Конспект урока по географии на тему Внутреннее строение Земли. Методы изучения. (5 класс)


Ф.И.О. учителя: Лисевич Лариса Анатольевна, учитель географии МБОУ «СШ им.Д.И. Коротчаева» г. Новый Уренгой
Класс: 5
Тема урока: "Внутреннее строение Земли. Методы изучения"
Цели урока:
Введение понятий «внешние оболочки Земли» и «внутреннее строение Земли; начало формирования мировоззренческой идеи о целостности всех земных оболочек; выявить особенности строения Земли, свойства земной коры.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
Личностных - знание нравственно-культурных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения;
Познавательных - поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения;
Регулятивных - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых корректив в план и способ действия; осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция;
Коммуникативных - социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
3.Способствовать развитию интереса к географии как учебному предмету и области научных знаний, создать эмоциональную мотивационную основу для изучения темы «Внутреннее строение Земли. Методы изучения».
Ожидаемые результаты: 1) репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятия земная кора, литосфера, мантия, ядро. 2) конструктивный уровень: описывать модель строения Земли, выявлять особенности внутренних оболочек Земли 3) творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с текстом, схемами, таблицами.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения нового материала
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые ресурсы:
УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.. )
Презентация, электронное приложение к учебникуВидеофрагмент: Строение Земли, скважина на Кольском полуострове.http://video.vandex.ru/users/lionheart-07/view/154 (методы исследования Земли)http://www,voutube,com/watch?v=qnEh-Hw3Lu8Сценарный план урока.
1 этап. Организационный момент.
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Добрый день дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня! У кого сегодня хорошее настроение, хлопните в ладоши два раза! У кого плохое настроение хлопните один раз! Я думаю, чтов конце урока у вас у всех будет хорошее настроение и вы подарите мне смайлики с улыбками! Проверте свои бортовые журналы (тетради), новигаторы (книги), чудо – ручки- самописалки, чудо карандаши – саморисовалки. Отправляемся в новое путешествие!
2 этап. Актуализация знаний учащихся.
На интерактивной доске при помощи программы Smart Notebook высвечивается картинка пропасти с Бегущими строкой - вопросами. При правильном ответе на вопрос высвечивается досточка и так пока не получится мост через пропасть.
Учитель задает вопросы:
Как называется третья по счёту планета Солнечной системы?
Как называется планета, большая часть поверхности, которой покрыта водой?
Как называется планета, на которой есть жизнь?
Ответ: Планета Земля.
Учитель:Правильно, Планета Земля. Высвечивается «Снимок из космоса»
Представьте себя в роли астронавтов- исследователей, которые, путешествуя по космосу, изучают различные планеты.
И так: «Все сели удобнее в ракету, прямо по курсу - Планета Земля! Посмотрите и назовите, какие цвета вы видете на поверхности Земли?
Наша планета очень живописна.
Ответы обучающихся с коментарием учителя:
Обучающиеся Учитель
Белый цвет как будто, кружевные пятна
Голубой массивный голубой фон
Коричневый, темно- коричневый отельные крупные участки, скрываемые белой дымкой
Учитель приближает снимок:
Учитель: Не сложно догадаться, можно предположить, что «белые кру-
ева» - это газообразное вещество, облака;(далее можно выслушать мнения учащихся)
коричневатые - это твёрдые вещества,
голубой фон- это вода.
Увеличиваем изображение:
Учитель:Что это? Появился зеленый цвет.
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Правильно, на Земле есть жизнь, здесь обитают живые организмы животные и растения. Могут ли растения и животные обходится без воды, воздуха, почвы? Подумайте, какой вывод позволяют сделать наши наблюдения?
Обучающиеся высказывают свои предположения о взаимодействии воды, растений, животных, горных пород, почвы, воздуха.
Учитель: А какую форму имеет Планета Земля? Ответы записывае на доске.
О: шар, шарообразную, геоид.
У: Кто знает как с греческого переводится слово «шар»?
О: Сфера.
Если не знают, можно воспользоваться географическим словарем.
У: Главной особенностью строения Земли, как вы уже заметили, является то, что она состоит из несколько вложенных друг в друга геосфер - оболочек; от греч. «гео» - «земля» и «сфера» - «шар».
У: Догадались, что мы будем дальше с вами изучать?
О: Геосферы. У: Назовите их? Делает запись на доске в виде схемы:
3284830142552328483014255228621371425521766570142240005588841425520геосферы
литосфера атмосфера гидросфера биосфера
У: Правильно. Поэтому наш космический корабль совершает посадку.
У нас есть несколько минут, чтобы привести себя в порядок. А то мы засиделись в своих креслах.
Физкультминутка. В конце разминки растераем ладони, когда почувствовали тепло – передаем его соседу, косаемся его ладони.
Присаживайтесь в кресла и подумайте:
Куда нам лучше приземлиться. Где мы будем себя лучше чувствовать? На какой поверхности?
О: На твердой.
У: Вот с неё давайте и начнем.
3 этап. Подведение учащихся к постановке темы и цели урока.
Учитель: Первая оболочка, как мы свамирешили, с которой мы начнем знакомство – Литосфера. Поэтому определение и запись темы урока в терадки не вызовет у вас затруднения.
Ребята попробуйте сами сформулировать: О чем сегодня пойдет речь? Вспомните правила познания: представте матрёшку.
Правильно. Тема нашего первого урока в разделе «Литосфера» - Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Допишите тему в тетрадь. Высвечивается слайд с темой урока.
Наши редставления об оболочках Земли были бы неполными, если бы мы не заглянули внутрь Земли. Процессы, происходящие на поверхности земли, связаны с его внутренним строением. Что вы знаете о внутреннем строении Земли из курса окружающего мира, из научных фильмов, может кто- то читал про это? С чем можно сравнить внутренне строение Земли?
О: яйцо, яблоко, абрикос и т.д. (показ слайда с высвечивающимися картинками). Лучше использовать программу Smart Notebook, вращающийся прямоугольник.
Рассмотрим сырое яйцо, оно больше других напоминает внутреннее строение Земли. Учитель демонстрирует содержимое сырого яйца. Обучающиеся работают с учебником стр. 68. рис. 42. «Внутренне строение Земли»
Твердая скорлупа – земная кора.
Белок жидкий вязкий – мантия, покрывало.
Желток более плотный – ядро.
У: Какую гипотезу можем выдвинуть?
Гипотеза: Внутренне строение Земли будет неоднородно. Земля состоит из различных слоев, которые будут отличатья составом, свойствами и т.д.
Давайте вместе докажем эти предположения.
Какую познавательную задачу нам нужно решить?
задача: Выделить особенности внутреннего строения планеты.
4 этап. Освоение новой темы:
Учитель: Человек научился летать в космос, опускаться на дно самых глубоких впадин, а вот проникнуть в центр Земли пока не смог. Самая глубокая скважина находится на Кольском полуострове и составляет 15 км в глубину. Показ видеосюжета из электронного приложения, чтобы показать в масштабе планеты. У нас в районе Коротчаево г. Новый Уренгой, находится сверхглубокая скважина глубиной 7500м. А мы давайте представим себя в роли героев романа Ж.Верна «Путешествие к центру Земли» или в роли других фантастических существ, способных проникать сквозь любые преграды, и отправимся внутрь Земли с целью исследовать особенности строения и состав его внутренних частей.(слайд)
Класс предварительно разбит на группы - экспедиции. Каждая экспедиция отправляется в определенный слой емли. (ученики произвольно выбирают карточку одного из трёх цветов)
Каждая группа получает карточки - задания (маршрутный лист)
1 группа - ядро (приложение 1) 2 группа - мантия (приложение 2) 3 группа - земная кора (приложение 3)
Представление группами результатов своей деятельности. Составление систематизирующей
таблицы.(слайд)
5 этап. Обобщение, вывод, первичное закрепление знаний и способов действий
Наше путешествие к центру Земли завершилось. Экспедиции успешно выполнили задачи поставленные перед ними. Слайд (таблица)
Учитель: На основе результатов исследования сделайте вывод об особенностях внутреннего строения Земли. Выявите отличительные признаки.
Как вы думаете, возможно, ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? Ответ обоснуйте.
Решите задачу. Условие задачи высвечивается на доске. Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя, с которого начинается повышение t 5º. При условии на каждые 100м при опускании на глубину t повышается на 3º 1) 1600 : 100
2) 16 х 3 =48º
3) 48º + 5º = 53º
Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
Видеоролик «Изучение строения Земли»
Существуют различные методы изучения. Главные из них - космический и сейсмический.
Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.
Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.
6 этап. Оценочная деятельность (оценочная карточка)
7 этап Рефлексия. Тест.
8 этап. Постановка домашнего задания.
§20, стр.68. Творческое задание: Люди, каких профессий вносят свой вклад в изучение строения Земли? Расскажите об одной из них на выбор.