиноко торчащий в небе».
Дорога – духовное развитие, переход к другому этапу жизни).ЗАДАНИЕ №2. Определите, кто населял предметы? Какова картина обычной жизни в предместье? Выпишите цитаты («… армянин развесил дорогие платки…», «татарин ворочал на рожнах бараньи катки», «звук кузнецких молотов»).
Задание №3. Выпишите законы Сечи, её обычаи, нравы. (Закон – товарищество, воинская служба – добровольное служение Отечеству, наказание за кражу, убийство).
4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
1) Слово учителя. По мнению Н.В. Гоголя, Запорожская Сечь – это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.
«Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда развивается воля и казачество на всю Украину!».
2) Задание. Представьте, что Запорожская Сечь – это государство, живущее по своим законам. Изобразите Сечь – символ воли, товарищества и братства. (Город, государство без границ, стен; нет заборов и каких-либо ограждений; изба (хата) с открытыми дверями).
5. Итог урока
6. Определение домашнего задания
Анализ результатов практической (исследовательской) деятельности обучающихся позволяет сделать вывод, что такая деятельность при правильной организации создаёт условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся, формирования собственной системы ценностей.